Закон умер. Да здравствует закон!
(Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 г.
N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства")
Ко времени перехода к рыночной экономике государство неоднократно заявляло, что оно всячески поддерживает не только крупное, но и малое предпринимательство. В подтверждение этого был принят Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Год за годом в этот закон вносились поправки, в результате которых статьи этого закона одна за другой утрачивали силу и к 2006 г. осталась только одна статья (ст. 5), хоть как-то облегчающая жизнь малым предприятиям, на основании которой разрешается представлять в налоговые органы меньшее количество отчетных форм, чем предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства*(1).
С 1 января 2008 г. отменяется Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и на смену ему введен в действие Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ). Согласно этому закону к субъектам малого и среднего бизнеса могут относиться должным образом зарегистрированные индивидуальные предприниматели и организации, удовлетворяющие определенным условиям.
Во-первых, организации и физические лица (предприниматели без образования юридического лица), у которых доля участия в уставном капитале третьих лиц не превышает 25%. Под третьими лицами подразумеваются государственные органы, иностранные организации и граждане, а также общественные и религиозные организации и прочие юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Во-вторых, число работников не должно превышать 250 чел. Предприятия относятся к средним с числом работников от 100 до 250 чел. и к малым, число работников в которых не более 100 чел. В малых предприятиях выделяются микропредприятия, в которых заняты не более 15 чел.
В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать некоторых предельных значений, которые с 1 января 2010 г. будут устанавливаться Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ).
Как видно, в течение 2008 и 2009 гг. ни одно предприятие не может быть отнесено к субъектам малого или среднего бизнеса, так как законодательно не определен третий критерий отнесения предприятий к субъектам, на которые должно распространяться действие Федерального закона N 209-ФЗ. Следовательно, предприниматели не смогут фактически в полной мере воспользоваться положениями этого закона еще два года.
Почему нельзя было временно до 2010 г. "позаимствовать" критерии из соответствующей статьи Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), определяющей условия, которым должна удовлетворять организация, чтобы иметь право перейти на упрощенную систему налогообложения? Если критерии из НК РФ отнести к малым предприятиям, то разумно установить для них, что выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год не должна превышать 20 млн. руб. (в ст. 346.12 НК РФ говорится о 15 млн. руб. за девять предшествующих месяцев). Или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 100 млн. руб. Для субъектов среднего предпринимательства "планку" соответствующих пороговых значений можно установить "на высоте" в 2,5 раза большей (соответственно максимальному количеству работающих), т.е. 50 млн. руб. для годовой выручки и 250 млн. руб. для балансовой стоимости активов. Для микропредприятий - 3 млн. руб. для годовой выручки и 15 млн. руб. для балансовой стоимости активов.
К сожалению, Федеральный закон N 209-ФЗ носит "рамочный" характер: остальные статьи этого закона имеют декларативное содержание и пока мало полезны предпринимателю, так как в них в основном говорится о том, что нужно предпринять органам государственной власти и местного самоуправления для развития малого и среднего предпринимательства, а не какими правами, гарантированными законом, могут воспользоваться субъекты малого и среднего бизнеса.
Так, например, в ст. 7 Федерального закона N 209-ФЗ говорится, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться следующие меры: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности и т.д. Но есть существенная разница между значениями слов "могут" и "должны", т.е. согласно существующей редакции ст. 7 законодатель не возражает, если будут внесены изменения в НК РФ и в Закон о бухгалтерском учете, будет разработан ряд положений о бухгалтерском учете (ПБУ) для субъектов малого и среднего бизнеса, занимающихся теми или иными видами деятельности. Представляется, что правильнее было бы, если бы в ст. 7 было записано, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства должны быть разработаны специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и т.д. Кроме этого, должны быть определены сроки и ответственные за разработку поправок к законам и формулировки подзаконных актов. И когда это будет сделано, соответствующие поправки в законы будут приняты, тогда субъекты малого и среднего бизнеса смогут воспользоваться этими благоприятными для своего развития возможностями.
В ст. 15 Федерального закона N 209-ФЗ говорится, что должны создаваться центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел и много, много других организаций, весьма полезных для развития предпринимательства. Но одно дело рекомендовать создавать центры и агентства и другое дело обязать создать соответствующую инфраструктуру по развитию предпринимательства, определить сроки и ответственных, а также меру ответственности за невыполнение данных положений закона.
Ряд статей посвящен оказанию финансовой (ст. 17), имущественной (ст. 18), информационной (ст. 19), консультационной (ст. 20) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21), в области инноваций и промышленного производства (ст. 22), ремесленной (ст. 23), внешнеэкономической деятельности (ст. 24), а также в области сельскохозяйственного производства (ст. 25). Но это все из области пожеланий. Человек, желающий стать фермером или ремесленником, или открыть свое дело в какой-либо другой сфере, не может сегодня на основе Федерального закона N 209-ФЗ получить какую-либо реальную помощь.
Закон - это четкое определение прав и обязанностей взаимодействующих лиц, а не благие пожелания. Поэтому в Федеральном законе N 209-ФЗ следовало четко указать, куда, в какие органы исполнительной власти может обратиться гражданин, желающий открыть свое дело, или представитель хозяйствующего субъекта, относящегося к малому или среднему предпринимательству, со своими проблемами. И эти органы исполнительной власти обязаны поставленные проблемы в разумные сроки решить. Если бы в Федеральном законе N 209-ФЗ была определена обязанность органов исполнительной власти с 1 января 2008 г. оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, только в этом случае уместно в законе употребление глагола "могут": "...органы исполнительной власти в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства могут... (далее текст ст. 10-25)... формировать инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства...".
В Федеральном законе N 209-ФЗ предусмотрена ст. 27, которая будет действовать не четыре года, а только до середины 2008 г., т.е. те хозяйствующие субъекты, которые до ввода в действие этого закона считались "малыми" и пользовались определенными льготами, после ввода в действие этого закона перестали относиться к субъектам малого предпринимательства, они своими льготами могут пользоваться еще только шесть месяцев. Почему шесть месяцев, а не четыре года или хотя бы до конца 2008 г.? В данном случае первую половину 2008 г. они могут вести учет в упрощенном виде, квартальную и полугодовую отчетность сдавать с меньшим количеством отчетных форм, а вторую половину года они должны вести обычный бухгалтерский учет, т.е. отчетность за девять месяцев и годовую отчетность подготовить и сдать в полном объеме!
Что касается оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, то на этом вопросе хотелось бы остановиться более подробно.
Одной из наиболее экономически развитых стран, с которой мы должны брать пример, являются США. Так, в США доля внутреннего валового продукта (ВВП), приходящаяся на малый (в нашей терминологии) бизнес, составляет более 60%. В России же доля ВВП, приходящаяся на малый бизнес, едва превышает 10%. В США каждый крупный завод (автомобильный, машиностроительный и т.д.) связан с множеством малых предприятий, поставляющих комплектующие и запчасти или выполняющих какие-либо другие вспомогательные производственные функции. А в России около 90% малых предприятий занято в сфере торговли, около 8% - в сфере оказания услуг населению и только примерно 2% - в сфере промышленного производства.
Одной из основных причин, мешающих малому бизнесу идти в производство, является, на взгляд автора, существующая в России методика исчисления налога на добавленную стоимость (напомним, что в США НДС не взимается).
Например, малое предприятие, перешедшее на УСН, ЕНВД, или сельскохозяйственное предприятие, уплачивающее ЕСХН, не является плательщиком НДС, но реализует продукцию для производственного использования юридическим лицам - плательщикам НДС. Согласно существующей редакции гл. 21 НК РФ освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не освобождает от обязанности выписывать счета-фактуры на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) в общеустановленном порядке. При этом в выставляемых счетах-фактурах сумма НДС не выделяется, но делается пометка "Без налога (НДС)". Если же малое предприятие выделит сумму НДС в выставленном счете-фактуре и не сделает пометку "Без налога (НДС)", то оно должно перечислить государству в бюджет сумму налога, указанную в счете-фактуре.
Допустим, малое или сельскохозяйственное предприятие, не являющееся плательщиком НДС, реализовало продукцию юридическому лицу для производственного использования за 354 тыс. руб., на самом деле стоимость этой продукции без НДС составит только ЗОО тыс. руб., а оставшиеся 54 тыс. руб. и есть НДС, который продавец не перечислил государству, поскольку согласно НК РФ на законных основаниях получил освобождение от обязанностей плательщика НДС.
Пусть юридическое лицо, закупившее у этого малого предприятия материалы на сумму 354 тыс. руб., изготовило из них свою продукцию и реализовало за 472 тыс. руб., в том числе НДС - 72 тыс. руб. Данное юридическое лицо не может зачесть входной НДС в размере 54 тыс. руб. и вынуждено перечислить государству НДС в размере не 18 тыс. руб. (72 тыс. руб. - 54 тыс. руб.), а 72 тыс. руб., т.е. оно вынуждено платить налог не с добавленной стоимости, а с полной продажной стоимости реализованной продукции. Таким образом, юридическое лицо, закупившее у малого предприятия его продукцию для дальнейшего производственного использования, терпит убытки. Поэтому предприятия - плательщики НДС стараются найти таких поставщиков, которые также являются плательщиками НДС, и не заинтересованы в том, чтобы приобретать товары (работы, услуги) для производственного использования у организаций, не являющихся плательщиками НДС. В результате малые или сельскохозяйственные предприятия вынуждены заниматься реализацией продукции физическим лицам или предприятиям, также не являющимся плательщиками НДС.
Может быть предложено несколько вариантов выхода из создавшегося положения, чтобы субъекты малого предпринимательства занимались не только торговлей, но и производством. Наиболее радикальный из них - отменить НДС и заменить его, например, налогом с продаж, как это предложил в конце 2005 г. руководитель Экспертного управления Администрации Президента РФ А.В. Дворкович.
Второй вариант - разрешить малым предприятиям, не являющимся плательщиками НДС, выделять суммы НДС в выставленных счетах-фактурах, но не перечислять государству в бюджет суммы НДС, указанные в них, так как малые предприятия не являются плательщиками НДС. В данном случае организация, закупившая у малого предприятия продукцию производственного назначения, должна иметь право зачесть "входной" НДС, так как его поставщик выполняет перед государством все предписанные ему налоговые обязательства, только они другие.
Третий вариант решения этой проблемы, сформулированный специалистами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", заключается в том, чтобы отказаться от зачетно-возвратной схемы исчисления НДС, а исчислять его как некоторую процентную ставку от созданной предприятием добавленной стоимости, определяемой из данных бухгалтерского учета, при этом счета-фактуры, книги покупок и продаж отменить. Величина налога, которую начисляет и уплачивает государству организация, должна зависеть только от параметров, относящихся к деятельности этой организации, и не должна ставиться в зависимость от того, платит или нет налог данного вида другая организация.
На встрече Президента РФ В.В. Путина с председателем Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Б.Ю. Титовым и президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" С.Р. Борисовым, состоявшейся 1 ноября 2007 г., Б.Ю. Титов обратился к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой поручить Правительству РФ рассмотреть предложения об изменении порядка исчисления НДС. К сожалению, в данном вопросе у бизнес-сообщества пока еще нет единой согласованной позиции. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" отказалась от поддержки предложений "Деловой России", так как, по-видимому, в изменении порядка исчисления НДС эксперты "Опоры России" усматривают какие-то отрицательные стороны, которые не заметили специалисты "Деловой России".
Минфин России в письме от 28.12.2007 N 03-07-03/194 выразил отрицательное мнение по поводу предложений "Деловой России".
Тем не менее проблема взаимодействия организаций, уплачивающих и освобожденных от уплаты НДС, существует, и ее нужно срочно решить на законодательном уровне. Иначе в создаваемых бизнес-инкубаторах будут набирать силу и опыт только торговые предприятия, реализующие населению импортные товары китайского производства.
Еще одной проблемой, не нашедшей отражения в Федеральном законе N 209-ФЗ, является проблема реализации продукции сельскохозяйственными производителями. Консервные заводы и фабрики по производству соков предпочитают не принимать урожай для переработки у фермеров из-за невозможности зачесть входной НДС. Для фермеров остается только реализация продукции на овощных рынках. Но не может каждый сельскохозяйственный производитель из Астраханской области везти свой товар на рынки Москвы и других крупных городов. А перекупщики назначают такие низкие закупочные цены на помидоры и арбузы, что фермеру выгоднее скормить урожай свиньям. Вот здесь государство могло бы внести свою лепту в виде создания торгово-закупочных кооперативов для создания конкуренции перекупщикам. Однако в Федеральном законе N 209-ФЗ нет ни слова про помощь государства в деле реализации сельскохозяйственной продукции или реализации произведений ремесел народного творчества.
В заключение хотелось бы остановиться на проблеме государственного контроля за качеством товаров (работ, услуг), предлагаемых населению субъектами предпринимательства. Государство, прилагая усилия в деле развития малого и среднего предпринимательства, должно в то же время представлять интересы населения и взять на себя обязанность осуществлять контроль за качеством предоставляемых товаров (работ, услуг). Гражданин при посещении аквапарков не должен бояться, что ему на голову обрушится крыша. Посещая развлекательные аттракционы, граждане не должны бояться, что "колесо обозрения" сорвется со своей оси. Пассажир, покупая на вокзале пирожок, должен быть уверен, что пирожок именно с мясом, а не с чем либо иным. Больной, приобретая в аптеке лекарство, должен быть уверен в том, что это именно то лекарство, которое ему выписал врач, а не иное, в лучшем случае безвредное вещество, не имеющее ничего общего с наименованием, указанным на упаковке. Государство должно гарантировать своим гражданам, что детские игрушки, приобретаемые в торговых предприятиях, не окажутся ядовитыми и т.д. А для этого государственные органы должны создавать, модернизировать, развивать соответствующие контролирующие службы. Все это также должно было бы найти отражение в Федеральном законе N 209-ФЗ.
Вступивший в действие Федеральный закон N 209-ФЗ можно считать первым шагом. Надеемся, что вновь избранная Государственная Дума пятого созыва будет регулярно принимать поправки, дополняющие и конкретизирующие положения этого закона, а также поправки в НК РФ, в "Закон о бухгалтерском учете" и в другие кодексы, законы и подзаконные нормативные акты в целях максимального содействия развитию малого и среднего предпринимательства, в особенности в сфере промышленного, перерабатывающего и сельскохозяйственного производства, чтобы, по крайней мере, на законодательном уровне были устранены все препятствия к дальнейшему ускоренному экономическому развитию нашей страны.
С.Л. Машков,
профессор кафедры менеджмента,
маркетинга и информационных технологий
Московского института международного
бизнеса Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации
"Бухгалтер и закон", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Машков С.А. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства // Бухгалтер и закон. 2006. N 5 (89).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru