г. Киров |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А82-3965/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца открытого акционерного общества "Яргорэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.10.2013 по делу N А82-3965/2013, принятое судом в составе судьи Карташовой Н.В.
по иску открытого акционерного общества "Яргорэлектротранс" (ИНН: 7602082331, ОГРН: 1117602000064)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636),
Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области (ИНН: 7604002902, ОГРН: 1027600695363),
Агентству транспорта Ярославской области (ИНН: 7604237044, ОГРН: 1137604000082),
Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН: 7604052011, ОГРН: 10276006844007),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: мэрия города Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля
о взыскании 146 566 706 руб. 33 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Яргорэлектротранс" (далее - истец, ОАО "Яргорэлектротранс") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) и Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области (далее - Департамент финансов), Агентства транспорта Ярославской области (далее - Агентство), Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент энергетики и регулирования тарифов) с иском (с учетом уточнения) о взыскании солидарно 146 566 706 руб. 33 коп. в возмещение убытков.
Определениями суда от 30.05.2013, от 02.08.2013, от 09.09.2013 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Агентство транспорта Ярославской области и Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены мэрия города Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 12, 15, 16, 426, 789, 790, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец ОАО "Яргорэлектротранс" обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец ОАО "Яргорэлектротранс" указало, что суд первой инстанции необоснованно посчитал, что использование при расчете убытков размера экономически обоснованных затрат предприятия, установленных в экспертном заключении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, представляется некорректным, поскольку не отражает фактически понесенные предприятием расходы.
Экспертным заключением Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23.12.2011 установлено, что на 2012 год расходы истца на выполнение регулярных перевозок троллейбусами и трамваями на 2012 год должны составлять 18,53 руб. При этом в нарушение собственных рекомендаций по установлению тарифа в размере 18, 53 руб. фактически тариф для населения установлен приказом Департамента от 17.09.2010 N 74 в размере 12 руб., с 19.06.2012 - в размере 16 руб. Заявитель жалобы полагает, что данное снижение стоимости проезда привело к убыткам в 2012 году в размере 146 566 706 руб. 33 коп., расчет которых привел в апелляционной жалобе.
Между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области и истцом был заключен договор на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда по единым льготным проездным билетам, но суд не учел, что в указанном договоре имеются ввиду недополученные доходы до фактически установленного тарифа (до 12 руб.), с 19.06.2012 - до 16 руб., поскольку имелись ввиду именно льготные категории граждан.
Кроме того, заявитель жалобы представил в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу указал, что условия компенсации, установленные постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 N 169-п и договором от 02.02.2012 N 11106, подписанным истцом без разногласий, полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, а основания для перерасчета субсидии отсутствуют. Убытки, образовавшиеся от перевозки отдельных льготных категорий граждан, не выделялись, а компенсировались в общем объеме. Полагает, что судом первой инстанции были правильно применены нормы права, всесторонне и в полном объеме исследованы имеющиеся в деле, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.
Агентство транспорта в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявленное истцом ходатайство об отложении судебного разбирательства не подлежит удовлетворению.
Согласно частям 3, 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда.
Ходатайство ОАО "Яргорэлектротранс" об отложении судебного разбирательства по апелляционной жалобе обосновано невозможностью явки представителя, однако не мотивировано наличием уважительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности явки истца в процесс. В связи с указанным, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отложения судебного разбирательства.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 30.10.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Между Департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля и ОАО "Яргорэлектротранс" заключен договор от 19.02.2009 N 19, в соответствии с условиями которого заказчик (Департамент) поручает, а исполнитель (ОАО "Яргорэлектротранс") принимает на себя обязательства по оказанию услуг по перевозке пассажиров троллейбусами и трамваями на территории города Ярославля на условиях транспорта общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с объемом пробега подвижного состава и бюджетными ассигнованиями на 1 км пробега согласно приложению N 1, маршрутной сетью, графиками движения и количеством единиц подвижного состава согласно приложению N 2 (пункт 1.1 договора).
Заказчик также обязался оказывать исполнителю необходимое содействие по организации работ в сфере транспортного обслуживания населения города, возмещать исполнителю затраты от выполнения перевозок пассажиров по городским регулярным троллейбусным и трамвайным маршрутам и выпадающие доходы от оплаты проезда отдельным категориям граждан в порядке, установленном настоящим договором (пункт 2.1.1 и пункт 2.1.2 договора).
Согласно пункту 3.1 договора затраты исполнителя в виде разницы, образовавшейся между плановыми расходами и плановыми доходами от оплаты за проезд населением, при выполнении перевозок пассажиров по городским регулярным троллейбусным и трамвайным маршрутам возмещаются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на данные цели по подразделу "Транспорт", в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных) и водным транспортом на внутригородских линиях, утвержденным постановлением мэра города Ярославля.
В случае изменения основных натуральных и стоимостных показателей по оказанию услуг по перевозке пассажиров, указанных в приложении N 1 к договору, стороны заключают дополнительное соглашение (пункт 3.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.3 договора возмещение выпадающих доходов от проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным, региональным полномочиям в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных) по нормативным правовым актам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации производится в пределах средств, поступающих на данные цели из вышестоящих бюджетов, в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
В силу пункта 3.4 договора возмещение выпадающих доходов, связанных с оплатой проезда отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки по полномочиям органов местного самоуправления в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных) по нормативным правовым актам органом городского самоуправления, производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на данные цели, в соответствии с Порядком предоставления хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных), субсидии на возмещение выпадающих доходов, связанных с оплатой проезда отдельными категориями граждан, утвержденным постановлением мэра города Ярославля.
Постановлениями Правительства Ярославской области от 20.12.2010 N 952-п и от 16.03.2011 N 169-п установлена стоимость проездного билета для отдельных категорий граждан на три вида транспорта в размере 306 руб. и размер возмещения за реализованный проездной билет - 312 руб.
Постановлением Правительства Ярославской области от 29.07.2012 N 606-п установлена стоимость одного проездного билета для отдельных категорий граждан на три вида транспорта в размере 350 руб. и размер возмещения за реализованный проездной билет - 466 руб.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.09.2010 N 74 установлен тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок на территории городского округа Ярославля в размере 12 руб.
Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 06.06.2012 N 54-тр/г установлен тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок на территории городского округа Ярославля в размере 16 руб.
При этом, согласно экспертному заключению от 23.12.2011 N 1-116-Э/ТР Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по уровню расходов на выполнение регулярных пассажирских перевозок троллейбусами и трамваями по городским маршрутам города Ярославля, осуществляемых ОАО "Яргорэлектротранс", на 2012 год, с учетом уточнения Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 16.02.2012 N 01-07/291, расходы организации на выполнение регулярных пассажирских перевозок троллейбусами и трамваями по городским маршрутам города Ярославля на 2012 год в расчете на одну поездку составляют 18,53 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от
20.12.2010 N 925-п в 2012 году наряду с предоставляемой на всей территории Ярославской области отдельным категориям граждан социальной услуги по освобождению от оплаты 50% стоимости проезда в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) (в соответствии с частью 4 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области), в городе Ярославле действовал эксперимент по реализации установленных льгот путем продажи единых льготных проездных билетов долговременного пользования.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 16.03.2011 N 169-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанные с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам" стоимость проездных билетов долговременного пользования рассчитана исходя из количества поездок в месяц, действующего тарифа на одну поездку, установленного уполномоченным органом государственной власти области, и понижающего коэффициента, представляющего собой скидку в связи с единовременной оплатой большого количества поездок.
В соответствии с постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 09.01.2007 N 2 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта" и от 19.01.2007 N 9 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" количество поездок в месяц принималось в зависимости от числа видов городского пассажирского транспорта, равняется 60.
В соответствии с приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.09.2010 N 74 тариф на регулярные пассажирские перевозки автомобильным и электрическим транспортом общего пользования составлял 12 руб., с 19.06.2012 - 16 руб. (приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 06.06.2012 N 54-тр/г). Понижающий коэффициент составлял 0,85.
Стоимость проездных билетов долговременного пользования для льготных категорий граждан составлял 306 руб., а с 01.07.2012 - 350 руб. В остальной части компенсация осуществлялась за счет средств областного бюджета на основании заявок, поданных перевозчиками.
02.02.2012 между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области и ОАО "Яргорэлектротранс" был заключен договор на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда по единым льготным проездным билетам долговременного пользования за счет и в пределах средств областного бюджета.
В соответствии с условиями договора перевозчик принял на себя обязательство по предоставлению отдельным категориям граждан социальной услуги в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2010 N 952-п "Об организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, по единым льготным проездным билетам долговременного пользования". Департамент возмещает перевозчику недополученные доходы, связанные с оплатой проезда по единым льготным проездным билетам долговременного пользования за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Законом Ярославской области "Об областном бюджете" на соответствующий период в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 16.03.2011 N 169-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам".
Согласно пункту 1.3 договора предоставление субсидии обусловлено наличием договора о внедрении автоматизированной системы учета и оплаты проезда, наличие и использование автоматизированной системы учета и оплаты проезда, использование для работы на маршруте транспортных средств, оборудованных навигационной системой, и т.д.
По окончании 2012 года истцом был подписан акт сверки взаимных расчетов за указанный период, из которого следует, что обязательства Ярославской области по договору выполнены в полном объеме без разграничения на федеральных и региональных льготников.
Как указал истец, в 2012 году при осуществлении основного вида деятельности у ОАО "Яргорэлектротранс" образовался убыток в размере 146 566 706 руб. 33 коп., который возник в результате установления Правительством Ярославской области заниженного размера возмещения за реализованный проездной билет и в результате установления Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области тарифа на регулярные перевозки ниже экономически обоснованного. В указанную сумму входят: убытки при оказании услуги по перевозке пассажиров по единому льготному проездному билету в размере 45 309 121 руб. 16 коп., убытки при оказании услуги по перевозке пассажиров, имеющих право на получение социальной услуги в виде 50 процентов от стоимости проезда в городском общественном транспорте -34 415 713 руб. 56 коп., убытки при оказании услуги по перевозке пассажиров, являющихся детьми из многодетных семей, в размере 876 988 руб. 52 коп., убытки при оказании услуги по перевозке пассажиров, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом, в размере 629 руб. 35 коп., убытки при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, не относящихся к вышеуказанным группам, в 2012 году в размере 65 964 253 руб. 74 коп.
Полагая, что совместными действиями государственных органов истцу причинены убытки, истец обратился в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
На основании части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При исследовании совокупности представленных доказательств судом первой инстанции правомерно установлено, что взаимоотношения между сторонами были урегулированы заключенными договорами, обязательства по которым были исполнены и по окончании 2012 года сторонами был подписан акт сверки взаимных расчетов, в соответствии с которым истец не ссылался на наличие неоплаченной задолженности, связанной с осуществлением им деятельности по проезду отдельных категорий граждан.
Возмещение недополученных истцом доходов от предоставления социальных льгот осуществлялось в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Ярославской области и на основании представленных отчетов самого общества.
Ссылка заявителя на заключение Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не может быть принята как достаточное основание для удовлетворения заявленных требований, так как установлено, что возмещение убытков истца производилось согласно фактически понесенных им расходов за отчетный период.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленного иска, обоснованно указал на то, что истец не доказал ни вину ответчиков в причинении ему убытков, ни факт наличия невозмещенных ему недополученных доходов.
Кроме того, дополнительно к вышеизложенному, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на то, что общество не обосновало наличие оснований для привлечения ответчиков к солидарной ответственности.
В соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
В силу статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Таким образом, отсутствие законных оснований для солидарной ответственности Российской Федерации и субъекта РФ по заявленным истцом требованиям является дополнительным основанием для признания иска неправомерным.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.10.2013 по делу N А82-3965/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца открытого акционерного общества "Яргорэлектротранс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3965/2013
Истец: ОАО "Яргорэлектротранс"
Ответчик: Агенство транспорта Ярославской области, Агентство транспорта Ярославской области, Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Российская Федерация в лице Министерсва финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Ярославской области, Управление Федерального казначействапо Ярославской области, Ярославская область в лице Департамента финансов Ярославской области
Третье лицо: Департамент городского хозяйства Мэрии г. Ярославля, Мэрия г. Ярославля