г. Чита |
|
15 февраля 2014 г. |
Дело N А19-3404/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Скажутиной Е.Н., Гречаниченко А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года по делу N А19-3404/2012 по исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800, место нахождения: 665708, Иркутская область, г. Братск, проспект Ленина, 37) к обществу с ограниченной ответственностью "Эй-Би-Трейд" (ОГРН 1093820000251, ИНН 3820014158, место нахождения: 665413, г. Черемхово, ул. Первомайская,164 Иркутской области) о взыскании 6 496 836 руб. 65 коп., (суд первой инстанции: судья Ушакова О.В.), при участии в судебном заседании: от истца не было, извешен; от ответчика - Шакталаева И.А., представитель по доверенности от 05.08.2013,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Эй-Би-Трейд" о взыскании 5 702 151 руб. 66 коп. основного долга по договору аренды N 632-06 от 29.12.06 за период с 07.07.09 по 31.12.11 и 697 867 руб. 93 коп. пени за просрочку платежей за период с 25.07.09 по 31.09.11.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 года, исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2013 по делу N А19-3404/2012 судебные акты нижестоящих судебных инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года иск удовлетворен частично, взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Эй-Би-Трейд" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска 1 430 041 руб. 21 коп. основного долга и 181 687 руб. 70 коп. неустойки за просрочку платежей. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Эй-Би-Трейд" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 29 117 руб. 29 коп.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить полностью иск. В обоснование указывает, что судом первой инстанции не дана оценка ответу N 13-исх/1285-ст от 06.05.2013, в котором разъяснено формирование кадастровой стоимости спорного земельного участка. При расчёте арендной платы КУМИ г.Братска необходимо применить удельный показатель кадастровой стоимости - 2450 руб./кв.м., установленный Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп.
Ответчик в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, просил решение суда первой инстанции оставить в силе. Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 26.03.09 ЗАО "Торгово-закупочная база" (Продавец) и ООО "Приангарье" (Покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества (л.д. 39-42), согласно которого, Продавец обязуется передать в собственность Покупателю, а Покупатель обязуется принять объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 1.2. и 1.3. договора (в дальнейшем именуемые "Объекты") и уплатить за них денежную сумму, указанную в настоящем договоре (п. 1.1. Договора). Продавец продает, а Покупатель покупает следующий объект недвижимого имущества: двухэтажное крупнопанельное нежилое здание - база с продовольственным магазином, общая площадь - 14800,2 кв.м., расположенная по адресу: Иркутская область, город Братск, П 10 14 01 01 (п. 1.2. Договора). Продавец продает, а Покупатель покупает следующий объект недвижимого имущества: сооружение - подъездные пути (железнодорожные пути необщего пользования, с примыканием к путям ВСЖД на станции Братск), расположенные по адресу: Иркутская область, город Братск, П 10 14 00 00, П 10 66 00 00, кадастровый номер 38:34:015903:0039:25:414:001:010001030 (п. 1.3. Договора). Объекты находятся на земельном участке, предоставленном для размещения единого произвлодственно-хозяйственного комплекса торгово-закупочной базы, земли населенных пунктов, общей площадью 4,2559 га, расположенном по адресу: Иркутская область, город Братск, П 10 14 00 00 (промбаза Центрального округа, восточнее пересечения автодороги "Братск-Тулун" и железной дороги Братского Центрального округа, восточнее пересечения автодороги "Братск-Тулун" и железной дороги Братского Центрального округа, восточнее пересечения автодороги "Братск-Тулун" и железной дороги Братского отделения ВСЖД). Земельный участок предоставлен в аренду Муниципальным образованием города Братска по договору N 632-06 от 29.12.2006 г., сроком до 09.08.2016 г. (п. 1.4. Договора).
ООО "Приангарье" (Продавец) и ООО "Эй-Би-Трейд" (Покупатель) заключили договор купли-продажи данного объекта недвижимости N 8/2009 от 19.06.09.
Согласно Выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.01.12 ООО "Эй-Би-Трейд" является собственником следующих объектов недвижимого имущества: с 07.07.09 подъездного пути (железнодорожные пути необщего пользования, с примыканием к путям ВСЖД на станции Братск) сооружение, кадастровый (или условный) номер объекта: 38:34:015903:0039:25:414:001:010001030, адрес (местоположение) объекта: Иркутская область, г. Братск, П 10 14 00 00, П 10 66 00 00; с 08.07.09 базы с продовольственным магазином, нежилое, адрес (местоположение) объекта: Иркутская область, г. Братск, П 10 14 01 01, N 01.
Указанные в п. 1 Договора объекты недвижимости, размещены на земельном участке земель населенных пунктов общей площадью 4,1706 га. Данный земельный участок с кадастровым номером 38:34:015903:39 площадью 41714 кв.м, находящийся по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 10 14 00 00, с разрешенным использованием "размещение единого производственно-хозяйственного комплекса торгово-закупочной базы" поставлен на государственный кадастровый учет 20.04.2009, что подтверждается кадастровым паспортом участка от 25.12.2009.
Государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Указывая на принцип платности пользования земельным участком, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Пунктом 1 статьи 65 названного Кодекса предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Из пункта 3 указанной статьи следует, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество предусмотрена статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с ч. 2 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Судом истребовано и обозрено в судебном заседании дело правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 38:34:015903:39, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 10 14 00 00 (промбаза Центрального округа, восточнее пересечения автодороги "Братск-Тулун" и железной дороги Братского отделения ВСЖД).
Согласно договору аренды земельного участка N 63206 от 29.12.06 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (Арендодатель) предоставляет, а ЗАО "Торговозакупочная база" (Арендатор) принимает в аренду земельный участок (далее - Участок) на основании постановления мэра г. Братска N 1620 от 09.08.2006 г. (л.д. 74 т. 4), имеющий следующие характеристики: общая площадь 4,2559 га, категория: земли поселений, кадастровый номер 38:34:015903:39, адрес расположения: Иркутская область, город Братск, П 10 14 00 00 (промбаза Центрального округа, восточнее пересечения автодороги "Братск- Тулун" и железной дороги Братского отделения ВСЖД). Цель аренды: для размещения единого производственно-хозяйственного комплекса торгово-закупочной базы (п. 1.1. Договора).
Срок аренды Участка устанавливается с 10 августа две тысячи шестого года по девятое августа две тысячи шестнадцатого года (п. 1.2. Договора).
Договор аренды земельного участка N 632-06 от 29.12.06 зарегистрирован в Росреестре по Иркутской области и УОБАО 01.06.07.
Приложением N 1 к договору N 632-06 от 29.12.06 является кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 26.12.06, предоставленный в аренду.
Решением Арбитражного суда Иркутской области 13.08.09 (л.д. 151-153 т. 1) по делу N А19-9781/09-70, которое имеет преюдициальное значение для настоящего дела, установлено, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (Арендодатель) и ЗАО "Торгово-закупочная база" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 632-06 от 29.12.06.
По своей правовой природе договор N 632-06 от 29.12.06 является договором аренды.
Ссылки истца на договор аренды земельного участка с ООО "Приангарье" N 283-09 и соглашение от 04.11.09 о расторжении договора аренды земельного участка от 15.06.2009 N 283-09 обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку названный договор в материалы дела представлен не был.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества к ООО "Приангарье" перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка N 632-06 от 29.12.06.
Согласно п. 2.1. Договора размер арендной платы за пользование участком в месяц составляет 48 969 руб. 45 коп., согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы (приложение N 2).
В Приложении N 2 к договору N 632-06 от 29.12.06 стороны согласовали механизм расчета арендной платы, согласно которому размер арендной платы за арендованную площадь в годовом исчислении составляет площадь земельного участка умноженную на кадастровую стоимость 1 кв.м. земель кадастрового квартала по видам функционального использования земель умноженную на базовую ставку арендной платы.
Согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58- 2302/2008, от 15.03.2012 N 15117/11 по делу N А57- 13223/2010, от 26.01.2010 N 11487/09 по делу N А59- 3535/07-С9(С-5), независимо от наличия или отсутствия соглашения сторон относительно размера или механизма расчета арендной платы, исходя из регулируемого характера арендной платы за использование земельного участка, подлежат применению нормы закона и нормативных актов, регулирующих порядок, сроки и размер платы за пользование земельного участка.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Поскольку по неразграниченным землям полномочия по установлению размера платы переданы субъекту РФ, то орган субъекта может устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В Постановлении Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" такие ставки не установлены.
Органы местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" о введении в действии не обладают полномочиями по регулированию платы за земли собственность на которые не разграничена, за исключением коэффициента, право устанавливать который предусмотрен п. 3 Постановлении Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что надлежит применить налоговую ставку в размере 1,5%.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что спорный земельный участок был образован на основании Постановления главы администрации г. Братска N 1620 от 09.08.2006 г. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.02.13 первоначальная кадастровая стоимость для указанного земельного участка была установлена в размере 39 175 559 руб. 50 коп., удельный показатель составил 920 руб. 50 коп.
Постановление Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101 -пп" в кадастровую стоимость земельного участка внесены изменения, в связи с изменением его площади, кадастровая стоимость земельного участка составила 102 183 453 руб. 54 коп.
В соответствии с п. 1.3. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" кадастровая стоимость земельных участков в случае изменения площади земельного участка, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в т.ч. сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; 2) кадастровой выписки об объекте недвижимости; 3) кадастрового паспорта объекта недвижимости; 4) кадастрового плана территории; 4.1) кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости; 5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В п. 5.1. ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и его кадастровом номере.
Поскольку учет сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в государственном кадастре недвижимости был осуществлен Кадастровой палатой лишь 28.02.2013 г., то есть за переделами заявленного периода, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что при расчете арендной платы следует применить удельный показатель земельного участка в размере 920 руб. 50 коп., установленный при постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с чем довод апелляционной жалобе о том, что при расчёте арендной платы необходимо применить удельный показатель кадастровой стоимости - 2450 руб./кв.м., установленный Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп., подлежит отклонению.
Иные доводы в апелляционной жалобе не приводись и не согласия с другими выводами суда первой инстанции не заявлялось.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.11.2013, принятое по делу N А19-3404/2012, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3404/2012
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, КУМИ администрации г. Братска
Ответчик: ООО "Эй-Би Трейд"
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4639/15
19.06.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3754/12
21.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1065/14
15.02.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3754/12
08.11.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3404/12
20.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6281/12
24.10.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3754/12
17.10.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4656/12
22.06.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3404/12