г. Москва |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А41-46038/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Книга" (ИНН: 5045000225, ОГРН: 1025005915582) - Поминова М.В. - представитель по доверенности от 01 ноября 2013 года, Баженова А.М. - представитель по доверенности от 01 июня 2013 года,
от заинтересованного лица Администрации Ступинского муниципального района Московской области - Кочеткова И.В. - представитель по доверенности N 1579/2-29 от 27 декабря 2013 года,
от третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области - Кочеткова И.В. - представитель по доверенности от 25 декабря 2013 года,
представитель третьего лица муниципального автономного учреждения "Единый сервисный центр" в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Книга" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2013 года по делу N А41-46038/13, принятое судьей Синицей И.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Книга" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ отказа Комитета по управлению имуществом Ступинского муниципального района Московской области, содержащегося в письме от 12 июля 2013 года N И7-21/3129 в реализации преимущественного права на приобретение Обществом с ограниченной ответственностью "КНИГА" нежилого помещения площадью 340,70 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 35, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц Комитета по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области и Муниципального автономного учреждения "Единый сервисный центр",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Книга" (далее по тексту - ООО "Книга") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области, в котором просило:
- признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отказ в реализации преимущественного права на приобретение объекта, содержащийся в письме от 12 июля 2013 года N И7-21/3129;
- обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ, а именно: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценки; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи объекта в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области и муниципальное автономное учреждение "Единый сервисный центр".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных ООО "Книга" отказано (л.д.97-100 т.1).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Книга" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 115 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные ООО "Книга" требования - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ступинского муниципального района Московской области и третьего лица Комитета по управлению имуществом Ступинского муниципального района Московской области возражали против доводов апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица муниципального автономного учреждения "Единый сервисный центр" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Муниципальному образованию Ступинский муниципальный район Московской области на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 35, общей площадью 340,70 кв.м.
19 декабря 2013 года между Комитетом по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "Книга" (арендатор) был заключен договор аренды N 68 названного муниципального имущества.
В связи с передачей муниципального имущества на праве оперативного управления муниципальному автономному учреждению "Единый сервисный центр", между учреждением и заявителем был заключен договор аренды нежилого муниципального помещения от 31 декабря 2008 года N 209/09.
18 июня 2013 года общество обратилось в Администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - нежилого помещения общей площадью 340,70 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 35, в собственность.
Письмом от 12 июля 2013 года N И7-21/3129 обществу со ссылкой на пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ отказано в предоставлении имущества в собственность по причине его закрепления на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением.
Не согласившись с отказом в реализации преимущественного права на приобретение имущества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ).
В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям, и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с причиной отказа в приобретении арендуемого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Книга" является субъектом малого и среднего предпринимательства и относится к субъектам, которые могут обращаться в орган местного самоуправления с заявлением об отчуждении арендуемого помещения в собственность при соблюдении порядка установленного частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ.
Соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к субъекту малого предпринимательства, не оспаривается администрацией.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 17 октября 2008 года N 145/2008-ОЗ "О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области" площадь арендуемых помещений, подлежащих отчуждению арендатору в порядке, установленном Федеральным законом, не может превышать 1000 кв.м.
Согласно приложению N 1 к договору аренды N 209/09 от 31 декабря 2008 года общая площадь помещения, переданного на праве аренды ООО "Книга", составляет 340,7 кв.м. (л.д.24 т.1), что соответствует предельным значениям площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Арендуемое помещение находится во временном владении (пользовании) заявителя непрерывно с 19 декабря 2003 года на основании договоров аренды муниципального помещения от 19 декабря 2003 года N 68 (л.д.14-18 т.1), от 31 декабря 2008 года N 209/09 (л.д.20-25 т.1), дополнительного соглашения N 2 к договору аренды N 209/09 от 31 декабря 2008 года (л.д.28-29 т.1).
Доказательств прерывания возникших между обществом, администрацией и МАУ "Единый сервисный центр" отношений по возмездному пользованию арендуемым имуществом, прекращения отношений по использованию помещения, фактически возникших с 19 декабря 2003 года, и сохраняемых с обществом до настоящего времени, суду не представлено.
Следовательно, материалами дела подтверждается факт непрерывного владения обществом спорным недвижимым имуществом в течение более двух лет на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность занимаемого помещения.
При этом сроки, установленные в последовательно подписанных договорах аренды, не могут свидетельствовать о том, что отношения по платному использованию помещений обществом были прерваны. Никем из участвующих в деле лиц не оспаривается факт непрерывного использования обществом спорного помещения в качестве магазина по торговле книгами с 01 января 2004 года и до настоящего времени. При окончании срока действия одного договора и до заключения последующего договора, общество продолжало использовать помещения на прежних условиях.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закон у или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств, подтверждающих наличие у ООО "Книга" задолженности по арендной плате по договору от 23 декабря 2008 N 209/09, не имеется. Отсутствие таковой администрацией и третьими лицами не оспаривается, вопрос относительно задолженности не возникал у администрации и при обращении к ней с заявлением о реализации предоставленного законом преимущественного права на приобретение помещения.
Таким образом, ООО "Книга" соблюдены все условия, установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ, для возникновения у него права на реализацию предоставленного законом преимущественного права на приобретение помещения.
При таких обстоятельствах, исходя из толкования положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ уполномоченный муниципальный орган был обязан совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 названного Федерального закона, по обращению ООО "Книга" о приобретении арендуемого имущества.
Из содержания письма комитета от 12 июля 2013 года N И7-21/3129 следует, что основанием для отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения послужило закрепление спорного имущества за МАУ "Единый сервисный центр" на праве оперативного управления.
Оценивая обстоятельство, связанное с закреплением спорного имущества на праве оперативного управления на муниципальным учреждением, и, как следствие, установление возможности либо невозможности в реализации арендатором предоставленного законом преимущественного права на приобретение помещения, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 1, 5 Информационного письма Президиума от 05 ноября 2009 года N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендованного имущества, определен в Федеральном законе от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать каких-либо иных ограничений либо дополнительных условий реализации права на приобретение недвижимости. Суд может признать наличие у арендатора права на приобретение арендуемого имущества и в том случае, если после опубликования данного Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
В ходе судебного разбирательства установлено, что закрепление спорного помещения на праве оперативного управления за МАУ "Единый сервисный центр" произведено постановлением главы Ступинского муниципального района Московской области от 29 декабря 2008 года N 7098-п, то есть после опубликования (25 июля 2008 года) и вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ. При этом сам факт создания МАУ "Единый сервисный центр" на основании решения Совета депутатов 31 июля 2008 года, не свидетельствует о том, что названное муниципальное учреждение было образовано именно в указанную дату, поскольку согласно сведениям из ЕГРЮЛ датой создания МАУ "Единый сервисный центр" является 29 сентября 2008 года, то есть только с указанной даты учреждение возникло как юридическое лицо.
Данный факт установлен многочисленными судебными актами, состоявшимися по спорам с Администрацией Ступинского муниципального района Московской области (А41-45260/09, А41-23158/11, А41-22364/12, А41-13210/13).
Действия администрации после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ по закреплению за созданным ею муниципальным учреждением спорного имущества, арендуемого заявителем, нарушают права и законные интересы общества, препятствуют в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого им спорного помещения и расцениваются апелляционным судом как нарушающие требования пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах у администрации отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Книга" в реализации его преимущественного права на приобретение нежилого помещения площадью 340,70 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова д. 35.
Наличие судебных актов по делу N А41-26538/09, которыми подтверждена правомерность передачи имущества в оперативное управление МАУ "Единый сервисный центр", не свидетельствует о законности оспариваемого отказа администрации обществу в реализации преимущественного права на приобретение спорного имущества, поскольку ООО "Книга" не участвовало при рассмотрении указанного дела, в связи с чем установленные в рамках рассмотрения названного дела обстоятельства, не являются в силу требований статьи 69 АПК РФ доказанными для общества и подлежат выяснению в рамках данного спора.
Кроме того, из судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанций по названному делу следует, что суды исходили именно из недоказанности в том деле факта незаконности закрепления всего имущества по перечню на праве оперативного управления за МАУ "Единый сервисный центр". Одним из основных мотивов отказа в признании незаконной передачи находящегося в аренде у юридических лиц имущества в оперативное управление МАУ "Единый сервисный центр" явилось непредставление суду доказательств соответствия арендаторов переданных помещений критериям субъектов малого и среднего предпринимательства и наличия у них необходимых предпосылок для получения права преимущественного приобретения арендуемого имущества.
В рамках же настоящего дела доказаны не только наличие соответствующих предпосылок и соответствие субъекта малого предпринимательства установленным критериям, но и факты обращения этого субъекта за реализацией установленного законом права на приватизацию именно спорного помещения и воспрепятствование такой реализации со стороны администрации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что за МАУ "Единый сервисный центр" на праве оперативного управления было закреплено более 200 ранее переданных в аренду помещений по всему Ступинскому муниципальному району.
Согласно сведениям, размещенным в картотеке арбитражный дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, многие арендаторы таких помещений в настоящее время оспаривают отказы администрации в реализации их права как субъектов малого предпринимательства, предоставленного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ. Такие дела со схожими правоотношениями (но не идентичные, поскольку каждое из дел имеет свою специфику, а за реализацией преимущественного права на приватизацию обращаются разные юридические лица, у каждого дела свои конкретные обстоятельства) находятся на различных этапах рассмотрения в арбитражных судах.
В связи чем при рассмотрении настоящего спора апелляционный суд признает необходимым дополнительно отразить в судебном акте всестороннюю и полную оценку обстоятельств и исследование доказательств по делу с учетом выводов, изложенных в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 03 апреля 2013 года по делу N А41-13301/12, которым были отменены решение Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2012 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 года, но применительно обстоятельствам настоящего дела.
Федеральным арбитражным судом Московского округа названное дело, в котором рассматриваются правоотношения, сходные с правоотношениями, рассматриваемыми в рамках настоящего спора, направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. При этом суду даны указания, подлежащие исполнению при новом рассмотрении. Так суду указано на необходимость оценить имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и в полном объеме, с учетом правильного применения норм материального права принять законное и обоснованное решение.
Апелляционный суд в рамках рассматриваемого дела при исследовании имеющиеся в материалах дела договоров аренды, в соответствии с которыми общество использовало спорное помещение, установил, что договоры аренды, заключаемые обществом с администрацией с 2005 года, содержали условие о предоставлении имущества без права выкупа.
Рассматривая вопрос о том, является ли включение такого условия в договоры аренды, заключенные еще до принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, препятствием в реализации субъектом малого предпринимательства права на приватизацию арендуемого объекта, следует исходить из того, что условия, при которых арендатор вправе выкупить арендуемое помещение определены в названном Федеральном законе, положения которого не содержат подобных ограничений в приватизации.
Вывод о том, что передача в аренду помещения без права выкупа даже при специальном указании на это в договоре аренды не препятствует арендатору в приватизации помещения в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 05 ноября 2009 года N 134, согласно которому при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества).
Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении N ВАС-16894/13 от 29 ноября 2013 года.
Следующим обстоятельством, подлежащим проверке в рамках настоящего спора, является установление обоснованности закрепления арендуемого обществом спорного помещения на праве оперативного управления за МАУ "Единый сервисный центр" исходя из необходимости спорного помещения для осуществления публичных функций и интересов местного населения с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П.
Каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих указанные обстоятельства, администрацией в материалы дела представлено не было.
Апелляционным судом также исследуется вопрос о перечне документов, которые должны быть представлены с заявлением о реализации преимущественного права приватизации субъектом малого и среднего предпринимательства исходя их условий, определенных в статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ, и непредставление которых могло послужить основанием для отказа заявителю в выкупе арендуемого помещения или без представления которых арбитражный суд не может обязать заинтересованное лицо совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права заявителя.
Для подтверждения оснований для выкупа арендуемого ООО "Книга" помещения обществом с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп представлены в администрацию договоры аренды и справка из налоговой инспекции об отношении организации к субъектам малого предпринимательства.
При этом администрацией при отказе в реализации предоставленного обществу законом права на выкуп не оспаривался факт отсутствия задолженности по арендной плате на день подачи заявления, а в судебном заседании прямо подтвержден факт отсутствия таковой. Площадь помещения указана в договорах аренды, поэтому исходя из представленных обществом документов, у администрации не могло быть оснований для отказа обществу в выкупе по мотивам непредставления каких-либо иных справок об оплате, о площади помещения, о включении либо невключении помещения в соответствующие перечни, с указанием обществу на необходимость запроса таких документов у самой же администрации или других органов или без такового.
Апелляционным судом принимается во внимание, что предметом заявленных требований в рассматриваемом случае является не сам факт только лишь обязания заключить договор купли-продажи помещения при наличии зарегистрированного на него права оперативного управления МАУ "Единый сервисный центр", напротив, требования заявителя направлены на признание незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ отказа именно в реализации преимущественного права на приобретение ООО "Книга" арендуемого им нежилого помещения площадью 340,70 кв.м.
Реализация преимущественного права не ограничивается лишь подписанием договора купли-продажи, а включает в себя ряд последовательных действий как со стороны субъекта малого предпринимательства, так и со стороны муниципального органа, в том числе принятие решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Отказ в удовлетворении такого требования, при установлении судом факта передачи арендуемого помещения на праве оперативного управления МАУ "Единый сервисный центр" в нарушение пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствия общества условиям, при которых оно вправе реализовать предоставленное законом преимущественное право приобретения занимаемого помещения, не будет отвечать требованиям законности и обоснованности судебного акта. Не может быть такой отказ обусловлен и указанием обществу на необходимость предварительного оспаривания актов о закреплении спорного имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, оспаривания зарегистрированного права оперативного управления, а также на необходимость подачи иных исков и заявлений перед тем как обратиться за реализацией преимущественного права на выкуп, поскольку в рамках настоящего дела установлено, что такие акты и регистрация права оперативного управления произведены с единственной целью - воспрепятствовать обществу в реализации его права. И субъект малого предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не лишен возможности выбора способа защиты своего права, соответствующего последствиям нарушения этого права со стороны органа местного самоуправления.
Отказом в реализации такого права не может явиться указание на невозможность изъятия у муниципального учреждения имущества, переданного ему в оперативное управление, по мотивам, что государственная регистрации муниципального учреждения не признана судом недействительной по основанию незаконного создания, а также в реализации такого права не может быть отказано из-за того, что не проведены соответствующие процедуры по ликвидации такого юридического лица.
У апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что сам факт создания МАУ "Единый сервисный центр" на основании решения Совета депутатов от 31 июля 2008 года N 552/40 и регистрации его в ЕГРЮЛ 29 сентября 2008 года является незаконным.
Однако спорное имущество было закреплено за названным учреждением уже после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ постановлением главы Ступинского муниципального района от 29 декабря 2008 года N 7098-п.
При этом факт обращения с заявлением о реализации предоставленного законом преимущественного права приватизации до или после такой государственной регистрации не имеет значения для вывода о том, что закрепление спорного имущества за МАУ "Единый сервисный центр" произведено в нарушение требований пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации по изложенным выше основаниям, что в данном случае не лишает субъекта малого предпринимательства реализовать преимущественное право приватизации.
Возможность прекращения права оперативного управления учреждения на имущество не ограничивается только лишь признанием недействительной государственной регистрации такого учреждения или его ликвидацией. Право оперативного управления имуществом может быть прекращено и по другим основаниям, предусмотренным законом, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника, на что прямо указано в пункте 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. А в пункте 2 статьи 296 названного Кодекса также определено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Материалами дела подтверждено, что спорное помещение не используется МАУ "Единый сервисный центр" для своей уставной деятельности, данное помещение еще с 1 января 2004 года используется заявителем для размещения магазина по торговле книгами, и с момента закрепления этого помещения за муниципальным учреждением, общество как и ранее продолжает его использовать в тех же целях.
Указание на восстановление нарушенных прав общества путем принятия органом местного самоуправления решения об условиях приватизации арендуемого имущества как раз и направлено на совершение обязанным лицом в числе прочего соответствующих действий по прекращению права оперативного управления МАУ "Единый сервисный центр" с целью устранения препятствий как в передаче имущества субъекту малого предпринимательства, так и с целю устранения таких препятствий в возможности последующей государственной регистрации перехода права собственности на занимаемое обществом помещение. И только после принятия решения об условиях приватизации, позволяющих устранить препятствия в выкупе помещения, обществу следует направить проект договора купли-продажи помещения, при заключении которого и государственной регистрации перехода права на основании которого противоречия между заявленными и зарегистрированными правами будут отсутствовать.
Апелляционный суд также учитывает, что передача имущества в оперативное управление МАУ "Единый сервисный центр" произведена без изъятия его из фактического владения ООО "Книга", которое не освобождало помещение и не выселялось из него. Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что имущество в фактическое владение учреждения, несмотря на соответствующие акты, и государственную регистрацию права, не поступало.
Принимая во внимание, что комитет является структурным подразделением администрации с правами юридического лица и подотчетен ей, удовлетворение заявленных обществом требований и возложение на администрацию обязанности устранения допущенных нарушений прав общества, не может служить основанием для вывода о неисполнимости обжалуемого решения, поскольку администрация в рамках своих полномочий принимает соответствующие решения и вправе и обязана осуществлять контроль за действиями комитета по осуществлению полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В соответствии с требованиями статей 71, 268 АПК РФ апелляционный суд, оценив каждое доказательство как в отдельности, так и их взаимную связь в совокупности, принимая в качестве таковых на основании статьи 64 АПК РФ как письменные доказательства, так и объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что исходя из полной и всесторонней оценки обстоятельств и доказательств по делу признакам законности и обоснованности судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление ООО "Книга" удовлетворению.
При обращении с апелляционной жалобой общество платежным поручением N 543 от 29 ноября 2013 года оплатило госпошлину в размере 2 000 рублей (л.д.116 т.2).
Между тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской федерации" при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей для юридических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
При указанных обстоятельствах, излишне оплаченная государственная пошлина в размере 1 000 рублей при обращении в суд с апелляционной жалобой, подлежит возврату ее плательщику.
В связи с тем, что апелляционная жалоба заявителя удовлетворена в полном объеме, в порядке частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ с Администрации Ступинского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Книга" подлежит взысканию госпошлина в размере 3 000 рублей, уплаченная за подачу заявления платежным поручением N 398 от 04 сентября 2013 года (л.д.11 т.1) и за подачу апелляционной жалобы платежным поручением N 543 от 29 ноября 2013 года.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2013 года по делу N А41-46038/13 отменить.
Признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отказ Комитета по управлению имуществом Ступинского муниципального района Московской области (подготовлен по поручению Администрации Ступинского муниципального района Московской области), содержащийся в письме от 12 июля 2013 года N И7-21/3129, в реализации преимущественного права на приобретение Обществом с ограниченной ответственностью "КНИГА" нежилого помещения площадью 340,70 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 35.
Обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "КНИГА" путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ, а именно: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить Обществу с ограниченной ответственностью "КНИГА" проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 340,70 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 35 в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Взыскать с Администрации Ступинского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КНИГА" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за подачу заявления и апелляционной жалобы, перечисленную платежными поручениями N 398 от 04 сентября 2013 года и N 543 от 29 ноября 2013 года.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "КНИГА" из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, перечисленную платежным поручением N 543 от 29 ноября 2013 года за подачу апелляционной жалобы, как излишне уплаченную.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46038/2013
Истец: ООО "Книга"
Ответчик: Администрация Ступинского муниципального р-на МО
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района, Муниципальное автономное учреждение "Единый сервисный центр" Ступинского муниципального района, Администрация Ступинского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5180/15
22.04.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4264/14
06.03.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 16-ПЭК15
03.03.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18591/14
17.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9347/14
08.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9347/14
21.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4264/14
03.02.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13645/2013
16.12.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-46038/13