г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А42-4732/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Е. А. Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. И. Душечкиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27848/2013) ООО "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2013 по делу N А42-4732/2013 (судья О. А. Евтушенко), принятое
по заявлению ООО "Теплоэнергосервис"
к Инспекции ФНС России по г. Мончегорску Мурманской области
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя: Гусев А. Н. (доверенность от 01.01.2014 N 5/14)
Иванюк Д. М. (доверенность от 01.01.2014 N 3/14)
от ответчика: Назаренко С. А. (доверенность от 09.01.2014 N 2)
Петрова Т. Н. (доверенность от 16.01.2014 N 10)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1065109002530, место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нагорная, д.34; далее - общество, налогоплательщик, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 07.05.2013 N 197 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 07.05.2013 N 5 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 196 по состоянию на 01.07.2013.
Решением суда от 11.11.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, инспекция неправомерно увеличила налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, осуществленных в рамках муниципальной адресной программы за счет средств субсидий, полученных на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Полученные субсидии, по мнению налогоплательщика, правомерно не учитывались обществом в целях налогообложения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, представители инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная проверка представленной заявителем 18.12.2012 в налоговый орган налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 года. Согласно указанной декларации сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 48 248 997 руб., сумма налоговых вычетов - 59 036 154 руб., сумма НДС к возмещению из бюджета - 10 787 157 руб.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 28.03.2013 N 164 и вынесено решение от 07.05.2013 N 197 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю доначислен НДС в сумме 15 310 452 руб., уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению в сумме 10 787 157 руб. за 2 квартал 2011 года. Решением от 07.05.2013 N 5 обществу отказано в возмещении НДС за 2 квартал 2011 года в сумме 10 787 157 руб.
Основанием для вынесения указанных решений послужили выводы налогового органа о неправомерном применении обществом положений пункта 2 статьи 154 НК РФ в отношении стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением подрядных организаций, оплата которых производилась в порядке долевого финансирования за счет денежных средств, полученных от Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Мончегорска".
Решения инспекции от 07.05.2013 N 197 и N5 обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области N 161 от 21.06.2013 решения инспекции от 07.05.2013 N 197 и N5 оставлены без изменения.
На основании вступившего в законную силу решения инспекции от 07.05.2013 N 197 инспекцией выставлено требование N 196 по состоянию на 01.07.2013 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым обществу было предложено в срок до 19.07.2013 года уплатить недоимку по НДС в сумме 15 310 452 руб.
Как следует из материалов дела, заявителем в 2010 году при участии в муниципальных адресных программах:
- "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией в 2010 году", утвержденной Постановлением Администрации г. Мончегорск от 29.01.2010 N 55;
- "Адресная программа N 2 по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией в 2010 году", утвержденной Постановлением Администрации г. Мончегорск от 21.06.2010 N 604;
- "Адресная программа N 3 по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией в 2010 году", утвержденной Постановлением Администрации г. Мончегорск от 18.10.2010 N 1050, были получены денежные средства в сумме 224 572 150 руб. 05 коп.
При исчислении НДС во 2 квартале 2011 года общество не учитывало полученные денежные средства, при этом при получении счетов-фактур от организаций-подрядчиков принимало к вычету указанные в них суммы НДС, а стоимость выполненных работ по капитальному ремонту в целях определения налоговой базы при их реализации принимало в размере 5% от установленной договором подряда.
Налоговый орган посчитал, что исчисление заявителем НДС с 5% и формирование налогового вычета со 100% стоимости выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту привело к занижению обществом подлежащего уплате НДС и завышению НДС, подлежащего возмещению в соответствующие налоговые периоды.
Не согласившись с законностью вынесенных налоговым органом ненормативных актов, общество обратилось с заявлением в суд.
Оспаривая решения инспекции, общество указало, что поскольку денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон от 21.07.2007 N185-ФЗ) являются субсидиями, где получателями выступают собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в адресную программу по проведению капитального ремонта, указанные денежные средства (субсидии), полученные обществом, нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку средства выделялись обществу не в качестве финансовой помощи, а в качестве компенсации убытков, в том числе в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, и получение субсидий напрямую не связано с реализацией услуг.
По мнению заявителя, получение в данном случае субсидий не является самостоятельной экономической операцией в смысле статьи 146 НК РФ и, следовательно, НДС бюджету не предъявляется, а потому при получении денежных средств общество не должно включать их в налогооблагаемую базу по НДС, но, расплачиваясь бюджетными денежными средствами с подрядными организациями, уплачивает НДС, а значит, имеет право на его возмещение.
Суд, отказывая обществу в удовлетворении заявления, пришел к выводу, что денежные средства, полученные от всех субъектов, участвующих в долевом финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, получены в счет увеличения доходов и связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг); указанные денежные средства предоставлены с целевым назначением для проведения капитального ремонта жилья и не являются субсидиями в смысле пункта 2 статьи 154 НК РФ, а потому оснований для их исключения из налоговой базы по НДС у общества не имелось; возмещение в данном случае суммы НДС из бюджета без создания соответствующего источника повлечет получение неосновательного обогащения за счет федерального бюджета.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 153 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 НК РФ, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
На основании пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются в соответствии со статьей 168, 169 НК РФ счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
При этом, под первичными учетными документами понимаются документы, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N129-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ а и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику.
Порядок возмещения налога определен статьей 176 НК РФ, из которой следует, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем право налогоплательщика на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость не зависит от осуществления фактических расчетов с контрагентами и возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и поставлены на учет; у налогоплательщика имеются счета-фактуры и первичные документы с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость. Данные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 169 НК РФ и 9 Закона N 129-ФЗ, содержать непротиворечивую и достоверную информацию, подтверждать реальность совершения налогоплательщиком соответствующих хозяйственных операций.
При наличии у налогоплательщика документов, подтверждающих его право на налоговый вычет, налоговый орган не вправе отказать ему в таком вычете и обязан, проведя камеральную проверку представленных документов, принять решение о возмещении налога из бюджета.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 ЖК РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Закона N 185-ФЗ создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Федеральный закон N 185-ФЗ.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом, в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
На основании постановления Правительства Мурманской области от 23.10.2009 N 489-ПП/19 постановлениями Администрации города Мончегорска от 29.01.2010 N 55, от 21.06.2010 N 604, от 18.10.2010 N 1050 утверждены муниципальные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией на 2010-2011 годы.
Во исполнение указанных нормативных актов между Муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Мончегорска" и обществом заключены договоры на предоставление субсидии на проведение капитального ремонта от 15.12.2010 N N 35/КР-2010, 36/КР-2010, 37/КР-2010, от 27.12.2010 NN 38/КР-2010, 39/КР-2010, 40/КР-2010, 41/КР-2010, 42/КР-2010, 44/КР-2010, 45/КР-2010, 46/КР-2010, 47/КР-2010, 48/КР-2010, 49/КР-2010, 50/КР-2010, 51/КР-2010, 52/КР-2010, 53/КР-2010, 54/КР-2010, 55/КР-2010, 56/КР-2010, 57/КР-2010, 58/КР-2010, 59/КР-2010, 61/КР-2010, 62/КР-2010, 64/КР-2010, 65/КР-2010, 66/КР-2010, 67/КР-2010, 68/КР-2010, 69/КР-2010, 70/КР-2010, 71/КР-2010.
Оказывая услуги и выполняя работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, заявитель явился получателем средств долевого финансирования капитального ремонта.
Целью предоставления субсидии является оказание финансовой помощи на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по перечню домов, включенных в муниципальную целевую программу "Адресная программа N 3 по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией в 2010-2011 гг.".
Во 2 квартале 2011 года налогоплательщиком выполнены работы по капитальному ремонту всего на сумму 180 230 587 руб., в том числе НДС - 27 472 249 руб.
За счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, средств местного бюджета во 2 квартале 2011 года оплачено работ по проведению капитального ремонта на сумму 171 219 057 руб., в том числе НДС - 26 097 608 руб.
При этом долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме составило пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта; остальные 95 % средств поступили из бюджета (за счет средств бюджетов и Фонда).
В рамках указанной целевой программы средства, полученные обществом от собственников многоквартирных домов на проведение капитального ремонта в размере 5% от фактической цены реализации выполненных работ, составили 9 011 530 руб., в том числе НДС - 1 374 640 руб.
При исчислении НДС в налоговую базу обществом включены только средства долевого финансирования капитального ремонта, поступившие от собственников помещений многоквартирных домов (5% от стоимости капитального ремонта), в размере 7 636 890 руб.
Подрядчиками, фактически выполнившими работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в адрес налогоплательщика были выставлены счета-фактуры за выполненные работы (с выделением НДС) всего на сумму 180 095 853 руб., в том числе НДС - 27 472 249 руб., а также без НДС - на сумму 134 735 руб., полученные от ООО "Управление строительных и проектных работ", не являющегося плательщиком НДС.
Налог в полном объеме включен обществом в состав налоговых вычетов в уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 года.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Законом N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Данные субсидии, носят целевой характер и могут быть использованы только на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; разработку проектной документации для капитального ремонта; проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют статьи 156, 158, 159 Жилищного кодекса, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, статья 20 Закона N 185-ФЗ, определяющая размер участия собственников жилых помещениях в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5% общей стоимости ремонта, а также подзаконные акты уполномоченных органов управления и местного самоуправления Муниципального образования город Мончегорск Мурманской области, определяющие порядок участия в софинансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Следовательно, бюджетные средства, полученные обществом на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
В 2010 году при участии в муниципальных адресных программах общество получило из бюджета Мурманской области субсидию в размере 224 572 150,05 руб., которая подлежала использованию и была использована обществом в следующие периоды: декабрь 2010 г. - 3 987 763,42 руб.; 2 квартал 2011 г. - 171 219 057,28 руб.; 3 квартал 2011 г. - 49 365 329,35 руб.
Всего во 2 квартале 2011 года общество за счет средств поступившей субсидии выполнило работ на сумму 171 219 057,28 руб. из которых:
- 171 091 059,96 руб. - работы, выполненные подрядными организациями, применяющими общий режим налогообложения и являющимися плательщиками НДС;
- 127 997,32 руб. - работы, выполненные подрядными организациями, применяющими специальный режим налогообложения (УСНО) и не являющимися плательщиками НДС.
Таким образом, в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Налоговым кодексом не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
Апелляционная инстанция считает неправомерной ссылку суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 9593/06, поскольку в указанном деле рассматривалась ситуация, когда денежные средства из бюджета поступали в распоряжение предприятия, которое расходовало их самостоятельно на обеспечение задач по жилищно-коммунальному содержанию жилищного фонда, в том числе и на оплату товаров (работ, услуг), используемых для оказания нанимателям и собственникам жилых помещений услуг по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию жилого фонда. Участник спора по указанному делу полученные средства дотаций, так же как и средства, полученные от потребителей оказываемых им услуг, вправе был расходовать по своему усмотрению на уставные цели.
В данном случае у общества не имеется права расходовать полученные субсидии самостоятельно по своему усмотрению.
В решении суд указывает, что исполнение управляющей компанией предусмотренных Законом N 185-ФЗ функций не влечет возложение на федеральный бюджет обязательства по возмещению НДС (то есть предоставлению в собственность заявителя денежных средств) в сумме, составляющей разницу между налогом, соответствующим 5% стоимости работ по выполненному подрядными организациями капитальному ремонту, и 18% НДС с той же стоимости.
При этом судом не учтено, что источником формирования поступающего НДС в бюджет являются счета-фактуры подрядных организаций, в которых исчислены суммы налога, подлежащие перечислению в бюджет последними.
Следовательно, суммы налога, принятые в состав вычетов заявителем были зачислены в бюджет подрядчиками общества, и в соответствии с нормами статей 171-172 НК РФ, общество имеет право на их возмещение из бюджета, что полностью соответствует природе косвенного налога и действующим нормам главы 21 НК РФ.
Обществом соблюдены все условия для принятия к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, предъявленным подрядными организациями за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
С учетом изложенного, вывод налогового органа об отсутствии у общества права на предъявление во 2 квартале 2011 года к вычету сумм НДС, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, противоречит нормам налогового законодательства, в связи с чем, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду его несостоятельности.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2013 по делу N А42-4732/2013 отменить.
Признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области от 07.05.2013 N 197 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение от 07.05.2013 N 5 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, а также требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 196 по состоянию на 01.07.2013.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1065109002530, место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нагорная, д.34) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4732/2013
Истец: ООО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Мончегорску Мурманской области