город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2014 г. |
дело N А53-21043/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Комитета: Григорчук Александр Григорьевич, удостоверение, по доверенности от 09.01.2014 N 34-1/2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.11.2013 по делу N А53-21043/2013,
принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания"
к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" (далее - ООО "ТЭК") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (далее - Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2013 N 936 о привлечении ООО "ТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 27.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что материалами дела не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что совершение обществом правонарушения подтверждается материалами административного производства.
В судебное заседание не явились представители ООО "Топливно-энергетическая компания", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "ТЭК" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
От ООО "ТЭК" в суд также поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя общества из-за неблагоприятных погодных условий.
Представитель Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
С учетом поступившего ходатайства ООО "ТЭК" об отложении судебного разбирательства, в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 03.02.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителя Комитета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, в Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области поступили обращения жителей Азовского района Ростовской области о нарушении обществом "ТЭК" природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
В ходе возбужденного на основании обращений дела об административном правонарушении был произведен осмотр принадлежащей ООО "ТЭК" территории - полигон ТБО, расположенной по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, Кагальницкое шоссе, 11 "а", 11 "б".
Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 03.07.2013 N 950, в котором указано, что в момент осмотра установлено задымление южной части полигона (юго-западная сторона). В ходе осмотра производилась фотосъемка, на что указано в протоколе осмотра. Фотоматериал приложен к протоколу.
Присутствовавший при осмотре генеральный директор ООО "ТЭК" Литвинов А.П. пояснил, что ведутся работы по ликвидации последствий возгорания и задымления (л.д. 53-54).
В связи с выявленными нарушениями главным специалистом центрального отдела регионального государственного экологического надзора управления регионального государственного экологического надзора Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в отношении ООО "ТЭК" составлен протокол об административном правонарушении от 05.07.2013 N 950.
В протоколе указано, что деятельность по размещению отходов осуществляется ООО "ТЭК" с нарушением обязательных требований в области обращения с отходами, а именно: при выезде на полигон ТБО зафиксировано, что на территории полигона допускаются факты сжигания отходов в отсутствие специальных установок, что является нарушением п.1 ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 5.1 разд. 5 СанПиН 2.1.7.1038-01.
Протокол составлен с участием представителя общества, действующего на основании доверенности от 04.07.2013.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником управления регионального государственного экологического надзора комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области вынесено постановление от 26.08.2013 N 936 о привлечении ООО "ТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление вынесено с участием директора общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "ТЭК" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 1 Закона об отходах определены следующие понятия:
размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
ООО "ТЭК", эксплуатирующее полигон ТБО, занимающийся размещением и хранением отходов, является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.7, 6.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" складирование твердых бытовых отходов (далее - ТБО) допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно. На территории полигона не допускается сжигание ТБО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, подтверждается нарушение обществом "ТЭК" приведенных требований законодательства в области обращения отходов производства и потребления.
ООО "ТЭК" как лицо, осуществляющее хранение и размещение отходов с нарушением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований при размещении отходов, общество не обеспечило выполнение установленных требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о недоказанности наличия в его действиях состава административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается протоколом осмотра от 03.07.2013, приложенным к нему фотоматериалом, протоколом об административном правонарушении, составленными уполномоченным должностным лицом и являющимися надлежащими доказательствами по делу. Указанные документы составлены с участием представителей общества и подтверждают факты размещения отходов с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В решении суд указал, что обществом закупается инертный материал и вода для ликвидации и предотвращения процессов возгорания.
Вместе с тем, в материалы дела обществом не представлено доказательств принятия конкретных мер по борьбе с очагами возгорания, а также доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему исполнению природоохранного законодательства при обращении с отходами.
В частности, последний акт закупки воды датирован 24.06.2013.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств закупки воды, размещения инертного материала, а также регулярного мониторинга (ежедневные обходы с составлением актов) состояния полигона, после выявления возгорания в июне 2013 года.
Таким образом, обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для соблюдения обязанностей, возложенных на него законодательством об обращении отходов производства.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается виновное совершение ООО "ТЭК" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Постановлением административной комиссии Азовского района от 28.06.2013 ООО "ТЭК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Постановление от 28.06.2013 вынесено в связи с возгоранием ТБО, выявленным 26.06.2013.
Общество указывает, что 03.07.2013 Комитетом были зафиксированы последствия тушения возгорания, выявленного 26.06.2013.
Каких-либо доказательств принятия надлежащих и необходимых мер к тушению возгорания возникшего 26.06.2013 и предотвращению распространения возгорания, возникновения новых очагов самовозгорания отходов, в материалы дела обществом не представлено.
Из протокола осмотра от 03.07.2013 следует, что совершение указанного правонарушения продолжалось и после привлечения ООО "ТЭК" к административной ответственности постановлением от 28.06.2013, поэтому общество считается вновь совершившим административное правонарушение, за которое правомерно привлечено к административной ответственности постановлением Комитета от 26.08.2013 N 936.
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области привлекло ООО "ТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, постановлением от 28.08.2013 N 537, то есть после привлечения общества к ответственности Комитетом.
Таким образом, Комитетом не допущено повторного привлечения ООО "ТЭК" к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
При таких обстоятельствах, постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области от 26.08.2013 N 936 о привлечении ООО "ТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, является законным.
Решение суда от 27.11.2013 об удовлетворении требований ООО "ТЭК" подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 ноября 2013 года по делу А53-21043/2013 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21043/2013
Истец: ООО "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8170/14
16.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2888/14
10.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21617/13
27.11.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21043/13