г. Вологда |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А44-4656/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 ноября 2013 года по делу N А44-4656/2013 (судья Коновалова О.А.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области (ОГРН 1045300283280; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к закрытому акционерному обществу "Боровичи - мебель" (ОГРН 1045300715789; далее - Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2012 года и 1 квартал 2013 года за сверхлимитное размещение отходов с применением пятикратного повышающего коэффициента в размере 1 633 455 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- судом первой инстанции сделан неверный вывод о том. что непредставление технического отчета не является основанием для расчета за сверхлимитное размещение отходов применением пятикратного повышающего коэффициента и об отсутствии правовых оснований для применения;
- своевременно не представив технический отчет, Общество не подтвердило неизменность производственного процесса и используемого сырья, а значит осуществляло деятельность без утвержденных лимитов в период с 05.07.2012 по 13.06.2013 по площадке в г. Боровичи; с 01.07.2012 по 13.06.2013 по площадке в с. Мошенское.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Обществом в установленном порядке 04.07.2011 утверждены лимиты по площадке в г. Боровичи, 30.06.2011 - по площадке в с. Мошенское.
Обществом 15.10.2012 представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года по площадке в г. Боровичи, по которому сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила 134 701 руб. 08 коп., в том числе 131 832 руб. 15 коп. - плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Также 15.10.2012 Обществом представлен расчет латы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года по площадке в с. Мошенское, по которому сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила 1597 руб. 65 коп., в том числе 1051 руб. 23 коп. - плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Обществом 14.01.2013 представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года по площадке в г. Боровичи, по которому сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила 134 742 руб. 05 коп., в том числе 131 83 руб. 15 коп. - плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Также Общество 14.01.2013 представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года по площадке в с. Мошенское, по которому сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила 1597 руб. 65 коп., в том числе 1051 руб. 23 коп. - плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
08.04.2013 Обществом представлен корректирующий расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года по площадке в г.Боровичи, по которому сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила 142 831 руб. 90 коп., в том числе 141 475 руб. 01 коп.- плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Также 08.04.2013 Обществом представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года по площадке в с. Мошенское, по которому сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила 1713 руб. 93 коп., в том числе 1128 руб. 15 коп - плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
08.05.2013 Управление направило в адрес Общества требование N 47 о корректировке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и уплате недоимки в котором указано, что при проверке представленных Обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года. выявлены расхождения (при расчете платы за размещение отходов не применен пятикратный повышающий коэффициент, своевременно не подтверждено действие лимита на размещение отходов). В требовании предложено в десятидневный срок с момента его получения внести изменения в расчеты платы и уплатить образовавшуюся недоимку.
Требование было получено 31.05.2013.
Фактически технические отчеты, подтверждающие неизменность производственного процесса по площадкам в г. Боровичи и в с. Мошенское, были представлены в Управление 13.06.2013.
25.06.2013 в адрес ответчика было направлено письмо, в котором Управление указывает, что обязанность по предоставлению технических отчетов была исполнена 13.06.2013, предлагает в случае, если технические отчеты представлялись ранее, подтвердить это документально.
К указанному письму прилагались требование от 24.06.2013 N 60 и акты сверки расчетов.
В требовании от 24.06.2013 N 60 Общество предложено внести изменения в расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года и уплатить недоимку в сумме 1 607 903 руб. 39 коп., в том числе по площадке г. Боровичи 1 592 968 руб. 63 коп., по площадке с. Мошенское 14 934 руб. 76 коп.
В иске указано, что технические отчеты по площадкам г.Боровичи и с.Мошенское должны были быть представлены не позднее 18.07.2012 г. и 13.07.2012 г. соответственно.
Управление посчитало, что Общество, своевременно не представив технические отчеты, не подтвердило неизменность производственного процесса и используемого сырья, а значит осуществляло деятельность без утвержденных лимитов в период с 05.07.2012 по 13.06.2013 по площадке в г. Боровичи и с 01.07.2012 по 13.06.2013 по площадке в с.Мошенское. В связи с этим был произведен расчет платы с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По смыслу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
В соответствии с пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Следовательно, плательщиками таких платежей являются природопользователи, которым установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Во исполнение указанной нормы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок), вступивший в силу 24.02.2011 и отменивший ранее действующее постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением документов, указанных в пункте 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Технический отчет представляется юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Положения аналогичные указанным, содержало и действовавшее до 24.02.2011 постановление Правительства от 16.06.2000 N 461.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703. Согласно пункту 8 методических указаний неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в ПНООЛР, подтверждаются хозяйствующими субъектами (их территориально обособленными подразделениями (филиалами)) в виде технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, оформляемого в соответствии с Приложением 3 к Методическим указаниям и ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.
Как установлено судом первой инстанции Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2004, осуществляет деятельность по производству мебели, пиломатериалов, оптовую и розничную торговлю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В процессе деятельности Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
На основании приказа Росприроднадзора по Новгородской области от 30.06.2011 N 238 был утвержден "Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" рег. N 05-07-168-О-11/16, которым Общество по адресу: с. Мошенское утверждены лимиты на размещение. Срок действия лимитов с 30.06.2011 по 30.06.2016.
На основании приказа Росприроднадзора по Новгородской области от 30.06.2011 N 241 был утвержден "Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" рег. N 05-07-169-О-11/16, которым Обществу по адресу: г.Боровичи утверждены лимиты на размещение. Срок действия лимитов с 30.06.2011 по 30.06.2016.
Во исполнение пункта 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50, Общество обязано было представить в Управление технический отчет о неизменности производственного процесса по площадке в г. Боровичи и по площадке в с. Мошенское.
13.06.2013 в адрес Управления поступило письмо Общества от 11.06.2013, в котором указано, что повторно высылается технически отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами для подтверждения лимита на размещение отходов.
В письме от 25.06.2013 Управление предлагало Обществу в случае, если технические отчеты представлялись ранее, подтвердить это документально.
Ответ на письмо получен не был.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что обязанность по предоставлению технического отчета была исполнена Обществом 13.06.2013.
Ссылка истца о том, что непредставление такого отчета является основанием для расчета за сверхлимитное размещение отходов с применением пятикратного повышающего коэффициента, правомерно не принята судом первой инстанции ввиду следующего.
Нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, а также Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 не устанавливают сроки предоставления технических отчетов, а также не определяют последствия несоблюдения данных сроков.
Исходя их пунктов 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется либо при превышении лимитов, либо при отсутствии утвержденных лимитов.
Иного порядка расчета с применением пятикратного повышающего коэффициента действующее законодательство не определяет.
Судом отмечено, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 было предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, анализ правовой природы платежей за негативное воздействие на окружающую среду дан в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П.
Конституционный суд Российской Федерации указывал на то, что данные платежи взимаются с хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, носят компенсационный характер, являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
В данном случае Обществом были утверждены лимиты на срок до 2016 года, их действие не было отменено.
Представленные 13.06.2013 технические отчеты подтвердили неизменность производственного процесса, следовательно, фактического превышения лимитов при размещении отходов не было. Это также подтверждают расчеты платы за 3, 4 кварталы 2012 года и 1 квартал 2013 года.
Определяя в качестве условия установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса, Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 не устанавливает правила исполнения данного условия, ответственности за его неисполнение, не определяет порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в случае неисполнения такого условия.
Это свидетельствует об отсутствии правового регулирования порядка расчета платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение отходов утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Таким образом, правовых оснований для применения пятикратного повышающего коэффициента не имелось, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 ноября 2013 года по делу N А44-4656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4656/2013
Истец: Управление Росприроднадзора по Новгородской области
Ответчик: ЗАО "Боровичи-Мебель"