Можно ли использовать факсимиле в договорах, а также в платежных документах?
Гражданский кодекс РФ допускает использование факсимильного воспроизведения подписи при совершении сделок. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо другого аналога собственноручной подписи допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными нормативно-правовыми актами или соглашением сторон. Это установлено пунктом 2 статьи 160 ГК РФ. Условие об использовании факсимильного воспроизведения подписи должно быть закреплено договором - в этом случае воспроизведение подписи в данном случае будет иметь такую же силу, как и собственноручная подпись. Если стороны договорились об этом, то возможность использовать факсимиле распространяется на все виды гражданско-правовых договоров. Более того, документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или другим аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативно-правовым актом или договором (п. 3 ст. 75 АПК РФ). Однако все это касается исключительно договоров.
Гражданское законодательство, как известно, не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Недопустимо, в частности, проставление факсимильной подписи на протоколах, предписаниях, свидетельствах и иных документах, выдаваемых государственными органами. Использование факсимильной подписи не допускается для оформления доверенностей, платежных документов, других документов, имеющих финансовые последствия.
Законодательство о бухгалтерском учете также не допускает использование факсимильных подписей на первичных документах.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Такие документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Как ясно следует из последнего пункта, использование факсимильных подписей на первичных документах не допускается.
Таким образом, ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не предусматривает возможности использования факсимильного воспроизведения подписи руководителя при оформлении бухгалтерских и налоговых документов.
Специалисты Минфина России
1 июня 2008 г.
"Практический бухгалтерский учет", N 6, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455