Когда военнослужащий переводится к новому месту службы?
(о несоответствии норм Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" и Положения о порядке
прохождения военной службы)
Человек осуществляет различные виды деятельности. В зависимости от целей деятельность осуществляется в частных, общественных, государственных или общечеловеческих интересах. Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека является служба*(1).
В соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ в систему государственной службы входят государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Статья 6 указанного Федерального закона определяет, что под военной службой понимается вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
В настоящее время действуют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы перемещения по службе*(2) всеми составами военнослужащих: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Служебная деятельность военнослужащих складывается таким образом, что в процессе прохождения военной службы военнослужащие, как правило, могут неоднократно менять место военной службы*(3). Такие изменения возможны в случае осуществления переводов к новому месту службы.
При этом, следует согласиться с В.Е. Фортушиным, отметившим, что фактор мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации, стоящие перед ними задачи по обеспечению обороноспособности государства, обусловленные наличием внешних и внутренних угроз, протяженностью территории и государственной границы, наличием различных климатических зон, неравномерным территориальным заселением, предопределяют необходимый государственный подход к вопросам комплектования воинских должностей личным составом. Этот государственный подход заключается в сочетании обязательного (инициатива командования) и добровольного (инициатива военнослужащего) способов назначений военнослужащих на должности, в том числе путем перевода в другую местность*(4).
Правовое регулирование переводов военнослужащих к новому месту службы осуществляется по правилам ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 15-17 Положения о порядке прохождения военной службы, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти*(5), в которых предусмотрена военная служба*(6).
Так, в соответствии со ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы, могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы:
- из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором названным Федеральным законом предусмотрена военная служба;
- из федерального органа исполнительной власти, в котором указанным Федеральным законом предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;
- из одного федерального органа исполнительной власти, в котором вышеназванным Федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором указанным Федеральным законом предусмотрена военная служба.
В действующей редакции ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает возможность перевода военнослужащих к новому месту службы только в рамках организационных структур, подведомственных одному федеральному органу исполнительной власти.
Однако ст.ст. 15, 16 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривают возможность перевода военнослужащих к новому месту службы, производимого в рамках организационных структур, подведомственных одному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, Министерству обороны Российской Федерации).
Так, п. 1 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривает, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений Государственной противопожарной службы) в следующих случаях:
а) по служебной необходимости;
б) в порядке продвижения по службе;
в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
д) по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
е) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
ж) в связи с плановой заменой (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
з) в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
и) в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;
к) если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными.
Таким образом, нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ограничивают случаи перевода военнослужащих к новому месту службы.
В целях выявления случаев перевода военнослужащих к новому месту службы и его правового регулирования проведем историко-правовой анализ военного законодательства России.
Например, в военном законодательстве России XIX в. содержалось легальное определение "перевод военнослужащего к новому месту службы". Так, под переводом понималось перемещение воинских чинов из одних отдельных частей или учреждений в другие. При этом, перемещение военнослужащих по службе осуществлялось: а) для замещения вакансий и для укомплектования какой-либо части войск или учреждения чинами другой; б) для пользы службы, по особому уважению способностей переводимого лица; в) по просьбе переводимых офицеров, для совместной службы с родственниками. "Никто не может просить о переводе его в другой род службы, или другую часть, либо учреждение, по каким бы то ни было причинам, мимо своего начальства". В противном случае не только просьбы оставлялись без внимания, но виновные в этом подвергались строгому взысканию*(7).
П. Лузанов отмечал, что всякое передвижение внутри той же части войска (т.е. полка, батальона, батареи и т.п.) называется перемещением; переводом же называется переход из одной части войска в другую.
При этом, необходимо отметить, что в приказе РВСР 1921 г. N 2618 было дано понятие перевода, под которым понималось "перемещение военнослужащего из одной части войск (штаба, управления и заведения) в другую, на должность не выше и не ниже той, которую переводимое лицо занимало по месту прежней службы".
Резюмируя исторический аспект правового регулирования переводов военнослужащих, необходимо отметить, что данное перемещение по службе осуществлялось из одних воинских частей в другие, как это предусмотрено в действующем законодательстве (ст.ст. 15-17 Положения о порядке прохождения военной службы).
Таким образом, налицо определенного рода правовая коллизия. В связи с этим ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" требует уточнений. По нашему мнению, например, ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" можно дополнить п. 2 следующего содержания: "Военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов) в порядке, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы".
С.В. Шанхаев,
адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С. 159.
*(2) Перемещение военнослужащих по службе представляет собой правовой институт, включающий в себя совокупность однородно-обособленных правовых норм, регулирующих назначение военнослужащих на воинские должности, перевод к новому месту службы, в результате которых происходит изменение их служебно-правового положения, условий и порядка прохождения военной службы.
*(3) Место военной службы военнослужащего - это пункт постоянной дислокации воинской части (воинская часть, расположенная в пункте постоянной дислокации), в штате которой он состоит (в распоряжении командира которой находится), или место исполнения военнослужащим обязанностей военной службы на постоянной основе вне пункта постоянной дислокации воинской части, в штате которой он состоит (Корнишин С.В. Место военной службы: что это такое? // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 3).
*(4) Фортушин В.Е. Некоторые правовые аспекты комплектования воинских должностей и их влияние на безопасность Российской Федерации и личные права военнослужащих // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1. С. 69.
*(5) См., например, Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30.
*(6) См. п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
*(7) Свод военных постановлений. Прохождение службы по военному ведомству. Кн. VII. СПб., 1869. С. 90.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Когда военнослужащий переводится к новому месту службы? (о несоответствии норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о порядке прохождения военной службы)
Автор
С.В. Шанхаев - адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4