г. Челябинск |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А76-14839/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Челябинской области и Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2013 по делу N А76-14839/2013 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Челябинского областного бюджетного учреждения "Красноармейское лесничество" - Гневашева О.Н. (доверенность N 21 от 14.01.2014, паспорт).
Челябинское областное бюджетное учреждение "Красноармейское лесничество" (далее - ЧОБУ "Красноармейское лесничество", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к администрации Красноармейского муниципального района (далее - Администрация, ответчик1), обществу с ограниченной ответственностью "Сервиском", (далее - ООО "Сервиском", ответчик2), Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района (далее - Комитет по имуществу, ответчик3) с заявлением, содержащим следующие требования:
- признать недействительным Постановление N 534 от 18.09.2009 "О предоставлении в аренду ООО "Сервиском" земельного участка по адресу: с.Миасское, ул. Кирова, 1 для размещения автостоянки";
- признать недействительным договор аренды земельного участка N 62 от 19.09.2009 и прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от 10.11.2009 N 74-74-12/055/2009-34 о государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью "Сервиском" на земельный участок с кадастровым номером 74:12:1107069:2, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Кирова, 1 (требования изложены с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений - л.д.66).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2013 в требования удовлетворены (т.2 л.д.26-31).
Не согласившись с принятым решением, Комитет по имуществу (далее так же - податель жалобы) обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать (т.2 л.д.43-45).
Апеллянт настаивает на том, что земельный участок, предоставленный ООО "Сервиском" в аренду относится к землям поселений и имеет вид разрешенного использования - для размещения автостоянки. На спорном земельном участке согласно Решению Исполнительного комитета Красноармейского районного совета депутатов трудящихся от 06.01.1969 N 313 "Об отводе земельного участка под строительство автозаправочной станции на 750 заправок в сутки в с. Миасское" была построена автозаправочная станция, которая существует до настоящего времени.
Предоставленные истцом в качестве доказательства материалы лесоустройства содержат недостоверные сведения, т.к. в данных материалах автозаправочная станция не указана, тогда как на момент проведения лесоустройства данная станция уже существовала, в силу чего, по мнению апеллянта, земельный участок не мог быть отнесен к землям лесного фонда. Других доказательств отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда истцом не представлено, соответственно вывод суда об отнесении участка к землям лесного фонда, является ошибочным.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчики и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителя истца в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением администрации Красноармейского муниципального района N 534 от 18.09.2009 обществу с ограниченной ответственностью предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:12:1107069:0002, расположенный по адресу: Челябинская область Красноармейский район, с. Миасское, ул. Кирова, 1 для размещения автостоянки, общей площадью 8100 кв.м., сроком на 49 лет (т.1 л.д.56).
На основании указанного постановления 19.09.2009 между Комитетом по имуществу (арендодатель) и ООО "Сервиском" (арендатор) заключен договор N 62 аренды по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду вышеназванный земельный участок для размещения автостоянки. Срок аренды установлен на 49 лет с 19.09.2009 по 18.09.2058. В разделе 3 договора аренды сторонами согласованы размер и условия внесения арендной платы (т.1 л.д. 57-58).
Участок передан арендатору на основании подписанного сторонами передаточного акта от 19.09.2009 (т.1 л.д.58 оборот).
Органом государственной регистрации 10.11.2009 произведена регистрация договора (т. 1 л.д.59).
Из материалов дела так же следует, что постановлением администрации Миасского сельсовета N 13 от 21.01.1998 обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Челябинскнефтепродукт" выделены в аренду сроком на пять лет земельные участки N 1 и N 2 площадью 1,1 га, расположенные по адресу с. Миасское, ул. Кирова, 1 для размещения АЗС N12 и АЗС N 125(т.1 л.д.90).
01.12.1998 на основании указанного постановления между администрацией Миасского сельсовета и ООО "ЛУКОЙЛ-Челябинскнефтепродукт" подписан договор аренды земельного участка площадью 1,1 га на котором размещаются АЗС N 12 и АЗС N 125 (т.1 л.д.91-94). Приложением к договору являются планы земельных участков NЧБО:12:10:01:69:1 площадью 0,19 га и N ЧБО:12:10:01:69:2 площадью 0,81 га (т.1 л.д.98-99).
10.12.1999 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о регистрации аренды на объект права - земельный участок для размещения АЗС N 12 земли сельских населенных пунктов, общей площадью 8100 кв.м. с кадастровым (условным) номером 74:12:10 01 69:02 (т.1 л.д.101).
Согласно выписке из Государственного кадастра недвижимости земельный участок 74:12:11 07 069:02 поставлен на кадастровый учет 05.09.2002 (т.1 л.д.128).
Из материалов землеустроительного дела следует, что предыдущим номером вышеуказанного земельного участка являлся номер 74:12:10 0169:02 (т.1 л.д.101-140).
Приказом Рослесхоза от 04.12.2008 N 370 "Об определении количества лесничеств и установления их границ" за Красноармейским лесничеством закреплен лесной фонд (т.1 л.д.141).
На основании распоряжений Территориального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области N 1713-р от 11.12.2009 и N 123-р от 28.06.2010 сформирован лесной участок категории земель лесного фонда площадью 244 256 704 кв.м. с номером учетной записи в государственном лесном реестре 300-2009-10, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, ОГУ "Шершневское лесничество", Красноармейское участковое лесничество, в состав которого, в том числе вошли земли, расположенные в кварталах 122-147 Красноармейского участкового лесничества (т.1 л.д. 28-29, 26-27).
13.07.2010 в ЕГРП внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель лесного фонда площадью 244 256 704 кв.м. (т.1 л.д.7).
Согласно плану лесного участка, составленному по материалам лесоустройства 1999 года, в состав земельного участка Красноармейского участкового лесничества (номер учетной записи в лесном реестре 300-2009-10), на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, входят земельные участки, объединенные в квартал N 146 с номерами выделов 1-51 (т.1 л.д.8-10).
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок расположен на территории выдела N 47 в квартале N 146 Красноармейского участкового лесничества, т.е. на землях лесного фонда, в силу чего администрация Красноармейского муниципального района не уполномочена на распоряжение данными землями, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Администрации полномочий на распоряжение спорным участком в силу вхождении его в состав земель лесного фонда и наличии оснований для восстановления пропущенного срока обжалования принятого Администрацией постановления 534 от 18.09.2009 "О предоставлении в аренду ООО "Сервиском" земельного участка по адресу: с. Миасское, ул. Кирова, 1 для размещения автостоянки".
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя истца, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее так же - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее так же - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).
Действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство, предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (ст. 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).
Из содержания статей 7, 10 и 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г., следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки в составе земель иных категорий не относятся к исключительно федеральной собственности, формы собственности на них определяются в соответствии с земельным законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. N 10520/09).
Обосновывая довод о том, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и, следовательно, распоряжаться им как находящимся в федеральной собственности может только уполномоченный на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации, истец ссылается на материалы лесоустройства 1999 года.
Судебная коллегия отмечает, что сам по себе факт проведения лесоустройства не является доказательством принадлежности земельного участка к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Процедура включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов регламентирована, в том числе, статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Имеющимися в материалах дела документами соблюдение указанной процедуры не подтверждается.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом должно раскрыть перед другими лицами, участвующими в деле, доказательства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1, 3 ст. 65 АПК РФ).
Администрацией не представлено доказательств вхождения спорного участка на момент его формирования в 1998 году в границы черты поселения - село Миасское.
Тем самым, ответчиком не опровергнут довод заявителя о вхождении спорного участка, расположенного на территории выдела N 47 в квартале N146 Красноармейского участкового лесничества в состав земель лесного фонда.
Наличие сведений о государственном кадастровом учете спорного земельного участка как отнесенного к землям поселений, не устраняет названное противоречие и не является бесспорным доказательством того, что учтенный в ГКН земельный участок утратил статус земель лесного фонда с момента вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. в связи с нахождением его в границах черты населенного пункта.
Более того, при сопоставлении материалов лесоустройства с данными публичной кадастровой карты усматривается, что спорный участок расположен на территории, которая согласно материалам лесоустройства включена в состав земель лесного фонда, из которых сформирован земельный участок с условным номером 74-74-12/019/2010-107.
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д.7).
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ, Кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Суд первой инстанции обоснованно признал истца лицом, заинтересованным в оспаривании сделки, поскольку в обязанности последнего согласно уставу ЧОБУ "Красноармейское лесничество" входит управление лесами, а так же осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Приняв во внимание наличие государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок, учтенный в государственном лесном реестре под номером 300-2009-10, в состав которого входит выдел N 47 в квартале N 146 Красноармейского участкового лесничества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации полномочий по распоряжению спорным земельным участком и соответственно о недействительности сделки по распоряжению спорным участком.
Учитывая отсутствие у Администрации полномочий по распоряжению спорным участком, суд сделал обоснованный вывод о недействительности постановления N 534 от 18.09.2009 "О предоставлении в аренду ООО "Сервиском" земельного участка по адресу: с. Миасское, ул. Кирова, 1 для размещения автостоянки".
В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Заявленное истцом требование о прекращении записи в ЕГРП о государственной регистрации права аренды ООО "Сервиском" на спорный участок не является требованием о применении реституции, как не основанное на положении п. 2 ст. 167 ГК РФ, предусматривающего возврат имущества в натуре.
Из пояснений представителя истца в заседании суда апелляционной инстанции следует, что требования о применении реституции ЧОБУ "Красноармейское лесничество" не заявляло.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что требование о прекращении записи в ЕГРП о государственной регистрации права аренды ООО "Сервиском" не носит самостоятельного характера, а так же учитывая отсутствие возражений истца относительно принятого судом решения в указанной части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы подателя жалобы о том, что на спорном земельном участке по решению Исполнительного комитета Красноармейского районного совета депутатов трудящихся от 06.01.1969 N 313 "Об отводе земельного участка под строительство автозаправочной станции на 750 заправок в сутки в с. Миасское" была построена автозаправочная станция, которая существует до настоящего времени, подлежат отклонению как не нашедшие подтверждения. Доказательств подтверждающих данный факт ответчиком не представлено. Из имеющихся в деле документов данное обстоятельство не усматривается.
Учитывая отсутствие иных доводов апелляционной жалобы и положения частей 5, 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) судебного акта.
При названных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2013 по делу N А76-14839/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Челябинской области и Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
М.И.Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14839/2013
Истец: Челябинское областное бюджетное учреждение "Красноармейское лесничество"
Ответчик: Администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области, Администрация Красноармейского района, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ КРАСНОАРЕМЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района, ООО "Сервиском"
Третье лицо: Главное управление лесами Челябинской области, ООО "Сервиском", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом в Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6708/14
22.10.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10308/15
15.07.2015 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-14839/13
22.10.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6708/14
19.02.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-438/14
09.12.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-14839/13