г. Пермь |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А60-37194/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Васевой Е. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевой Л.П.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Севуралбокситруда" (ОГРН 1026601801324, ИНН 6631001159): Брагин А.В., паспорт, доверенность от 09.01.2014;
от заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ОГРН 1026605237944, ИНН 6671113500): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, открытого акционерного общества "Севуралбокситруда",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2013 года
по делу N А60-37194/2013,
принятое судьей Евдокимовым И.В.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Севуралбокситруда"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Севуралбокситруда" (далее - ОАО "Севуралбокситруда") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетический комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) от 10.09.2013 N 341 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2013, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Севуралбокситруда" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку не осуществляет деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения, эксплуатирует собственный Северо-Восточный дренажный узел, технологическая деятельность которого направлена на подъем из недр и сброс в водный объект (река Калья) подземных дренажных вод. Полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что заявитель осуществляет водоснабжение технической водой, поскольку сброс дренажных и сточных вод в водный объект не отнесен к элементам водоснабжения Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Кроме того, ОАО "Севуралбокситруда" указывает на допущенные административным органом процессуальные нарушения, поскольку акт проверки и протокол об административном правонарушении были вручены заявителю в один день, что лишило его возможности возражать в отношении выявленных в ходе проверки нарушений.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
РЭК Свердловской области по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что ОАО "Севуралбокситруда" осуществляет транспортирование технической воды, подлежащее государственному регулированию, поэтому осуществляет деятельность по водоснабжению. Поскольку ОАО "Севуралбокситруда" оказывает услуги по транспортировке воды в адрес МУП "Комэнергоресурс", его деятельность регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
РЭК Свердловской области в судебное заседание представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
На основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ к материалам дела приобщены копия разрешения от 25.06.2009 N 940, копия решения Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 72-8/2014.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, РЭК Свердловской области на основании распоряжения от 16.07.2013 N 114 проведена плановая документарная проверка в отношении ОАО "Севуралбокситруда" на предмет соблюдения порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) и факторов, на них влияющих, хозяйственной деятельности в сфере регулируемого ценообразования, соблюдения законодательства в части раскрытия информации, подлежащей свободному доступу в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
По итогам проверки составлен акт от 20.08.2013 N 114, в котором отражено нарушение ОАО "Севуралбокситруда" стандартов раскрытия информации о регулируемых видах деятельности (в сфере водоснабжения - услуга по транспортированию воды), включая сроки и периодичность предоставления информации; непредставление и неопубликование в установленный срок сведений о своей деятельности, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
Шаблон об утверждении тарифов на очередной период регулирования (2013 год) поступил в программу "ЕИАС Мониторинг" 17.01.2013 в пределах срока, предусмотренного законодательством для уведомления органа по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации, однако не содержал информации, подлежащей раскрытию, об утвержденных тарифах на 2013 год. Шаблон, поступивший 07.02.2013, также не содержал информации, подлежащей раскрытию, об утвержденных тарифах на 2013 год, а также информации, подлежащей раскрытию на официальном сайте организации.
Ежеквартальный шаблон за 3 квартал 2012 года поступил в программу "ЕИАС Мониторинг" 08.11.2012 при сроке представления до 08.10.2012, то есть с нарушением срока, предусмотренного законодательством для уведомления органа по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации.
Выявленные нарушения квалифицированы РЭК Свердловской области как нарушение нарушением п. 7, 21 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140, Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 1.1 постановления РЭК Свердловской области от 19.10.2011 N 159-ПК "Об утверждении форм предоставления субъектами регулирования информации, подлежащей свободному доступу в соответствии со стандартами раскрытия информации, и правил заполнения данных форм".
По факту выявленных нарушений в отношении ОАО "Севуралбокситруда" 27.08.2013 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.
Постановлением РЭК Свердловской области от 10.09.2013 N 341 ОАО "Севуралбокситруда" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Севуралбокситруда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Частью 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и(или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и(или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и(или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и(или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и(или) организациями коммунального комплекса.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся установление лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена ответственность, наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из оспариваемого постановления следует, что ОАО "Севуралбокситруда" вменяется нарушение стандартов раскрытия информации о регулируемых видах деятельности (в сфере водоснабжения - услуга по транспортированию воды), включая сроки и периодичность предоставления информации; непредставление и неопубликование в установленный срок сведений о своей деятельности, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса (далее - Стандарты).
В соответствии со статьями 3 и 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" вышеназванными Стандартами организации коммунального комплекса обязаны раскрывать информацию о себе и о своей деятельности в официальных печатных изданиях и официальных сайтах в сети Интернет (регулируемой организации и(или) органа регулирования). Содержание информации, подлежащей опубликованию, предусмотрено Стандартами.
В соответствии с п. 1 Стандартов настоящий документ устанавливает состав и порядок раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Таким образом, обязанность по раскрытию стандартов установлена для организаций коммунального комплекса и для субъектов естественных монополий, осуществляющих, в том числе деятельность в сфере холодного водоснабжения (раздел IV Стандартов).
Согласно п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Привлекая ОАО "Севуралбокситруда" к административной ответственности РЭК Свердловской области исходила из того, что заявитель осуществляет деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения.
Вместе с тем доказательства того, что ОАО "Севуралбокситруда" осуществляет эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в сфере водоснабжения, в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что ОАО "Севуралбокситруда" принадлежат скважины Северо-Восточного дренажного узла (СВДУ), которые являются источником попутно-дренажных вод.
ОАО "Севуралбокситруда" не осуществляет добычу подземных вод в целях обеспечения населения питьевой водой (забор питьевой воды), скважины СВДУ в технологическом процессе добычи бокситов предназначены для откачки дренажных, сточных вод с целью обеспечения безопасного ведения горных работ.
Выводы суда первой инстанции о том, что ОАО "Севуралбокситруда" осуществляет водоснабжение технической водой, суд апелляционной инстанции находит необоснованными.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
По договору от 01.06.2012 N СУБР-Д-2012-207 ОАО "Севуралбокситруда" обязуется подавать (протранспортировать) в сети МУП "Комэнергоресурс" подземную попутно добытую воду Северо-Восточного дренажного узла.
Доказательств того, что транспортируемая по договору от 01.06.2012 N СУБР-Д-2012-207 вода является питьевой или технической, и подается ОАО "Севуралбокситруда" абонентам в материалах дела не имеется.
Согласно разрешению от 25.06.2009 N 940, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО "Севуралбокситруда" разрешен сброс загрязняющих веществ в составе дренажных сточных вод с Северо-Восточного дренажного узла в реку Калья.
Фактически заявитель откачивает подземную воду и сбрасывает её в водный объект в целях добычи полезных ископаемых. Часть сбрасываемой воды приобретает МУП "Комэнергоресурс" для своих целей.
Оснований полагать, что попутно добытая вода Северо-Восточного дренажного узла является технической в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", не имеется.
В отсутствие надлежащих доказательств того, что скважины Северо-Восточного дренажного узла используются для добычи питьевой воды и относятся к объектам коммунальной инфраструктуры оснований считать, что ОАО "Севуралбокситруда" является организацией коммунального комплекса, не имеется.
Указанные выводы содержатся также в судебных актах по делу N А60-28996/2012, и в решении Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 72-8/2014.
Факт того, что МУП "Комэнергоресурс" оплачивает услуги по транспортировке воды по установленному РЭК Свердловской области тарифу, с учетом установленных обстоятельств не может являться основанием для отнесения ОАО "Севуралбокситруда" к организациям коммунального комплекса.
Поскольку ОАО "Севуралбокситруда" не является субъектом естественной монополии или организацией коммунального комплекса, на которых законодательством Российской Федерации возложена обязанность раскрытия информации, предусмотренной Стандартами, оно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, в связи с чем в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2013 года по делу N А60-37194/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.09.2013 N 341 о привлечении открытого акционерного общества "Севуралбокситруда" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37194/2013
Истец: ОАО "Севуралбокситруда"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области