К вопросу о порядке признания военнослужащих инвалидами
На страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" неоднократно поднимался вопрос об ущемлении прав военнослужащих на проведение в отношении их медико-социальной экспертизы в период прохождения военной службы для установления инвалидности*(1). Только в 2006 г. после вмешательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации было отменено письмо заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 5546-АО, запрещавшее проводить медико-социальную экспертизу военнослужащих в период прохождения ими военной службы*(2).
Таким образом, на сегодняшний день препятствий для обращения военнослужащих за проведением медико-социальной экспертизы не имеется. На практике данный вопрос решается положительно, что позволяет признавать военнослужащих инвалидами уже в период прохождения военной службы.
В настоящей статье рассматривается порядок обращения военнослужащих для проведения медико-социальной экспертизы в целях признания их инвалидами.
Итак, каков должен быть алгоритм действий военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе, в целях установления ему инвалидности?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии с указанным Федеральным законом и Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации*(3).
МСЭ проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из вышеуказанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с вышеуказанными классификациями и критериями степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год.
Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на тот же срок, что и группа инвалидности.
В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении МСЭ.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ гражданина (переосвидетельствования).
Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.
В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро МСЭ соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Гражданин направляется на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы (в отношении военнослужащего это может быть военная поликлиника, госпиталь и др.), органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма направления на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 77, а форма направления на МСЭ, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 874.
Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно.
Специалисты бюро МСЭ проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
МСЭ гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
МСЭ проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Заявление подается в бюро МСЭ в письменной форме с приложением направления на МСЭ, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
МСЭ проводится специалистами бюро МСЭ путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении МСЭ гражданина ведется протокол.
В проведении МСЭ гражданина по приглашению руководителя бюро МСЭ могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты).
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов его МСЭ.
Решение объявляется гражданину, проходившему МСЭ (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам МСЭ гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро МСЭ и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению МСЭ, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт МСЭ гражданина или приобщаются к нему.
Срок хранения акта МСЭ гражданина составляет 10 лет.
При проведении МСЭ гражданина в главном бюро МСЭ акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в трехдневный срок со дня проведения МСЭ в бюро.
При проведении МСЭ гражданина в Федеральном бюро акт МСЭ гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в трехдневный срок со дня проведения МСЭ в главном бюро.
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро МСЭ. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего МСЭ, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро МСЭ, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро МСЭ принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте МСЭ гражданина.
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро, проводившими МСЭ, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.
Выписка из акта МСЭ гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом. Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро МСЭ в соответствующие военные комиссариаты.
Соответственно выписка из акта МСЭ гражданина, проходящего военную службу, по мнению авторов, должна направляться в соответствующую воинскую часть, в которой военнослужащий проходит службу.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 41 утверждены формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭ.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах МСЭ.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в два года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро МСЭ контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не ранее чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро МСЭ контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в трехдневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро МСЭ не позднее одного месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро МСЭ главный эксперт по МСЭ по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его МСЭ другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро МСЭ не позднее одного месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро МСЭ могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В заключение хотелось бы привести пример из судебной практики, который имел место в 2002 г.
Президиум Приморского краевого суда в своем постановлении от 19 июля 2002 г. отмечает следующее. Военнослужащий К. обратился в суд с жалобой на действия начальника учреждения Государственной службы МСЭ управления социальной защиты населения администрации Приморского края, оспаривая правомерность отказа в его освидетельствовании для установления инвалидности в связи с имеющимся заболеванием в целях получения страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих. В обоснование своих требований он указал на то, что для получения страховых выплат необходимо представить не только справку военно-врачебной комиссии, подтверждающую нарушение здоровья, но и копию справки, выданную органом МСЭ и свидетельствующую об установлении ему инвалидности.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 июля 1999 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда 13 сентября 1999 г.) в удовлетворении жалобы отказано.
В протесте заместителя Председателя Верховного суда Российской Федерации ставился вопрос об отмене судебных постановлений в связи с нарушением норм материального права.
Президиум Приморского краевого суда 19 июля 2002 г. протест удовлетворил по следующим основаниям.
Как считал районный суд (с чем согласилась и судебная коллегия краевого суда), освидетельствование военнослужащих в учреждениях Государственной службы МСЭ для установления инвалидности не установлено законом. В подтверждение этого вывода суд первой инстанции сослался на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 5546-АО, в котором указано, что действующим законодательством право военнослужащих на МСЭ не предусмотрено.
В соответствии со ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, для обращения за выплатой страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих достаточно заключения военно-врачебной комиссии, которая компетентна разрешать все вопросы оценки здоровья военнослужащих.
Выводы судебных инстанций нельзя признать правильными.
Страховые суммы, на получение которых претендует К., выплачиваются на основании положений Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
Согласно ст. 4 названного Закона страховые суммы могут быть выплачены заявителю только в случае установления ему инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
В ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплено право военнослужащих на медицинское освидетельствование военно-врачебными комиссиями для определения их годности к военной службе и досрочного увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Полномочий по установлению военнослужащим инвалидности этим комиссиям не предоставлено. Такими полномочиями в соответствии со ст. 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст.ст. 7 и 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и с Положением о признании лица инвалидом наделены органы МСЭ.
Ссылка в решении суда на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 5546-АО несостоятельна, поскольку это письмо не подлежало применению при рассмотрении данного дела в силу противоречия его содержания федеральному законодательству.
Суд не применил нормы материального права, регулирующие порядок обязательного установления военнослужащим инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, для выплаты им страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, в связи с чем решение районного суда и определение судебной коллегии краевого суда подлежат отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
А.А. Кондаков,
помощник командира войсковой части 26219 по правовой
работе, капитан юстиции
Р.Ю. Остапюк,
начальник медицинской службы
войсковой части 26219, капитан медицинской службы
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Крылов Н.Л. О разрешении проблемы некоторых видов медико-социальной помощи военнослужащим // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 10; Он же. Ущемление прав военнослужащих на проведение в отношении их медико-социальной экспертизы должно быть прекращено // Там же. 2004. N 1.
*(2) Ущемление прав военнослужащих на проведение в отношении них медико-социальной экспертизы прекращено, или О том, как один врач добивался важного решения для всех военнослужащих более 8 лет // Там же. 2006. N 4.
*(3) Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ:
1) критерием для установления I группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени;
2) критерием для установления II группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению третьей, второй степеней; способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;
3) критерием для установления III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу о порядке признания военнослужащих инвалидами
Авторы
А.А. Кондаков - помощник командира войсковой части 26219 по правовой работе, капитан юстиции
Р.Ю. Остапюк - начальник медицинской службы войсковой части 26219, капитан медицинской службы
"Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4