г. Воронеж |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А48-1866/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.02.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ТУФС финансово-бюджетного надзора в Орловской области: от общества с ограниченной ответственностью "АЛМА ТРАНС": |
Гнеушев С. В. По доверенности 54-01-20-01/1692 от 04.12.2013;
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛМА ТРАНС", г. Орел, ул. Московская д.42, оф. 9, (ОГРН 1115742001209) на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.11.2013 по делу N А48-1866/2013 (судья Жернов А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛМА ТРАНС" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области, г. Орел, ул. Комсомольская д. 66, (ОГРН 1045751002142) о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2013 N 54-13/25,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЛМА ТРАНС" (далее - заявитель, Общество, ООО "АЛМА ТРАНС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2013 г. N 54-13/25 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, т.е. за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "АЛМА ТРАНС" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить. В обоснование требований апелляционной жалобы указал следующее:
- судом не рассмотрены документы, представленные ООО "АЛМА ТРАНС" в ТУ Росфиннадзора по Орловской области в подтверждение заявленных требований и обстоятельств малозначительности совершенного правонарушения;
- судом первой инстанции неверно рассчитан срок допущенного заявителем правонарушения.
В заседание апелляционной инстанции представитель ООО "АЛМА ТРАНС" не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель Управления требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав и обсудив пояснения представителя Управления, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ООО "АЛМА ТРАНС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1115742001209 ( т.1 л.д. 19).
Как видно из материалов дела, на основании писем уполномоченного банка- ОАО АКБ "АВАНГАРД" от 01.02.2013 N 103/5898 и N 103/5899 в отношении Общества была проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки было установлено, что 01.07.2011 между резидентом- ООО "АЛМА ТРАНС", Россия (покупатель) и нерезидентом - компания НЗМ srl, Италия (продавец) заключен контракт N AL-НЗ-01/2011 сроком действия до 31.12.2012 ( далее- контракт). Согласно условиями контракта продавец продает, а покупатель покупает на условиях СРТ- Орел, Россия (Incoterms 2010) изделия из износостойкой и огнеупорной керамики, цилиндры (далее - товар). Общая стоимость контракта составила 1000000,00 Евро (п.п. 1.1, 2.2 контракта ) ( т. 1 л.д. 112-117).
Разделами 3 и 4 контракта определены условия поставки и платежа. Указанными разделами контракта предусмотрено, что поставкой товара считается погрузка товара, прошедшего экспортное таможенное оформление, на складе продавца на транспортное средство, предоставленное покупателем. Поставка товара должна быть осуществлена в течение 20 дней с момента подписания соответствующего приложения к контракту. Оплата за товар производиться в пользу продавца банковским переводом в Евро на счет продавца следующим образом: 100% стоимости партии товара оплачивается в Евро в течение 120 дней с даты поставки, указанной в инвойсе.
Согласно п. 9.1 контракта право собственности на товар переходит к покупателю с момента поставки товара.
Дополнительным соглашением от 24.12.2012 N 3 заключенным между ООО "АЛМА ТРАНС", Россия и компанией НЗМ srl, Италия в статью 10.1 контракта от 01.07.2011 N AL-H3-01/2011внесены изменения в соответствии с которыми срок действия контракта продлен до 31.12.2013 (т. 1 л.д. 119).
28.07.2011 в уполномоченном банке - ОАО АКБ "Авангард" по указанному контракту резидентом - ООО "АЛМА ТРАНС" был оформлен паспорт сделки N 11070048/2879/0000/2/0 ( т. 1 л.д. 120-125).
В рамках исполнения обязательств по контракту нерезидентом - компанией НЗМ srl, Италия на основании грузовой таможенной декларации (далее также ГТД) N 10130090/280912/0082669 была произведена поставка товара резиденту - ООО "АЛМА ТРАНС", Россия на сумму 26667,75 евро (т.1 л.д 126-129).
Согласно штампа Московской областной таможни на данной ГТД выпуск товара разрешен 28.09.2012 года.
В ходе проверки Управление пришло к выводу о нарушении Обществом ч. 4. ст. 5 Федерального закона от 10.02.2003 N 173-ФЗ " О валютном регулировании и валютном контроле, п. 9.1, п. 9.2.1 Инструкции N 138-И, поскольку справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы были представлены в уполномоченный банк по системе "Интернет - Банк" - 06.11.2012, а приняты к исполнению - 07.11.2012, то есть позже установленного срока.
По итогам проверки 07.05.2013 в соответствии со ст.ст. 28.2,28.3 КоАП РФ, заместителем начальника отдела валютного контроля Управления в отношении ООО "АЛМА ТРАНС" был составлен протокол об административном правонарушении N 54-13/25 по признакам административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрено ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Общество было надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении ( л.д. 101-103)
Определением от 07.03.2013 рассмотрение дела N 54-13/25 об административном правонарушении было назначено на 21.05.2013 на 10 час. 00 мин. по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д.66, 4 этаж ( т. 1 л.д.87,88).
Копии указанных протокола и определения были Управлением высланы Обществу по адресу: г. Орел, ул. Московская, д.42, что подтверждается представленными в материалы дела: описью вложения, квитанцией почты от 07.05.2013 N 02523, почтовым уведомлением с отметкой о получении 14.05.2013 (т.1 л.д. 99,100).
Рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, 21.05.2013 руководитель Управления в отсутствии, надлежащим образом извещенного законного представителя Общества, вынесено постановление N 54-13/25, которым ООО "АЛМА ТРАНС" признано виновным в нарушении валютного законодательства и ему назначено административное наказание, предусмотренное ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа 20 000 руб. (т. 1 л.д.76-83)
Указанное постановление выслано Обществу заказной корреспонденцией с уведомлением 15.04.2013 г. (т.1 л.д. 84).
Не согласившись с постановлением от 21.05.2013 о назначении административного наказания N 54-13/25, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришёл к выводу о доказанности состава вменённого Обществу правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений в ходе административного преследования Общества и вынесении оспариваемого постановления и отсутствии оснований для освобождения Общества от административной ответственности.
Апелляционный суд, соглашаясь с позицией суда области, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно пп.1,2 ч.2 статье 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ ЦБ РФ устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
До 30.09.2012 порядок и сроки представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации устанавливался Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
С 01.10.2012 Положение N 258-П утратило силу в связи с изданием Инструкции N 585 Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
С учетом положений пунктов 9.2., 9.2.1. Инструкции N 138-И, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлялись резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации;
С 01.10.2013 вступило в силу Указание Банка России от 14.06.2013 N3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И".
Согласно новому порядку грузовые таможенные декларации (ГТД) резидент в банк не представляет, данная функция теперь возложена на таможенные органы. Справка о подтверждающих документах представляется в банк в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы ГТД на товары (п. 9.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И, п. 4 Указания).
При этом в соответствии с п. 4 Указания его действие в части оформления и представления резидентами в банк ПС справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 9.8 Инструкции N 138-И, распространяется на декларации на товары, которые зарегистрированы таможенным органом в день либо после дня вступления в силу настоящего Указания.
Вместе с тем, арбитражный суд области правильно исходил из положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которым закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку срок предоставления в банк ПС справки о подтверждающих документах увеличен новой редакцией пункта 9.2.1 Инструкции N 138-И (15 рабочих дней исчисляется после месяца, но не даты, проставления отметки на ГТД), арбитражный суд области правильно применил данную редакцию правовой нормы.
Вместе с тем, порядок исчисления срока в зависимости от редакции Инструкции N 138-И не имеет существенного правового значения по делу, поскольку в рассматриваемом случае документом, подтверждающим ввоз товара по контракту на территорию Российской Федерации, является грузовая таможенная декларация N10130090/280912/0082669, на которой имеется штамп Московской областной таможни о разрешении выпуска товара 28.09.2012 (пятница). То есть, срок предоставления в банк ПС справки о подтверждающих документах в любом случае истекает 19.10.2012.
Административным органом и судом установлено, что фактически правильно оформленная справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 06.11.2012, т.е. с просрочкой более 10 дней (на двенадцатый рабочий день).
Указанное бездействие Общества образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению им установленной законодательством обязанности по своевременному представлению в банк паспорта сделки справки о валютных операциях. Представление Обществом 10.10.2012 справки, не отвечающей предъявляемым к ней требованиям (графа 11 "Код страны грузоотправителя (грузополучателя)" в данной справке не заполняется), удалённой уполномоченным банком 15.10.2012, к таким обстоятельствам не относится, поскольку обусловлено субъективными причинами.
В связи с изложенным суд делает вывод о виновности Общества в совершённом административном правонарушении.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Оснований для применения судом ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния не имеется, так как совершенное Обществом административное правонарушение представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным интересам, поскольку посягает на отношения, связанные с обеспечением реализации единой государственной валютной политики, обеспечением устойчивости валюты Российской Федерации, обеспечением стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Причин объективного характера, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности с соблюдением указанных выше правовых норм, судом не выявлено. Доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае, суду не представлено.
Наказание назначено с учётом смягчающих вину обстоятельств.
Таким образом, арбитражный суд области правильно отказал ООО "АЛМА ТРАНС" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 21.11.2013 по делу N А48-1866/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛМА ТРАНС" (ОГРН 1115742001209) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д.Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1866/2013
Истец: ООО "АЛМА ТРАНС"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области