г. Томск |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А27-7975/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кишинского К.Ю. по доверенности от 04.02.2014 (по 31.12.2014),
от заинтересованного лица: без участия,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Промышленные ресурсы"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 22.11.2013 по делу N А27-7975/2013 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Промышленные ресурсы" (ОГРН 1034250901520, ИНН 4250000360, 650036, г. Кемерово, пр. Ленина, д. 90/4)
к Администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869, 650000, г. Кемерово, пр. Советский, д. 54)
третьи лица: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр. Советский, д. 58); Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр. Советский, д. 58)
о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленные ресурсы" (далее - ООО "Промышленные ресурсы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации города Кемерово (далее - Администрация) о признании незаконными отказа, выраженного в письме от 16.04.2013 N 06-02-05-02/791, в проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:979 северо-восточнее строения N 15 по ул. Притомская Набережная для строительства кафе и на отклонение объектов капитального строительства в части сокращения нормативной удаленности от границы земельного участка с 3 м до 0 м; о признании незаконным отказа в утверждении градостроительного плана, выраженного в письме от 07.05.2013 N 2-06-03/914, обязании Администрации назначить и провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:979, площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: город Кемерово, ул. Притомская Набережная, северо-восточнее строения N 15, и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования в части сокращения нормативной удаленности объекта капитального строительства от границы участка с 3 метров до 0, утвердить и выдать градостроительный план указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области (далее - третьи лица).
Решением от 22.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области требования ООО "Промышленные ресурсы" удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ в утверждении градостроительного плана, выраженный в письме от 07.05.2013 N 2-06-03/914, обязал Администрацию выдать обществу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:979, площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: город Кемерово, ул. Притомская Набережная, северо-восточнее строения N 15. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять в указанной части новое решение об удовлетворении заявления.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Письменные отзывы Администрацией и третьими лицами на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Администрация и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей Администрации и третьих лиц.
ООО "Промышленные ресурсы" обжалует решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Администрация, третьи лица не заявили каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой обществом части.
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором аренды от 22.04.2010 N 51-04-с/10 земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501002:979 предоставлен ООО "Промышленные ресурсы" для строительства кафе.
Распоряжением Администрации города Кемерово от 08.04.2009 N 1237 по результатам рассмотрения заявления общества о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения кафе (на 75 мест) северо-восточнее строения N 15 по ул. Притомская Набережная Центрального района, акта выбора земельного участка, согласовано ООО "Промышленные ресурсы" место размещения объекта - кафе на земельном участке из земель населённых пунктов, площадью 830 кв.м, расположенном по адресу: г. Кемерово, Центральный район, северо-восточнее строения N 15 по ул. Притомская Набережная.
Между Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области и обществом заключен рассматриваемый договор аренды от 22.04. 2010 N 51-04-с/10.
При подготовке чертежа градостроительного плана установлено, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне О1 - общественно-деловая зона. В соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны О1 размещение отдельно стоящих предприятий общественного питания (в том числе кафе) относится к условно разрешённым видам использования земельных участков.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Согласно частям 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В ходе проектных работ также выяснилось, что использование земельного участка возможно при его максимальной застройке. Градостроительным регламентом территориальной зоны 01 установлен предельный параметр использования земельного участка - минимальный отступ от границ земельного участка до объекта 3 метра.
Статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.
12.03.2013 года ООО "Промышленные ресурсы" обратилось в Управление городского развития администрации города Кемерово (вх. N 2743) с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка под строительство кафе и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения нормативной удаленности с 3 м до 0 м для земельного участка по ул. Притомская Набережная, северо-восточнее строения N 15 в Центральном районе г. Кемерово.
Рассмотрев поступившее заявление, Администрация в ответе от 16.04.2013 N 06-02-05-02/791 сообщила, что земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности и частично в зоне охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 23.01.2013 N 13, где установлен особый правовой режим использования. В границах охранных зон объектов культурного наследия ОЗ 1, в том числе, запрещается строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, строительные и ремонтные работы, опасные для физической сохранности объекта культурного наследия. В границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 5 разрешается проектирование и строительство зданий, строений, сооружений с учётом сложившихся стилевых особенностей окружающей исторической застройки. При этом запрещено изменение параметров открытых городских пространств (площадей, бульваров, набережной), включая объемно-пространственное решение, систему озеленения и благоустройства, соотношение территории озеленения и твердого покрытия. Ввиду нахождения спорного земельного участка в указанных зонах, у администрации отсутствуют правовые основания для проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка под строительство кафе и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения нормативной удаленности с 3 м до 0 м.
Посчитав выводы относительно отсутствия правовых оснований для проведения публичных слушаний ввиду нахождения земельного участка в охранных зонах объектов культурного наследия, изложенные в ответе от 16.04.2013 N 06-02-05-02/791, незаконными, нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного ООО "Промышленные ресурсы" требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при наличии введенного особого режима использования в отношении территории, на которой планируется строительство кафе, влекущего нарушение запрета на строительство, изменение параметров открытого пространства (набережной), использование земельного участка для целей строительства объекта невозможно, формальное удовлетворение требований заявителя о проведении публичных слушаний не повлечет восстановление прав заявителя.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам права.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 1 - 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Администрация в обоснование правомерности отказа в проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:979 для строительства кафе и на отклонение объектов капитального строительства в части сокращения нормативной удаленности от границы земельного участка с 3 м до 0 м ссылается на постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 N 13 " Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Кемерово, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон", в соответствии с которым спорный земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 5-1, частично в границах охранной зоны объектов культурного наследия ОЗ 1-26.
В границах охранных зон объектов культурного наследия ОЗ 1, в том числе, запрещается строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, строительные и ремонтные работы, опасные для физической сохранности объекта культурного наследия.
В границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 5 разрешается проектирование и строительство зданий, строений, сооружений с учётом сложившихся стилевых особенностей окружающей исторической застройки. При этом запрещено изменение параметров открытых городских пространств (площадей, бульваров, набережной), включая объемно-пространственное решение, систему озеленения и благоустройства, соотношение территории озеленения и твердого покрытия.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в пределах границ соответствующей территориальной зоны. В свою очередь, градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, которое является зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Частью 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Названным выше постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 N 13 утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах таких зон.
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области 01.02.2013 года передал указанный нормативный правовой акт, включающий карты (планы) зон охраны объектов культурного наследия, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области.
Согласно постановлению от 23.01.2013 N 13 охранные зоны состоят из охранной зоны 1 (далее ОЗ 1), включающей 45 участков, в том числе ОЗ 1-26.
Спорный земельный участок частично вошел в зону охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения ОЗ 1-26, частично в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 5.
На основании указанных норм в совокупности с положениями пункта 4 статьи 1, части 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии особого режима использования в отношении территории, на которой планируется строительство кафе, влекущее нарушение запрета на строительство, изменение параметров открытого пространства (набережной), использование земельного участка для целей строительства объекта невозможно, формальное удовлетворение требований заявителя о проведении публичных слушаний не повлечет восстановление прав заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, вывод суда о законности решения в оспариваемой части и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная по апелляционной жалобе государственная пошлина подлежит возврату уплатившему ее лицу на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2013 года по делу N А27-7975/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Промышленные ресурсы" - без удовлетворения.
Возвратить Мордовину Евгению Викторовичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей по чеку-ордеру от 20.12.2013 N 15 Кемеровского отделения N 8615 филиал N14.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7975/2013
Истец: ООО "Промышленные ресурсы"
Ответчик: Администрация города Кемерово
Третье лицо: Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области