г. Самара |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А65-17304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Карпова Н.Н., по доверенности от 16 сентября 2013 г. N 0202/13,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2013 г. по делу N А65-17304/2013 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124), г. Москва,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее ответчик, орган кадастрового учета) о признании незаконным решения ответчика от 11.06.2013 г. N РКФ-16/17-2013-4207 "О снятии с государственного кадастрового учета земельных участков", в отношении земельного участка 16:07:130006:3205; о возложении на ответчика обязанности восстановить аннулированные сведения ГКН в отношении земельного участка 16:07:130006:3205 площадью 0, 0871 га. в Альметьевском муниципальном районе после поступления в орган кадастрового учета документов, на основании которых земельный участок с кадастровым номером 16:07:130006:3205 поставлен на государственный кадастровый учет.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2013 г. по делу N А65-17304/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.06.2011 г. земельный участок, расположенный в Кичуйском сельском поселении Альметьевского муниципального района был внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером 16:07:130006:3205 и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
На основании постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N 1426 от 02.04.2013 г. между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Обществом заключен договор аренды данного земельного участка N МС 04-071-3579-СВ от 10.04.2013 г. сроком на 49 лет.
С целью государственной регистрации данного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:07:130006:3205, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, в границах земель Кичуйского сельского поселения, общество 06.06.2013 г. обратилось в Альметьевский отдел Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Из материалов дела следует, что 11.06.2013 г. орган кадастрового учета принял решение N РКФ-16/17-2013-4207 о снятии земельного участка с кадастровым номером 16:07:130006:3205 с государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В обоснование своих требований заявитель указывает, что ответчиком не соблюдена процедура, предусмотренная в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2012 г. N 14-9817-НА, а именно, ответчиком не направлен в регистрирующий орган перечень земельных участков, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости (ГКН) с целью получения информации о зарегистрированных правах, существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования. Заявитель считает, что ответчик обязан был руководствоваться положениями указанного письма. Кроме того, заявитель указывает, что подал документы на государственную регистрацию договора аренды до истечения двухлетнего срока, установленного для регистрации права на земельный участок, в связи с чем ответчик был не вправе совершать действия по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик указывает, что оспариваемое решение им принято правомерно на основании п. 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в отсутствие сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременений) прав на него, что сведения, срок действия временного характера которых истек, аннулируются и исключаются из ГКН без продления данного срока на период действия правопритязаний (наличия представленных на государственную регистрацию заявлений, а также заявленных в судебном порядке требований).
В соответствии со статьями 1, 2, 4 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с Законом N 221-ФЗ общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в случаях, установленных Законом N 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном Законом N 221-ФЗ порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Из содержания приведенных норм следует, что необходимость и возможность аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, носящих временный характер, обусловлена обеспечением стабильности гражданского оборота объектов недвижимости, непрерывности актуализации содержащихся в государственного кадастре недвижимости сведений и отсутствием заинтересованности лиц, по чьей инициативе такие сведения были внесены, в сохранении этих сведений в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем в отношении сведений относительно земельных участков установлен срок - два года, в течение которого необходимо произвести государственную регистрацию прав.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, действовавшей в рассматриваемый период) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Согласно пункту 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2010 N 16771) внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения. "Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в том числе в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения 11.06.2013 г. права на земельный участок с кадастровым номером 16:07:130006:3205, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, в границах земель Кичуйского сельского поселения, зарегистрированы не были, также отсутствует, вступившее в законную силу решения суда в отношении прав на данный земельный участок. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на неправомерность оспариваемого отказа ввиду невыполнения ответчиком письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2012 N 14-9817-НА обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Указанное письмо не является нормативным правовым актом в силу п. 7 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, в соответствии с которым Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Невыполнение рекомендаций, изложенных в указанном письме, не привело к нарушению прав заявителя, поскольку на 11.06.2013 г. права на спорный земельный участок не были зарегистрированы, а поэтому орган кадастрового учета правомерно исключил сведения о земельном участке из государственного кадастрового учета.
Наличие правопритязаний (подача документов на государственную регистрацию аренды до истечения двухлетнего срока, установленного для регистрации права на земельный участок) Закон N 221-ФЗ в качестве основания для сохранения временного статуса сведений об объекте недвижимости не предусматривает, как и не предусматривает издание государственными органами каких-либо нормативных правовых актов, дополняющих или изменяющих Закон N 221-ФЗ. Тем более не могут изменять либо дополнять указанный Закон издаваемые государственными органами (министерствами и ведомствами) письма, содержащие ответы на вопросы либо содержащие позицию государственного органа.
Более того, суд приходит к выводу, что у заявителя имелась реальная возможность осуществить государственную регистрацию аренды спорного земельного участка до истечения двухлетнего срока с момента постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Постановление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N 225/13 о предоставлении земельного участка в аренду N 1426 было принято 02.04.2013, договор аренды с заявителем в отношении спорного земельного участка заключен 10.04.2013 г., акт приема-передачи земельного участка также датирован 10.04.2013 г. однако, с заявлением о государственной регистрации договора аренды в регистрирующий орган заявитель обратился лишь 06.06.2013 г.
Довод заявителя о том, что он не мог получить своевременно подписанный договор от органа местного самоуправления, является необоснованным, поскольку своевременная регистрация договора аренды полностью зависит от действий самого заявителя. Заявитель не предпринял всех зависящих от него своевременных мер к получению договора и его государственной регистрации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчиком оспариваемое решение принято в связи с истечением двухлетнего срока с момента внесения данных о спорном земельном участке правомерно на основании части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Ссылка заявителя на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 г. по делу N А50-7962/2012 является необоснованной, поскольку в указанном судебном акте суд сделал вывод о несоблюдении органом кадастрового учета положений письма Росреестра от 26.02.2010 N 14-1343-ВК. Указанное письмо было отозвано с исполнения с 28.11.2012 г. письмом Росреестра N 14-9817-НА и поэтому правовая позиция, изложенная в указанном судебном акте не применима к настоящему делу.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2013 г. по делу N А65-17304/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17304/2013
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы", г. Казань, ОАО "Мобильные ТелеСистемы", г. Москва
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара