Возврат товаров. Обратная реализация или исправительные проводки?
Ситуации, когда покупатель вынужден вернуть товар поставщику, весьма распространены на практике. Причины возврата могут быть разные. От этих причин зависит ответ на вопрос: возникает в том или ином случае так называемая обратная реализация или нет? Попробуем разобраться.
Все случаи возврата товаров можно условно разделить на две группы:
- когда возвращают товар, не отвечающий условиям договора
- бракованный, поставленный не в том количестве или ассортименте и т.д. (будем называть его некачественным товаром);
- когда по договоренности сторон возвращают качественный товар. Рассмотрим каждую из них подробно.
Возврат некачественного товара
Фирма может вернуть товар поставщику, отказавшись от договора купли-продажи, в одном из следующих случаев: - товар поставлен не в том количестве, которое предусмотрено договором (ст. 466 ГК РФ); - нарушены условия договора об ассортименте (ст. 468 ГК РФ); - поставлен неукомплектованный товар, причем продавец в разумный срок не выполнил требований покупателя о доукомплектации товара (ст. 480 ГК РФ); - поставлен некачественный товар, причем недостатки товара существенны, то есть не могут быть устранены или для этого нужны несоразмерные расходы, затраты времени и т.п. (ст. 475 ГК РФ).
Надо сказать, что в первых трех из перечисленных случаев возврат товара не является единственным выходом из ситуации. К примеру, получив продукцию не в том количестве, которое предусмотрено в договоре купли-продажи, фирма-покупатель может просто-напросто потребовать от поставщика допоставки. А если получен товар не того ассортимента - выставить поставщику требование заменить товар.
Однако на практике покупатели, получив товар, который не соответствует условиям договора, уже не доверяют такому поставщику, стремясь разорвать с ним всяческие договорные отношения. Нас в этом случае интересует, как такой разрыв отношений будет зафиксирован в учете? Итак, если покупатель расторгает с поставщиком договор купли-продажи по причинам, которые предусматривает Гражданский кодекс РФ, можно говорить о том, что обязательства сторон по договору не исполнены (поставщик не поставил нужный товар, а покупатель не принял его, а возможно, что и не оплатил). А раз так, то нет и факта реализации. Значит, при возврате товаров мы имеем не обратный переход права собственности, а отказ от права собственности на полученный товар. Иначе говоря, если покупатель уже оприходовал товар в учете, то ему нужно сделать исправительные (сторнирующие) проводки.
Если покупатель обнаружил, что товар некачественный, до того, как принял его к учету, то до момента возврата такого товара его нужно отразить за балансом - на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Теперь поговорим о том, как быть со счетом-фактурой, полученным от поставщика.
Если покупатель обнаружил недостатки товаров в процессе приемки, то счет-фактуру поставщика он не регистрирует в книге покупок. Соответственно, и к вычету "входной" НДС не предъявляет. Возвращая товар, не принятый на учет, покупатель не выставляет счет-фактуру на него поставщику. На это указал Минфин России в письме от 7 марта 2007 г. N 03-07-15/29.
В свою очередь продавец вносит исправления в собственный счет-фактуру, первоначально выставленный покупателю. Делает он это в день принятия возвращенных товаров на учет. В исправленном счете-фактуре поставщик дополнительно указывает количество и стоимость возвращенных товаров.
А затем регистрирует этот документ в книге покупок (на сумму возврата). Таким образом, несостоявшийся продавец получает право на вычет НДС (этот же налог был ранее начислен при отгрузке товаров) по возвращенным ценностям (п. 5 ст. 171 НК РФ).
Пример 1
В марте 2008 года ООО "Ариадна" отгрузило железнодорожным транспортом в адрес ЗАО "Персей" партию товаров в количестве 100 единиц на сумму 11 800 руб., включая НДС - 1800 руб.
В апреле 2008 года "Персей" оприходовал эти товары частично: 20 единиц стоимостью 2360 руб. (включая НДС - 360 руб.) не были прияты к учету по причине брака. В этом же месяце некачественная продукция была возвращена поставщику.
Бухгалтер ООО "Ариадна" вносит исправления в счет-фактуру, выставленный "Персею" при отгрузке товаров. В нем он показывает количество (80 единиц) и стоимость (9440 руб.) товаров, фактически принятых на учет покупателем. Именно эти данные ЗАО "Персей" зарегистрирует в своей книге покупок, как только получит исправленный документ.
Кроме того, бухгалтер ООО "Ариадна" дополнительно указывает количество (20 единиц) и стоимость (2360 руб.) возвращенных товаров. Исправленный счет-фактуру поставщик регистрирует в своей книге покупок за апрель 2008 года следующим образом:
- в графах 5, 5а и 5б книги указывает свое наименование, ИНН и КПП;
- в графе 7 - стоимость возвращенного товара с НДС (2360 руб.);
- в графе 8а - стоимость возвращенного товара без НДС (2000 руб.);
- в графе 8б - НДС по возвращенной партии (360 руб.).
Аналогичный порядок применяется и в том случае, если покупатель забраковал всю партию товара. С той лишь разницей, что бывшему покупателю в этом случае вообще не придется ничего регистрировать в книге покупок.
Наша справка
Формулировка пункта 5 статьи 171 НК РФ дословно звучит так: "Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров: или отказа от них". На практике налоговики любят трактовать эти слова буквально. И зачесть НДС по возвращенным ценностям они разрешают продавцам только после того, как налог, начисленный при реализации этих ценностей, уплачен в бюджет.
А несостоявшийся продавец отразит в своей книге покупок всю сумму счета-фактуры, ранее выставленного на не устроивший партнера товар. А как быть, если покупатель оприходовал товар, зарегистрировал счет-фактуру продавца в книге покупок, принял "входной" НДС к вычету, а уже потом обнаружил недостатки товара? В этом случае Минфин России все в том же письме N 03-07-15/29 рекомендует поступать так. Покупатель должен выставить поставщику свой счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. Сделать это нужно за тот налоговый период, в котором товар возвращается.
Пример 2
ООО "Мания" заключило договор купли-продажи на покупку партии электрочайников (1000 штук по цене 1770 руб./шт., в том числе НДС - 270 руб./шт.). Получив товар в феврале 2008 года и отразив его в учете, ООО "Мания" обнаружило, что чайники бракованные - у них не работает нагревательный элемент. Однако к этому моменту фирма уже приняла чайники на учет и зачла из бюджета "входной" НДС по ним (учет товара ведется по покупным ценам). Получение товара бухгалтер отразил такими проводками:
- 1 500 000 руб. ((1770 000 руб.- 270 руб.) х 1000 шт.) - оприходован товар;
- 270 000 руб. (270 руб. х 1000 шт.) - отражен НДС по товару;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 270 000 руб. - принят НДС по товару к вычету из бюджета.
Алгоритм действий ООО "Мания" при возврате бракованного товара поставщику (возврат происходит в апреле 2008 года) таков.
Сначала нужно скорректировать операции по оприходованию товара, сделав такие исправительные проводки:
- 1 500 000 руб. - сторнировано оприходование товара;
- 270 000 руб. - сторнирован "входной" НДС по оприходованному товару;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 270 000 руб. - сторнирован вычет "входного" НДС.
Затем ООО "Мания" должно выписать счет-фактуру бывшему поставщику на стоимость возвращаемого товара. Этот счет-фактуру компания должна зарегистрировать в книге продаж во II квартале 2008 года, то есть в том налоговом периоде, в котором товар возвращается.
Что касается продавца, то ему (если покупатель уже успел принять товар к учету) нужно действовать так. Получив выставленный несостоявшимся покупателем счет-фактуру надо зарегистрировать его в книге покупок. Отразив оприходование возвращенных товаров, НДС, указанный в этом документе, продавец может принять к вычету (п. 5 ст. 171 НК РФ).
Возврат качественного товара
Бывает, что, купив товар, фирма не может его продать из-за низкого спроса либо просто не успевает реализовать до того, как на продукцию истечет срок годности. По договоренности с поставщиком эти причины также могут быть основанием для возврата товара. Но сразу оговоримся: такой возврат не предусмотрен Гражданским кодексом РФ и возможен только по договоренности сторон.
И здесь уже нельзя говорить о том, что условия договора купли-продажи аннулируются. Обязательство поставить товар надлежащего качества исполнено и прекратилось (ст. 408 ГК РФ). Поэтому возврат такого товара считается обратной реализацией.
Покупатель платит НДС
Бывшему покупателю в этом случае придется делать уже не исправительные проводки, а отражать полноценную продажу товара (разумеется, выписав счет-фактуру и зарегистрировав его в книге продаж).
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 2. Но предположим, что по условиям договора между поставщиком и покупателем (ООО "Мания") последний может вернуть чайники, если они не будут проданы до 1 апреля 2008 года. Все чайники исправны. В установленный срок ООО "Мания" не реализовало ни одной штуки из партии. Поэтому компания возвращает товары поставщику. В день возврата бухгалтер фирмы-покупателя выписал счет-фактуру на сумму 1 770 000 руб. и зарегистрировал его в книге продаж. В учете ООО "Мания" делают такие проводки:
- 1 770 000 руб. - отражен возврат товаров;
Дебет 90 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 270 000 руб. - начислен НДС с реализации;
- 1 500 000 руб. - списана себестоимость возвращенной партии чайников.
Действия продавца в этой ситуации аналогичны действиям в случае возврата некачественного товара, принятого на учет покупателем. Бывший поставщик получит от бывшего покупателя счет-фактуру и зарегистрирует его в книге покупок. Возвращенный товар продавец оприходует и поставит НДС по нему к вычету.
Покупатель не платит НДС
Предположим, что бывший покупатель товара (а теперь - его продавец) применяет "упрощенку", платит ЕНВД, то есть не является плательщиком налога. Значит, при возврате он не может выставить счет-фактуру. Вправе ли в такой ситуации бывший поставщик поставить НДС по возвращенным товарам к вычету? Как ни странно, в Минфине теперь считают, что вправе (письмо от 7 марта 2007 г. N 03-07-15-29). Финансисты предлагают действовать так же, как и в случае, когда покупатель отказался от некачественного товара, не успев принять его на учет. А именно: бывший продавец должен внести исправления в собственный счет-фактуру, ранее выставленный покупателю. Затем зарегистрировать этот документ в книге покупок (на сумму возврата). И получается, что несостоявшийся продавец сможет зачесть НДС по возвращенным ценностям. При этом не имеет значения, по какой причине возвращается товар и принял покупатель - неплательщик НДС ценности на учет к моменту возврата или нет. А что делать продавцу, если товар возвращает человек? В этом случае финансисты рекомендуют зарегистрировать в книге покупок реквизиты расходного кассового ордера, выписанного при возврате денег из кассы. Оприходовав возвращенный товар, продавец сможет принять НДС к вычету.
От редакции
Некоторые специалисты полагают, что при возврате товаров бывший покупатель должен перечислить НДС поставщику платежным поручением. Дескать, имеет место сделка, аналогичная товарообменным операциям, зачету взаимных требований и расчетам ценными бумагами. А при подобных операциях налог необходимо перечислять партнеру живыми деньгами (п. 4 ст. 168 НК РФ). Однако такая точка зрения ошибочна. Если поставщику вернули товар, то "суммы налога: подлежат вычетам, а не компенсируются за счет средств покупателя...". Значит, возвращая товары продавцу, покупатель не должен перечислять сумму налога платежкой. Именно так высказались финансисты в письме от 27 апреля 2007 г. N 03-07-11/128.
И. Фурсина,
аудитор
"НДС. Налог на добавленную стоимость", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "НДС. Налог на добавленную стоимость"
Учредитель ООО Издательство "ИндексМедиа"
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28280 от 18 мая 2007 г.
Адрес для писем: 115088, г. Москва, а/я 7, редакция
Тел./факс: (495) 974-70-67
E-mail: nds@indexmedia.ru
Подписные индексы
По каталогу "Роспечать": 80310
По каталогу "Почта России": 73591