г. Москва |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А41-14046/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Смирнова С.А., по доверенности от 27.01.2014,
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2012 года по делу N А41-14046/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по заявлению ООО "МДК-первый проект" к Управлению Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об оспаривании решения и обязании исправить техническую ошибку,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МДК - первый проект" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит:
- признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 28.02.2012 N МО-12/РКФ-61688 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;
- обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исправить техническую ошибку в кадастровых сведениях в отношении земельного участка по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, вблизи д. Морозово, кадастровый номер 50:07:0070121:19, определив его кадастровую стоимость в 52 986 774 рубля.
В качестве заинтересованных лиц, в отношении которых предъявлены требования, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением от 29 октября 2012 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заинтересованное лицо указывает, что отчет оценщика не может быть признан относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку содержит недостоверные сведения в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кроме того, указанный земельный участок снят с кадастрового учета, имеет статус "архивный", в связи с чем не представляется возможным внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на то, что незаконными действиями Управления Росреестра по Московской области нарушены его права в сфере экономической и предпринимательской деятельности, поскольку, в результате указанных действий многократно возросла налогооблагаемая база по земельному налогу. При этом заявитель указывает, что возникший спор не связан ни с определением вида разрешенного использования, ни с определением кадастровой стоимости земельных участков, требования не имеют своим предметом изменение внесенной в государственной кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "МДК - первый проект" является собственником земельного участка, с кадастровым номером 50:07:0070121:19, общей площадью 238 100 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, р-н д.Морозово.
08 августа 2011 года из полученного кадастрового паспорта земельного участка N МО-И/ЗВ/1-407585, собственнику земельного участка ООО "МДК - первый проект" стало известно о применении следующего удельного показателя кадастровой стоимости, а именно - 1 кв.м. - 2 402 рубля 59 копеек, что определило кадастровую стоимость земельного участка - 572 056 679 рублей 00 копеек.
10 февраля 2012 года, общество обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением в котором просило исправить техническую ошибку, допущенную в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
28 февраля 2012 года, филиалом ФГБУ "ФКП по Московской области" вынесено решение N МО-12/РКФ-61688 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведения.
ООО "МДК - первый проект", считая незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреетра" по Московской области по установлению кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка, незаконным отказ в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведения, как нарушающий права организации, связанные с уплатой земельного налога, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности действий филиала ФГБУ "ФКП Росреетра" по Московской области на основании следующего.
В порядке предусмотренном частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земель эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений, утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121 -РМ (далее Распоряжение N 121-РМ) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Соответствующим распоряжением кадастровая стоимость конкретных земельных участков, принадлежащих заявителю, не утверждалась.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Согласно Распоряжению N 121-РМ, средний удельный показатель кадастровой стоимости за кв.м. по Волоколамскому району составляет - 222 рубля 54 копейки (адрес земельного участка - Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, вблизи д. Морозово). Также в указанном Распоряжении N 121-РМ определен средний показатель по субъекту РФ, т.е. по всей Московской области, что составляет - 2 402 рубля 59 копеек.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в кадастровом паспорте земельного участка при оценке земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО "МДК - первый проект", ошибочно применен средний показатель по всей Московской области, поскольку в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом N 222 Минэкономразвития РФ, необходимо применять средний удельный показатель кадастровой стоимости за кв.м по соответствующему муниципальному району, а не по всему субъекту РФ.
Таким образом, указанная кадастровая стоимость земельного участка представляется явно завышенной и не соответствующей ее рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно экспертному заключению ООО "Центр независимой экспертизы "Профит" от 17.12.2013 N ПЭ-21/13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070121:19, общей площадью 238 100 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, р-н д. Морозово, составила: 53 969 333 рубля 00 копеек.
Таким образом, судом установлено, что установленная заинтересованным лицо и внесенная в ГКН кадастровая стоимость более чем в 10 раз превышает рыночную стоимость земельного участка.
Апелляционный суд отклоняет довод филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о недостоверности отчета оценщика с учетом данных судебной экспертизы, проведенной апелляционным судом по ходатайству общества.
В обжалуемом решении филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области сослался на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:07:0070121:19. имеет статус "архивный" и в качестве обоснования отказа указал статью 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" и пункт 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ N 42 от 04.02.2010.
Вместе с тем, в статье 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" содержатся общие положения относительно исправления технических и кадастровых ошибок и не указано, что такие ошибки не могут исправляться в документах, имеющих статус "архивный".
Согласно пункту 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).
В силу изложенного апелляционный суд признает необоснованным довод жалобы о невозможности внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, в связи со снятием данного земельного участка с кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка путем внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных (неутвержденных) сведений о ней нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате совершения этих действий изменилась налоговая база для исчисления земельного налога (статья 390 Налогового кодекса РФ).
На основании вышеизложенного обжалуемые заявителем действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070121:19, расположенного в Волоколамском районе Московской области, выразившиеся в формировании в Государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствуют законодательству Российской Федерации, в связи с чем правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд признает незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 28.02.2012 N МО-12/РКФ-61688 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Довод жалобы о необходимости рассмотрения настоящего спора в рамках искового производства подлежит отклонению в силу следующего.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 была определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Данное правило подлежит применению в том случае, когда заявленные требования по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Вместе с тем, в настоящем деле требования были заявлены о признании неправомерными действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена неверно в связи с несоблюдением заинтересованными лицами норм действующего законодательства.
При этом вопрос о соответствии кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, рассматриваемый по правилам искового производства, в настоящем деле не ставился.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках рассматриваемого дела определением от 13.05.2013 апелляционным судом была назначена судебная экспертиза, провидение которой было поручено НП "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки", в связи с чем с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда необходимо перечислить экспертному учреждению денежные средства в сумме 90 000 рублей по счету N 250 от 28.06.2013.
Определением от 07.11.2013 апелляционным судом была назначена судебная экспертиза, провидение которой было поручено ООО "Центр Независимой Экспертизы "Профит", в связи с чем с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда необходимо перечислить экспертному учреждению денежные средства в сумме 35 000 рублей по счету N 4 от 03.02.2014.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2012 по делу N А41-14046/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда:
1) НП "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" 90 000 руб. по счету N 250 от 28.06.2013;
2) ООО "Центр Независимой Экспертизы "Профит" 35 000 руб. по счету N 4 от 03.02.2014.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14046/2012
Истец: ООО "МДК-Первый проект", ООО "МДК-первый"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области", ФГБУ "ФКП Росреестр" по Московской области
Третье лицо: НП "Саморегулируемая Организация Ассоциации Российских Магистров Оценки", УФС гос. регистрац. кадастра и картографии по М. О