г. Воронеж |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А14-10016/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сыворотконой Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Саввиной Э.В. - главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 01-36/4 от 09.01.2014;
от ООО "ВЕСТ": Пельтихина П.Н. - представителя по доверенности от 16.09.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013 по делу N А14-10016/2013 (судья Соболева Е.П.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ" (ОГРН 1023602619809, ИНН 3666049815) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании незаконным и отмене решения от 24.07.2013 N046 031 13 РВ 0000713 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТ" (далее - ООО "ВЕСТ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным и отмене решения от 24.07.2013 N 046 031 13 РВ 0000713 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013 как основанное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на неправомерное исключение Обществом из базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выплат суточных за нахождение работников Общества в командировках менее суток, что привело к неуплате страховых взносов за проверяемый период.
При этом Управление Пенсионного фонда указывает, что дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются работнику в виде суточных при направлении в служебные командировки на срок более суток. Исходя из чего, Управление считает, что спорные выплаты за однодневные командировки не являются по смыслу действующего законодательства суточными, которые исключены из обложения страховыми взносами пунктом 2 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Одновременно данные выплаты, хотя и носят компенсационный характер, направленный на возмещение расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, не отнесены к перечню освобождаемых от обложения компенсационных выплат, установленных ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Исходя из чего, Управление Пенсионного фонда считает, что спорные выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений с работниками страхователя, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Кроме того, поскольку учет сумм спорных выплат заявителем не велся, страховые взносы не были исчислены и уплачены в установленные законодательством сроки, Управление Пенсионного фонда также пришло к выводу о предоставлении Обществом в органы Пенсионного фонда в отношении лиц, направляемых в однодневные командировки с выплатой соответствующей компенсации, недостоверных сведений относительно их доходов, облагаемых страховыми взносами, в части спорных выплат, что послужило основанием для применения к ООО "ВЕСТ" ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ.
В судебном заседании представитель ООО "ВЕСТ" возражал против доводов апелляционной жалобы органа Пенсионного фонда, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По мнению Общества, выплаченные в соответствии с пунктом 6.1 Положения по направлению работников в служебные командировки, утвержденного исполнительным органом ООО "ВЕСТ" 30.10.2009, работникам ООО "ВЕСТ" суточные при направлении их в служебные командировки сроком на один день, носят компенсационный характер и связаны с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. "и" п. 2 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов;
а также достоверности и полноты представленных сведений индивидуального
(персонифицированного) учета ООО "ВЕСТ" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. Результаты проверки отражены в акте от 25.06.2013 N 046 031 13 АВ 0002954.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки, Управлением Пенсионного фонда было принято решение от 24.07.2013 N 046 031 13 РВ 0000713 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым ООО "ВЕСТ" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 2 214,24 руб. и статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 21 992,22 руб. Кроме того, Обществу начислены пени по состоянию на 24.07.2013 в размере 1 742,42 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 11 071,20 руб.
Основанием для данных доначислений послужили выводы Управления Пенсионного фонда о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов в проверяемом периоде на сумму выплаченных суточных при направлении работников в однодневные командировки на территории РФ в размере 39 200 руб.
Не согласившись с данным решением Управления Пенсионного фонда, ООО "ВЕСТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое решение недействительным, пришел к выводу о том, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании положений ст. 9 Федерального закона N 212 -ФЗ, в силу чего, доводы Управления Пенсионного фонда относительно занижения Обществом базы для начисления страховых взносов на сумму спорных выплат в размере 39 200 руб. являются ошибочными, а произведенные по указанному основанию доначисления - незаконными.
Соглашаясь с приведенной позицией Арбитражного суда Воронежской области, апелляционный суд руководствуется следующим.
На основании пп. "а" п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" организации являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен (пункт 6 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом положениями ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В частности, пп.2 п. 1 ст. 9 в данный перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением установленных данной нормой случаев.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, приказом директора ООО "ВЕСТ" от 30.10.2009 N 116 утверждено Положение по направлению работников в служебные командировки, о порядке возмещения работникам расходов по оплате проезда, в соответствии с пунктом 2 которого служебная командировка - это поездка работника по распоряжению директора Предприятия на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В соответствии с пунктом 6.1 Положения суточные оплачиваются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, из расчета 700 руб. за каждый день нахождения в командировке внутри страны и 2 500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке.
Суточные, выплачиваемые обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, носят компенсационный характер и производятся в установленном пунктом 6.1. размере.
При проведении проверки Управление Пенсионного фонда пришло к выводу, что Общество в 2010-2012 гг. неправомерно исключило из базы для начисления страховых взносов выплаченные работникам суммы в виде суточных при направлении в командировку на 1 день, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов за проверяемый период на сумму 39200 руб.
Признавая приведенную позицию Фонда неправомерной, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 Трудового кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Вместе с тем в силу статей 167 и 168 Трудового кодекса работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким локальным актом в данном случае является Положение по направлению работников в служебные командировки, о порядке возмещения работникам расходов по оплате проезда, утвержденное Приказом директора ООО "ВЕСТ" от 30.10.2009 N 116.
Таким образом, локальным нормативным актом Общества, принятым в соответствии со ст. 168 ТК РФ, определен порядок направления работников Общества в служебные командировки, порядок компенсации им расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе предусматривающий обязанность работодателя выплачивать работникам суточные при однодневных командировках, а также установлен размер выплаты суточных.
С учетом указанных обстоятельств следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства (названные суточными), выплаченные Обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами, являются компенсациями.
Таким образом, спорные выплаты, хотя и не являются "суточными", применительно к тому, как они определены трудовым законодательством, вместе с тем, представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
При этом компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (за исключением прямо указанных случаев) не подлежат обложению страховыми взносами в силу пп.2 "и" п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. В силу чего, доводы Управления Пенсионного фонда о том, что спорные выплаты не предусмотрены статьей 9 Закона N 212-ФЗ подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, вывод Управления Пенсионного фонда о занижении Обществом базы для исчисления страховых взносов на сумму спорных выплат является необоснованным.
Таким образом, учитывая вывод суда об отсутствии у Управления Пенсионного фонда оснований для вывода о занижении базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на сумму спорных выплат, доначисление Обществу страховых взносов в общей сумме 11 071,20 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 6 832 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 2 352 руб.; на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 1 439,20 руб., в ТФОМС - 448 руб., а также начисление пени за в размере 1 742,42 руб. и привлечение Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2 214,24 руб. и по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 21 992,22 руб. произведено оспариваемым решением Управления Пенсионного фонда неправомерно.
Кроме того, оценивая правомерность привлечения Общества к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений персонифицированного учета в отношении подлежащих уплате за отчетные периоды 2010-2012 гг. сумм страховых взносов, с учетом установленного занижения их размера на суммы спорных выплат, судом также учтено следующее.
Предусмотренная абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ ответственность применяется к страхователям, в том числе, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, применительно к представлению сведений, производных от базы для начисления страховых взносов, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12 по делу N А05-11287/2011, от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
На основании изложенного, в части представления сведений о суммах выплат и начисленных страховых взносах, недостоверность которых обусловлена выявленным в ходе проведенной проверки занижением Обществом базы для начисления страховых взносов, в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда от 24.07.2013 N 046 031 13 РВ 0000713 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013 по делу N А14-10016/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013 по делу N А14-10016/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10016/2013
Истец: ООО "ВЕСТ"
Ответчик: УПФ РФ в г. Воронеже
Третье лицо: УПФ РФ в г. Воронеже