г. Самара |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А55-15779/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2013 г. по делу N А55-15779/2013 (судья Бойко С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (ОГРН 1076312004670), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными отказов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (далее - заявитель, ООО "СБС", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области), с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ изменения заявленных требований, о признании незаконными отказов в государственной регистрации договоров от 10.09.2012 г. N 08/06 и N 06/06 аренды лесного участка, заключенных между обществом с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, содержащихся в сообщениях от 13.06.2013 г. N 20/600/2013-169 и от 14.04.2013 г. N 20/500/2013-332; об обязании произвести государственную регистрацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - третье лицо, Министерство лесного хозяйства)
Решением суда первой инстанции от 20.11.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что лесные участки, являющиеся предметом спорных договоров аренды, расположены на землях лесного фонда и в силу п. 1 чт. 8 Лесного кодекса Российской Федерации отнесены к федеральной собственности, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрации договоров аренды возможно только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки площадью 850 га и 3 993,2 га в Едином государственном реестре прав.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "СБС" по результатам аукционов приобрело право на заключение договоров аренды лесных участков:
площадью 850 га, по адресу: Самарская область, Клявлинское лесничество, Камышлинское участковое лесничество, квартал N 144, выделы 1-14, квартал N 145, выделы 1-25, квартал 146, выделы 1-20, квартал N 158, выделы 1-14, квартал N 159, выделы 1-15, квартал N 165, выделы 1-13, квартал N 166, выделы 1-35, квартал 179, выделу 1-16, квартал N 180, выделы 1-17 (протокол заседания аукционной комиссии от 28.08.2012 г. N 1 - т. 2 л.д. 128-129);
площадью 3993,2 га, по адресу: Самарская область, Клявлинское лесничество, Клявлинское участковое лесничество, квартал N 70, выделы 1-46, квартал N 72, выделы 1-37, квартал N 73, выделы 1-35, квартал N 74, выделы 1-20, 22, 24-27, квартал N 75, выделы 1-33,35-42, квартал N 71, выделы 1-35, квартал N 76, выделы 1-26, 28-30, квартал N 77, выделы 1-38, квартал N 78, выделы 1-7, 9-25, 27-43, квартал N 81, выделы 1-7, 16-38, квартал N 82, выделы 1-9, квартал N 86, выделы 1-13, 24-26, квартал N 87, выделы 1-17, 32-34, квартал N 88, выделы 1-18, 24-26, квартал N 89, выделы 1-12, квартал N 90, выделы 1-7, 20-22, квартал N 103, выделы 1-26, 31-42, квартал N 105, выделы 1-7, 10, 11, 16-18, квартал N 106, выделы 1-7, 9, 10, 21-24, квартал N 108, выделы 1-16, квартал N 109, выделы 1-11, квартал N 110, выделы 1-27, квартал N 117, выделы 1-31, квартал N 119, выделы 1-52, квартал N 120, выделы 1-43, квартал N 134, выделы 1-6, 8-18, квартал N 135, выделы 1-59, квартал N 9, выделы 1-21, квартал N 83, выделы 1-13, квартал N 16, выделы 1-11, квартал N 18, выделы 1-27, квартал N 7, выделы 1-39, квартал N 4, выделы 1-44, квартал N 20, выделы 1-25, квартал N 21, выделы 1-22, квартал N 9, выделы 1-7,9-36, квартал N 8, выделы 1,3-30, квартал N 28, выделы 1-58, Бор-Игарское, квартал N 66, выделы 1-21, квартал N 67, выделы 1-21, квартал N 68, выделы 1-30, квартал N 70, выделы 1-27, 29, 30, 32, 34, 36-55, 58-69, 72-74 (протокол заседания аукционной комиссии от 28.08.2012 г. N 2 - т. 2 л.д. 78-83).
10.09.2012 на основании протоколов о результатах аукционов от 28.08.2012 г. N 1 и N 2 между Министерством лесного хозяйства и ООО "СБС" подписаны договоры N 08/06 и N 06/06 аренды названных лесных участков площадью 850 га и площадью 3993,2 га (т. 1 л.д. 10-22, 58-77).
28.02.2013 г. общество обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды лесных участков от 10.09.2012 г. N 08/06 и N 06/06.
Управление Росреестра по Самарской области сообщениями от 13.06.2013 г. N 20/600/2013-169 и от 14.04.2013 г. N 20/500/2013-332 отказало заявителю в государственной регистрации договоров аренды на лесные участки на основании абзаца десятого п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права.
Отказы мотивированы отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Российской Федерации на передаваемые в аренду лесные участки; непредставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих соблюдение процедуры одобрения крупной сделки в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (т. 2 л.д. 35-38, 94-97).
Считая отказы в государственной регистрации незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось с арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу абзаца 3 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно абзацу десятому п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В силу п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В то же время согласно ч. 1 ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. В рассматриваемом случае цель предоставления заявителю спорных лесных участков - заготовка древесины.
Понятие лесного участка дано в ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Приложениями к представленным на государственную регистрацию договорам аренды лесных участков планы лесных участков с картами-схемами расположения границ лесных участков.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о праве собственности Российской Федерации на участки лесного фонда площадью 156560000,00 кв.м., по адресу: Самарская область, Камышлинский район (свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2005 г. серии 63-АБ N 733954 - т. 2 л.д. 2) и площадью 130820000 кв.м., по адресу: Самарская область, Клявлинский район, Клявлинское лесничество Клявлинского лесхоза (свидетельство о государственной регистрации права от 25.11.2004 г. серии 63-АБ N 330067 - т. 2 л.д. 3).
Из представленных планов спорных лесных участков следует, что спорные участки входят в территории участков лесного фонда, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ссылка регистрирующего органа на п. 2 ст. 13 Закона регистрации подлежит отклонению как несостоятельная.
Довод ответчика о непредставлении на государственную регистрацию документов, подтверждающих соблюдение процедуры одобрения крупной сделки в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) также обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание ввиду следующего.
В силу пунктов 1 и 3 ст. 46 Закона об обществах крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.
Как правильно указал суд первой инстанции, крупная сделка, совершенная без ее одобрения в порядке ст. 46 Закона об обществах, является оспоримой. Такая сделка может быть признана недействительной по иску общества или его участника при отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 46 того же Закона. Оспоримая сделка может быть признана недействительной только судом. Регистрирующий орган не вправе устанавливать наличие оснований для признания оспоримой сделки недействительной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации договоров от 10.09.2012 г. N 08/06 и N 06/06 аренды лесных участков.
Поскольку оспариваемы отказы в государственной регистрации названных договоров аренды лесных участков не соответствуют требованиям статей 18 и 20 Закона о регистрации и нарушают права и законные интересы заявителя, судом правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2013 г. по делу N А55-15779/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15779/2013
Истец: ООО "СамараБизнесСтандарт"
Ответчик: Управление Росреестар по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области