г. Хабаровск |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А73-10200/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общество с ограниченной ответственностью "Компания Партнер Плюс": Кононыхина М.В., представитель по доверенности от 06.08.2013 б/н,
от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края - Борман А.С., представитель по доверенности от 13.01.2014 б/н;
от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края: Борман А.С., представитель по доверенности от 10.10.2013 б/н; Панаева Т.И., представитель по доверенности от 10.10.2013, б/н;
от Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края: Солодянкин Г.Н., представитель по доверенности от 13.01.2014 N 02-17-79;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: представитель не явился; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Компания Партнер Плюс"
на решение от 25.11.2013
по делу N А73-10200/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Компания Партнер Плюс"
к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края, к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края
о признании незаконным в части решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края, изложенного в протоколе от 20.06.2013 N 6; об обязании устранить допущенные нарушения
третьи лица: Комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Партнер Плюс" (далее - ООО "Компания Партнер Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края (далее - Межведомственная комиссия) в части отклонения заявки общества о потребности в иностранных работниках в количестве 120 человек по вакансии "Продавец непродовольственных товаров", 120 человек по вакансии "Агент торговый", 20 человек по вакансии "Массажист", изложенное в протоколе заседания Межведомственной комиссии от 20.06.2013 N 6; об обязании Межведомственной комиссии предоставить ООО "Компания Партнер Плюс" квоту на привлечение иностранных работников в 2014 году для занятия следующих вакансий: "Продавец непродовольственных товаров" - 120 человек, "Агент торговый" - 120 человек, "Массажист" - 20 человек.
Определением суда первой инстанции от 15.10.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, Комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края.
В судебном заседании общество уточнило требования и просило суд признать незаконным решение Межведомственной комиссии в части отклонения заявки ООО "Компания Партнер Плюс" о потребности в иностранных работниках в количестве 120 человек по вакансии "Продавец непродовольственных товаров", 120 человек по вакансии "Агент торговый", 20 человек по вакансии "Массажист", изложенное в протоколе заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края от 20.06.2013 N 6 как нарушающее права и законные интересы общества.
Уточнение принято судом на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество в апелляционной жалобе его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, полагает, что Межведомственной комиссией при принятии оспариваемого решения не учтены сведения Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края о предложении рабочей силы, общее состояние рынка труда, в том числе спрос на требуемые вакансии. Считает, что действующим законодательством на работодателей не возложены обязанности по поиску работников необходимых профессий, специальностей, должностей во всех субъектах Российской Федерации, по подготовке и переподготовке безработных граждан.
Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, Комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края в письменных отзывах возражают против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представители общества, Межведомственной комиссии, Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края в заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее соответственно, настаивали на своих позициях.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 01.05.2013 ООО "Компания Партнер Плюс" обратилось в Межведомственную комиссию с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год: "Продавец непродовольственных товаров" - 120 человек, "Агент торговый" - 120 человек, "Массажист" - 20 человек.
Межведомственной комиссией указанная заявка отклонена в полном объеме в связи с возможностью удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (безработных и ищущих работу граждан Российской Федерации), в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан.
Результаты заседания Межведомственной комиссии и принятое по заявке общества решение оформлены протоколом от 20.06.2013 N 6 (пункт 2.1.2.6 протокола).
О принятом решении общество извещено письмом Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края от 24.06.2013 N 03.3-08-2918.
Посчитав, что данное решение нарушает права и законные интересы ООО "Компания Партнер Плюс" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и возложении на Межведомственную комиссию обязанности предоставить обществу квоту на привлечение иностранной рабочей силы в 2014 году.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на соответствие оспариваемого решения требованиям закона и отсутствие доказательств нарушения этим решением прав и законных интересов общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические, организационные и правовые основы государственной политики содействия занятости населения определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1).
Согласно статье 5 Закона N 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, а также на международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых договоров.
В силу статьи 17 Закона N 1032-1 привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Определение потребности в привлечении иностранных работников регламентировано Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 и действовавшими на момент возникновения спорных отношений (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах Российской Федерации решением высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 15 Правил согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее - межведомственные комиссии), образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Состав межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Положение о Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края (далее - Положение) утверждено постановлением Губернатора Хабаровского края от 03.04.2012 N 28.
Основными задачами Межведомственной комиссии согласно пункту 2 Положения являются обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам привлечения и использования иностранных работников в крае, а также рассмотрение заявок (заявлений) организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам привлечения и использования иностранных работников в крае.
К основным функциям Межведомственной комиссии отнесены: рассмотрение документов, аналитических и справочных материалов по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края, а также рассмотрение представленных уполномоченным органом материалов и принятие решений о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
Исходя из пункта 16 Правил, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 25 июня, направляют на рассмотрение межведомственных комиссий: а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников; в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы; г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений; д) информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Согласно пункту 17 Правил Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил N 783 по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по такому основанию, как наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что решение об удовлетворении заявки работодателя о привлечении иностранных работников в объеме, указанном в заявке, либо в уменьшении объема привлечения иностранных работников или отклонении заявки Межведомственной комиссией принимается на основании материалов, представленных уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, а именно заключений по результатам рассмотрения заявок работодателей.
Судом по материалам дела установлено, что Межведомственной комиссией принято решение об отклонении заявки общества в связи с возможностью удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (безработных и ищущих работу граждан РФ), в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан. Такое основание отказа в удовлетворении заявки предусмотрено подпунктам "а" пункта 18 Правил.
Материалами дела подтверждается, что рассматривая заявку общества и отклоняя заявленные им квоты на иностранных работников, Межведомственная комиссия учитывала информацию, поступившую из отраслевого органа исполнительной власти - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края.
Так, в соответствии с информацией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, по данным ООО "Компания Партнер Плюс" налог на доходы физических лиц за 2012 был перечислен обществом в размере 763 000 руб. при среднесписочной численности работников 56 человек и среднемесячной заработной плате по организации 10 100 руб.
Проанализировав указанные данные, Межведомственная комиссия установила, что расчетная среднемесячная заработная плата, исходя из перечисленного в бюджет НДФЛ и среднесписочной численности работников, составила 8 734 руб., что на 1 366 руб. меньше указанной обществом среднемесячной заработной платы за 2012 и на 1 826 руб. ниже установленной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Хабаровском крае во II квартале 2013.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, Межведомственной комиссией учтено, что из 56 человек среднесписочной численности общества 54 человека являются иностранными гражданами, что и было расценено как незаинтересованность общества в привлечении на рабочие специальности с целью трудоустройства граждан Российской Федерации.
При рассмотрении заявки общества также Межведомственной комиссией принято во внимание, что общество с заявками на трудоустройство граждан обращалось только в центр занятости населения города Хабаровска. В иные центры занятости Хабаровского края общество соответствующие заявки не направляло.
В то же время, согласно данным Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, по состоянию на 20.06.2013 численность безработных граждан в Хабаровском крае составила 14 557 человек, в том числе по городу Хабаровску - 1 070 человек. Из этого количества безработных граждан на учете в краевых государственных казенных учреждениях - центрах занятости Хабаровского края в разрезе профессий состояли: массажист - 2 человека, в том числе в городе Хабаровске - 1 человек, продавец непродовольственных товаров - 643 человека, в том числе в городе Хабаровске - 47 человек, агент торговый - 31 человек, в том числе в городе Хабаровске - 5 человек; в 2012-2013 годах центрами занятости населения Хабаровского края на профессиональное обучение были направлены по профессиям: медицинская сестра по массажу - 2 человека, продавец непродовольственных товаров - 173 человека, агент торговый - 85 человек, что подтверждается представленной в материалы дела информацией Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 11.11.2013 N 02-16-4644.
Таким образом, принимая решение в форме протокола от 20.06.2013 N 6 об отклонении заявки общества о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год, Межведомственная комиссия, учитывая информацию и сведения, полученные от органов исполнительной власти, и руководствуясь Законом N 115-ФЗ, а также названными выше Правилами, в соответствии с установленным данными нормативными правовыми актами порядком и исходя из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда, обоснованно отказала обществу в удовлетворении его заявки.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Межведомственной комиссией в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о возможности удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет привлечения работников с внутреннего рынка труда, что соответствует принципу приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
Доказательств того, что отклонение заявки общества привело к нарушению его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы об отклонении Межведомственной комиссией заявки обществ без учета сведений Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края о предложении рабочей силы по вакансиям на 20.06.2013 и общего состояния рынка труда, в том числе спроса на требуемые вакансии, опровергается материалами дела.
Апелляционным судом отклоняется как необоснованный приведенный в апелляционной жалобе довод о неполном выяснении судом первой инстанции обстоятельств дела, поскольку выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным и оцененным судом по правилам статьи 71 АПК РФ.
Ссылки апелляционной жалобы на отсутствие у работодателей обязанности осуществлять поиск работников необходимых профессий, специальностей, должностей, а также подготовку и переподготовку безработных граждан, не состоятельны, поскольку в силу действующего законодательства на первоначальном этапе формирования потребности в рабочей силе работодателю следует определить общую потребность в трудовых ресурсах, исходя из объемов, видов работ и с учетом приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, апелляционный суд считает, что решение Межведомственной комиссии соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Следовательно, оснований для восстановления нарушенных прав общества путем обязания Межведомственной комиссии предоставить ООО "Компания Партнер Плюс" квоту на привлечение иностранных работников в 2014 году не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2013 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10200/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10200/2013
Истец: ООО "Компания Партнер Плюс"
Ответчик: Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края, Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края
Третье лицо: Комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Хабаровскому краю