"1С:Предприятие 8": инструменты учета
и оперативного управления организацией
Сегодня более 6000 коммерческих предприятий используют для учета, анализа и планирования своей деятельности программный продукт "1С:Управление производственным предприятием 8". В процессе принятия решений руководители данных предприятий теперь могут опираться на полную и непротиворечивую информацию, в достоверности которой они не сомневаются. Это способствует повышению эффективности управления предприятием на всех уровнях.
Для получения адекватного представления о состоянии бизнеса группы компаний ее владельцы и инвесторы нуждаются в консолидированной финансовой отчетности. Данная отчетность используется ими также для принятия взвешенных и обоснованных решений. Для автоматизации широкого спектра задач в процессе подготовки и анализа корпоративной отчетности групп компаний, а также компаний, имеющих сложную организационно-финансовую структуру, многие предприятия используют прикладное решение "1С:Консолидация 8". Рассмотрим конкретные примеры внедрения данных программных продуктов.
"1С:Управление производственным предприятием 8"
в компании "Алмазы Анабара"
Компания "Алмазы Анабара" (г. Якутск) является одним из основных алмазодобывающих предприятий России. По результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2006 г. ОАО "Алмазы Анабара" было признано одним из лучших предприятий Республики Саха (Якутия). Сегодня компания активно развивает новые виды производства, успешно реализует проекты в лесной промышленности, в разработке месторождений облицовочных камней, в развитии пищевой перерабатывающей промышленности, а также в агропромышленном комплексе.
В период с 2003 по 2006 г. в состав компании в качестве структурных подразделений вошли несколько крупных предприятий, занимающихся разными видами деятельности. Информационные системы, существующие на предприятиях, не позволяли в полной мере отразить новую структуру документооборота компании и организовать ведение учета в соответствии с законодательством. В результате у компании появилась потребность в новой более современной автоматизированной системе.
В результате переговоров с компанией ВЦ "1С-Рарус" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Москва), состоявшихся в декабре 2006 г., было принято решение о внедрении единой корпоративной системы учета на базе "1С:Предприятие 8". В качестве основы автоматизированной системы было решено использовать программный продукт "1С:Управление производственным предприятием 8", обладающий наиболее широким спектром функциональных возможностей. Общая концепция данного решения представлена на рис. 1.
Операционная деятельность
/-----------------------------------------------------\
| Первичные учетные документы |
\-----------------------------------------------------/
| | | | | | | |
| | | |
/--------------\ | | /------------\ /-------------\ | | /-----------\
| Оперативный | | | |Оперативное | | Оперативный | | | |Оперативный|
|управленческий| | | |планирование| |бухгалтерский| | | | налоговый |
| учет | | | | | | учет | | | | учет |
\--------------/ | | \------------/ \-------------/ | | \-----------/
/----/ \-\ /-/ \------\
| | | | | | | |
/--------------\ /------------\ /------\ /-------------\ /---------\
|Управленческий| |Планирование| | Учет | |Бухгалтерский| |Налоговый|
| учет |-|(в том числе| | по |-| учет |-| учет |
| | | финансовое)| | МСФО | | | | |
\--------------/ \------------/ \------/ \-------------/ \---------/
Рис. 1 Общая концепция решения "1С:Управление производственным предприятием 8"
Все механизмы системы, предназначенные для автоматизации деятельности предприятия, можно условно подразделить на два больших класса - механизмы для поддержания операционной деятельности и механизмы для ведения неоперативного учета. Участки, которые относятся к операционной деятельности, можно выделить в каждом виде учета, за исключением учета по МСФО.
Кроме того, прикладное решение можно представить в виде совокупности отдельных подсистем, ответственных за решение групп сходных задач. Это подсистемы управления денежными средствами, управления персоналом, бухгалтерского учета и т.д. Подобное деление на подсистемы довольно условно и предназначено для облегчения его освоения. Следует отметить, что в текущей работе границы между подсистемами практически не ощущаются.
Основной целью внедрения новой программы являлось получение полноценной управленческой системы класса ERP.
После предпроектного обследования, которое продолжалось 2,5 месяца, специалисты "1С-Рарус" разработали план внедрения новой автоматизированной системы. Его реализация должна была обеспечить устранение ряда первоочередных проблем. К одной из них относилось ведение вручную учета и расчетов для таких трудоемких операций, как расчет себестоимости готовой продукции, восстановление налога на добавленную стоимость (НДС) по разным ставкам, формирование отчетности по налогу на прибыль и т.д.
Проблемой являлось также наличие ограничений в области управления персоналом. На предприятии отсутствовала автоматизированная система управления персоналом. Возможности старой информационной системы в части ведения кадрового учета и расчета заработной платы были очень ограниченны.
Поддержка оперативно-производственной деятельности была недостаточна. Отсутствовали система оперативного учета и планирования материальных запасов на предприятии, система оперативного учета, планирования и анализа его производственной, планово-экономической и финансовой деятельности.
В результате работы, выполненной в течение семи месяцев, на предприятии была создана информационная система, объединившая в едином информационном пространстве рабочие места во многих подразделениях. Это рабочие места в бухгалтерии центрального офиса, в отделах управления персоналом, организации и оплаты труда, в службах главного инженера и управления материально-техническим снабжением, а также в бухгалтериях и службах кадрового учета в удаленных подразделениях.
В процессе внедрения автоматизированной системы в компании "Алмазы Анабара" были успешно решены задачи в различных областях. Например, автоматизирован бухгалтерский и налоговый учет, в том числе на участках учета основных средств, материалов, спецодежды, а также учет и расчет заработной платы. В системе реализован учет НДС, учет налога на прибыль и других налогов. Автоматизированы управление персоналом и кадровый учет работников. Ведется учет выпуска готовой продукции и полуфабрикатов. Внедрен оперативный учет в управлении материально-техническим снабжением.
В результате автоматизации был решен ряд задач по обмену данными как с информационными базами, созданными на платформе "1С:Предприятие", так и со сторонними системами. В программе реализована загрузка договоров из электронной системы внутреннего документооборота. Разработан механизм выгрузки табелей учета рабочего времени в формате "1С:Предприятие" из удаленных информационных баз и их последующей загрузки в центральную информационную базу с автоматической проверкой. Это позволило унифицировать сбор и обработку табелей от всех подразделений предприятия. С помощью механизмов платформы "1С:Предприятие" настроен автоматический обмен между периферийными и центральной информационными базами.
Успешное выполнение работ по проекту автоматизации стало возможно благодаря совместной работе специалистов компаний "1С-Рарус" и ОАО "Алмазы Анабара".
При внедрении программы специалисты "1С-Рарус" применили комплексный подход, который позволил в сжатые сроки получить надежную систему. Это особо важно для предприятия большого масштаба.
В рамках проекта по внедрению системы были оказаны консультационные услуги по выбору программного обеспечения, по параметрам аппаратного обеспечения (серверов, рабочих станций, каналов связи и т.д.), по пересмотру отдельных бизнес-процессов компании, по правильному использованию системы в рамках существующих бизнес-процессов и регламенту взаимодействия удаленных информационных баз с центральной информационной базой компании.
В дальнейшем предусмотрены внедрение подсистем производственного планирования, бюджетирования, а также интеграция с системой учета автотранспорта.
"1С:Консолидация 8" в холдинге "Дорожник-92"
ООО "Дорожник-92" (г. Санкт-Петербург) занимается проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и обустройством автомобильных дорог, улиц, а также инженерных сетей г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В группу компаний "Дорожник-92" помимо головного офиса также входят два завода, автобаза и строительное производство. Для обеспечения выполняемых работ качественными материалами налажено производство асфальтобетонных смесей на заводе "AMOMATIC-240", производство товарного бетона на заводе "WIGGERT MO-60", а также производство бетонных и железобетонных изделий для дорожного строительства. Строительный камень добывается на собственном природном карьере. В компании используется около 200 собственных транспортных средств. Однако ее динамичное развитие привело к необходимости автоматизации широкого спектра задач, связанных с подготовкой и анализом сводной отчетности.
До начала реализации проекта автоматизации в работе бухгалтерских и финансовых служб компании использовалось различное программное обеспечение. Сводные отчеты по всем направлениям деятельности формировались с помощью электронных таблиц. При этом для формирования отчетности требовались большие трудозатраты. Более того, отсутствовала возможность получать отчетность в оперативном режиме.
В качестве партнера по реализации проекта автоматизации был выбран Санкт-Петербургский филиал компании "1С:Бухучет и Торговля" (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург).
По результатам предпроектного обследования специалистами "1С:Бухучет и Торговля" было принято решение о внедрении в холдинге программного продукта "1С:Консолидация 8". Данное решение более всего соответствует требованиям заказчика, поскольку предназначено для автоматизации широкого спектра задач, связанных с подготовкой и анализом отчетности групп компаний, филиальных структур, а также отдельных компаний. Общая концепция данного решения приведена на рис. 2.
"Рис. 2. Общая концепция решения "1С:Консолидация 8"
Прикладное решение "1С:Консолидация 8" позволяет автоматизировать решение задач по сбору и централизованному хранению отчетных данных бизнес-единиц (организаций, центров финансовой ответственности, филиалов), входящих в группу, по консолидации управленческой и бухгалтерской отчетности, по бюджетному управлению отдельными компаниями и группами компаний. Программа также обеспечивает управление на основе ключевых показателей эффективности. Кроме того, предусмотрена возможность трансформации отчетности, сформированной по одним стандартам, в отчетность других стандартов - РСБУ, МСФО, US GAAP, управленческий учет.
Реализация проекта автоматизации продолжалась три месяца и состояла из нескольких этапов: разработка методики консолидации, подготовка и выполнение работ, подготовка к опытной эксплуатации и опытная эксплуатация на реальных данных.
При разработке методики консолидации в ее состав были включены правила ведения учета и выгрузки данных из существующих информационных баз, а также правила их загрузки и консолидации в новой системе.
Для снижения трудозатрат и повышения оперативности получения консолидированной отчетности в системе реализованы специальные механизмы, обеспечивающие автоматизацию ручного труда работников и оперативное обновление сводных данных. Проведено обучение пользователей.
В информационной системе на основе решения "1С:Консолидация 8" было объединено 10 рабочих мест. Успешно выполнена консолидация наиболее востребованных финансовых данных из различных информационных систем компании, а также настроена регулярная автоматизированная процедура обмена, позволяющая проводить консолидацию в ежедневном режиме.
Система используется директоратом и финансовой службой компании. Ее руководство получило возможность принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, а также развивать бизнес на основании ежедневной достоверной информации по различным направлениям деятельности. Заметим, что до внедрения программы "1С:Консолидация 8" сводные отчеты формировались один раз в месяц.
Дальнейшие планы компаний "Дорожник-92" и "1С:Бухучет и Торговля" предусматривают переход компаний группы от использования электронных таблиц и отдельных систем к эксплуатации решения "1С:Управление строительной организацией 8", предназначенного для комплексной автоматизации строительных организаций.
И. Сидоров,
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71