ОАО применяет УСН. Основной вид деятельности - сдача в аренду помещений под магазины и склады. Каждое помещение арендует один арендатор и использует его как под хранение товаров, так и под реализацию. С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения в пп. 13 п. 2 ст. 345.26 НК РФ. Кроме того, в п. 2 ст. 346.26 НК РФ добавлен пп. 14, в котором сказано, что под систему налогообложения в виде ЕНВД подпадает деятельность по оказанию услуг передачи во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети. Должны ли мы теперь платить ЕНВД при ведении нашей деятельности?
Будет ли в данном случае организация уплачивать ЕНВД или нет, зависит от правоустанавливающих документов на помещения, сдаваемые в аренду (договор аренды, инвентаризационные документы, технический паспорт на помещение). А именно - от того, как указанное помещение в них поименовано.
1. Если по документам в аренду сдается магазин, в котором, в том числе, хранятся товары для реализации, единый налог на вмененный доход платить не придется, поскольку согласно статье 326.27 Налогового кодекса магазин является стационарной торговой сетью, имеющей торговый зал. Обратите внимание на то, чтобы в инвентаризационных документах отдельно была выделена площадь торгового зала.
2. Другая ситуация возникнет, если в документах прописано, что в аренду сдается складское помещение, но фактически в нем осуществляется розничная торговля. В этом случае будем придерживаться мнения Минфина России, приведенного в письме от 25.08.2006 г. N 03-11-05/206. В нем сказано, что "если помещения производственно-складского комплекса не соответствуют установленному главой 26.3 Кодекса понятию магазина или павильона, а равно и стационарные объекты организации розничной торговли, фактически используемые под магазины и павильоны, в которых правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена, то данные объекты относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов". Поэтому полагаем, что в данном случае придется уплачивать "вмененный" налог.
3. Рассмотрим и еще одну ситуацию. По инвентаризационным документам помещение является складом, но фактически оно переоборудовано под магазин с торговым залом и по договору аренды оно сдается именно как "магазин". В данном случае арендодатель обязан был пригласить для внеплановой технической инвентаризации представителей Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. На основании данных проведенной технической инвентаризации документально оформляется назначение переоборудованных помещений. Полученные документально подтвержденные данные в дальнейшем могут быть использованы в целях правильного применения того или иного режима налогообложения.
Обратите внимание: в статье 607 Гражданского кодекса сказано, что в договоре аренды должны быть прописаны сведения, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии таких данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Хотим подчеркнуть, что письма Министерства финансов, в которых рассмотрены конкретные ситуации налогоплательщиков, не являются нормативными документами. Поэтому руководствоваться разъяснениями финансового ведомства, адресованными другим налогоплательщикам, нецелесообразно. Советуем обратиться с запросом в ваш налоговый орган за разъяснениями.
Н.Н Мечникова,
налоговый консультант
1 марта 2008 г.
"Налоговый учет для бухгалтера", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru