г. Вологда |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А44-4510/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря 2013 года по делу N А44-4510/2013 (судья Богаева Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Боровичское пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1035300714602; далее - Предприятие, ООО "Боровичское ПАТП") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1065321096070; далее - Департамент) о взыскании за счет казны Новгородской области в пользу истца убытков в размере 14 287 242 руб. 23 коп., возникших в связи с неполным возмещением убытков истца на предоставление в 2012 году региональным и федеральным льготникам права льготного проезда на своем автобусном транспорте.
Определением суда от 30.09.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство).
В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд взыскать с Министерства за счет средств казны Российской Федерации убытки, возникшие в связи с перевозкой льготных категорий граждан в 2012 году, в размере 8 753 642 руб. 44 коп., с Департамента убытки в размере 9 705 766 руб. 09 коп.
Уточнение исковых требований принято судом.
Впоследствии истец отказался от иска в части требований к Новгородской области о взыскании убытков за перевозку льготных категорий граждан регионального регистра.
Частичный отказ от иска судом первой инстанции принят.
В обоснование уточненных исковых требований истец пояснил, что в 2012 году Общество на пригородных маршрутах автобусного транспорта в Боровичском, Любытинском, Мошенском и Хвойнинском районах Новгородской области осуществляло перевозку льготных категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ). В связи с предоставлением льготным категориям граждан федерального регистра права льготного проезда на основании ЕСПБ истец понес убытки за 2012 год в общей сумме 8 753 642 руб. 44 коп. Сумма убытков определена расчетным путем, предусматривающим показатели количества льготных категорий граждан федерального регистра, количества поездок в пригородном сообщении, средней дальности поездки в пригородном сообщении и утвержденного тарифа за 1 км.
Решением суда от 05.12.2013 исковые требования удовлетворены.
С Министерства за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взысканы убытки за 2012 год, возникшие в связи с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра, в размере 8 753 642 руб. 44 коп. Производство по делу в части требований о взыскании убытков с Новгородской области прекращено.
Министерство не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит его отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. На федеральном уровне отсутствуют нормы, устанавливающие льготы в виде проезда отдельных категорий граждан на общественном транспорте, а следовательно, порождающие обязательства Российской Федерации по возмещению расходов транспортных организаций согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Также апеллянт считает неправомерным использование истцом для определения размера убытков расчетного метода. Полагает, что истец не доказал реальность убытков в заявленной сумме. Истцом не представлены доказательства того, что все граждане, купившие ЕСПБ, в случае отсутствия данной льготы приобрели бы равное количество месячных проездных билетов (нельготных). Приведенные сведения носят предположительный характер, не обоснованы и не подтверждены соответствующими доказательствами.
ООО "Боровичское ПАТП" в отзыве просит апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество в 2012 году осуществляло перевозки льготных категорий граждан в пригородном сообщении в Боровичском, Мошенском, Любытинском и Хвойнинском районах Новгородской области.
Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" (вместе с "Положением о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами") (далее - Постановление N 519) в редакции постановлений администрации Новгородской области от 16.12.2009 N 461, от 19.04.2010 N 170, от 17.02.2011 N 50, от 17.06.2011 N 252, от 24.11.2011 N 643 на территории Новгородской области установлены порядок продажи и пользования ЕСПБ (далее - Порядок) и стоимость таких билетов, которая для ветеранов Великой Отечественной войны с 01.01.2006 составила в месяц 120 руб., для всех остальных льготных категорий граждан с 01.01.2012 - 310 руб.
Согласно установленному Порядку ЕСПБ действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на приобретение ЕСПБ имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория Новгородской области. Проезд в автобусах (троллейбусах) городских и пригородных маршрутов осуществляется при предъявлении проездного документа, документа, подтверждающего право на получение денежных выплат, либо документа, удостоверяющего личность.
В связи с перевозкой граждан, приобретших ЕСПБ, истец понес убытки в виде не полученной в полном объеме провозной платы с указанных граждан.
Невозмещение истцу убытков от перевозки пассажиров, пользующихся правом на льготный проезд, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Новгородской области с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.
В соответствии с Постановлением N 519 в Новгородской области федеральные и региональные льготники обеспечены равной мерой социальной поддержки по проезду на общественном транспорте в городском и пригородном сообщении в виде права проезда по ЕСПБ, имеющему меньшую стоимость, чем обычный проездной билет (нельготный).
Судом первой инстанции установлено и не оспорено ответчиком, что ООО "Боровичское ПАТП" в 2012 году осуществляло пассажирские перевозки общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении на автобусных маршрутах на территории Боровичского, Любытинского, Мошенского и Хвойнинского районов Новгородской области.
Поскольку стоимость ЕСПБ была установлена в меньшем размере, чем стоимость месячного проездного билета, истец вправе рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных в связи с перевозкой пассажиров, предъявивших ЕСПБ.
Финансирование льгот по проезду на общественном транспорте федеральных льготников предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, поэтому является расходным обязательством Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу в части возмещения убытков, возникших в связи с перевозкой федеральных льготников, является Российская Федерация в лице Министерства.
Представленный истцом расчет убытков проверен судом первой инстанции и признан правильным. Суд посчитал использование расчетного метода определения размера убытков допустимым.
В отсутствие контррасчета убытков апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, что были изложены в отзыве на иск и получили надлежащую оценку судом первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря 2013 года по делу N А44-4510/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4510/2013
Истец: ООО "Боровичское пассажирское автотранспортное предприятие" Д. У.
Ответчик: Министерство финансов РФ, Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области, Российская Федерация в лице министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Департамент транспорта и связи Новогородской области, Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области