г. Самара |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А65-19743/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
от товарищества собственников жилья "Королева, 36" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2014 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2013 года по делу N А65-19743/2013 (судья Галиуллин Э.Р.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Королева, 36" (ОГРН 1101690038295, ИНН 1658118571), г.Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Королева, 36" (далее - ТСЖ "Королева, 36", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган) от 19 августа 2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Королева, 36" и обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, утвержденные протоколом общего собрания членов ТСЖ "Королева, 36" от 31 июля 2013 года.
Решением от 28 ноября 2013 года по делу N А65-19743/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан признал незаконным решение регистрирующего органа от 19 августа 2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Королева, 36".
Регистрирующий орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда заявленных требований ТСЖ "Королева, 36", ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 07 августа 2013 года ТСЖ "Королева, 36" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представив следующие документы:
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001);
- документ об оплате государственной пошлины;
- протокол общего собрания членов ТСЖ "Королева, 36" от 31 июля 2013 года;
- устав ТСЖ "Королева, 36" в новой редакции в 2-х экземплярах;
- доверенность;
- опись.
Решением от 19 августа 2013 года регистрирующий орган отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением документов, предусмотренных статей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ непредставление заявителем определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных этим законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с этим законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу пункта 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило представление ТСЖ "Королева, 36" листа "А" (сведения о наименовании юридического лица) и листа "Б" (сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), которое регистрирующий орган посчитал неправомерным, поскольку соответствующих изменений в сведения о наименовании и адресе месте нахождения юридического лица не вносилось, соответственно, оснований для приложения данных листов, по мнению регистрирующего органа не имелось.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представление которых необходимо в целях государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением); г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных этим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГЛЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются, порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Согласно пункту 1.1 Регламента организации работ налоговых органов, утвержденного приказом ФНС России от 03 ноября 2006 года N САЭ-3-09/765 @ (в редакции от 17 апреля 2009 года) (далее - Регламент), регистрирующий (налоговый) орган при поступлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, либо для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся ЕГРЮЛ, направляет в МИ ФНС России по ЦОД сообщение, содержащее сведения о юридическом лице, в отношении которого представлен документ о предстоящих изменениях.
В соответствии с Регламентом на сайте ФНС России в разделе "Сведения о юридическом лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации" были размещены сведения о том, что 12 августа 2013 года ТСЖ "Королева, 36" (ОГРН 101690038295) представило в регистрирующий орган заявление о регистрации по форме N Р13001 с видом изменений: "вносимые в учредительные документы (форма N Р13001).
Листы "А" и "Б" заявления содержат сведения о наименовании и адресе юридического лица, и заполняются при изменении последних, при этом соответствующие изменения в сведения о наименовании и адресе места нахождения юридического лица фактически не происходили.
Однако ошибочное заполнение ТСЖ "Королева, 36" листов "А" и "Б" заявления не означает его недостоверность, поскольку остальные листы заявления заполнены надлежащим образом и все необходимые сведения в них отражены правильно.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (N Р13001).
Вместе с тем приказ N ММВ-7-6/25@ не содержит указаний на то, какие листы подлежат заполнению при подаче заявления о государственной регистрации по форме N Р13001, а какие - нет. Отсутствуют и положения о том, что такие листы заполняются исключительно в случаях внесения изменений в сведения о наименовании и местонахождении юридического лица.
Таким образом, при заполнении заявления по установленной форме заявитель не допустил нарушений и, соответственно, не допустил представления в регистрирующий орган недостоверных документов.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Регистрирующим органом не оспаривается, что другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ, представлены заявителем в надлежащем виде.
Таким образом, ошибочное включение в заявление о государственной регистрации юридического лица дополнительных сведений не может являться основанием для отказа ТСЖ "Королева, 36" в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, то есть в связи с непредставлением определенных этим Законом документов, необходимых для государственной регистрации.
Материалами дела подтверждено и регистрирующим органом не опровергнуто, что ТСЖ "Королева, 36" представило в регистрирующий орган все документы, перечисленные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ.
Приложение к заявлению листов "А" и "Б" не препятствовало регистрирующему органу внести соответствующие изменения в учредительные документы ТСЖ "Королева, 36" и не относится к случаям, указанным в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Довод регистрирующего органа о том, в случае принятия решения о регистрации была бы внесена ошибочная запись об изменении наименования и адреса места нахождения юридического лица ТСЖ "Королева, 36", суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку это связано с техническими вопросами программного характера внесения регистрирующим органом сведений в реестр, что не должно отражаться на возможностях реализации своих прав и законных интересов заявителей при регистрации. Фактически сведения, указанные заявителем в листах "А" и "Б". не изменились, и указание в программе сведений о том, что такое изменение имело место, никак не затронуло бы права и интересы третьих лиц.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ТСЖ "Королева, 36".
Судебная арбитражная практика, на который ссылается регистрирующий орган в апелляционной жалобе, не имеет непосредственного отношения к рассматриваемому спору.
Ссылки регистрирующего органа на представление заявителем недостоверных сведений несостоятельны, поскольку ТСЖ "Королева, 36" представило полный пакет документов, которые недостоверных сведений не содержали. Неправильное заполнение формы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, (форма Р13001) в данном случае не повлекло за собой регистрации недостоверных сведений в ЕГРЮЛ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 28 ноября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2013 года по делу N А65-19743/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19743/2013
Истец: ТСЖ "Королева, 36", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара