г. Челябинск |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А47-5950/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объёме 17 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21 октября 2013 года по делу N А47-5950/2013 (судья Советова В.Ф.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общество с ограниченной ответственностью "Азимут" - Андреева Г.А. (паспорт, доверенность N 1 от 22.06.2013);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга - Деревянных А.В. (служебное удостоверение, доверенность N 03/11 от 26.11.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - заявитель, ООО "Азимут", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 11.03.2013 N 09-18/2654 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 11.03.2013 N 09-18/434 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 106 773 руб. по налоговой декларации за 3 квартал 2012 года.
Определением суда от 11.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Производственное объединение "Стрела" (далее - третье лицо, ОАО "ПО "Стрела").
Решением суда от 21 октября 2013 года (резолютивная часть объявлена 14 октября 2013 года) требования заявителя удовлетворены.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части необоснованного возмещения сумм НДС по счету-фактуре N 154 от 02.07.2012 в размере 53 389 руб. 82 коп. с ОАО "ПО "Стрела", поскольку оказанные работы по изготовлению специфической продукции должны быть отнесены к товарам (работам, услугам) в области космической деятельности.
По мнению инспекции, третье лицо знало, что изготовленная и поставленная продукция будет использоваться в работах технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, которые соответствуют работам, поименованным в подп. 5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и, соответственно, подлежат налогообложению по ставке 0%.
Поэтому при реализации товара, подлежащего налогообложению по ставке 0%, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки в размере 18 % данный счет-фактура является не соответствующим требованиям подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ, и, соответственно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "Азимут" не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Выставленная ОАО ПО "Стрела" счет-фактура N 154 от 02.07.2012 с налоговой ставкой 18 % является законной. Изготовленное по его заказу ОАО ПО "Стрела" оборудование по договору N 304/036-12 от 21.03.2012 не подлежит обязательной сертификации, поскольку не является специализированной по космосу и может использоваться в любых хозяйственных целях, не связанных с космической деятельности, в частности обслуживанием спутников, поскольку поддон - это емкость, которая защищает окружающую среду от проливов любых жидкостей; заглушка - это пробка цилиндрических размеров, которая вставляется в трубопровод и обеспечивает его герметичность; подставка Б - это стол-верстак, регулируемый по высоте для производства каких-либо работ; подставка - это широкая лестница по типу стремянки для производства каких-либо работ на какой-либо определенной высоте; опоры площадки заказывались для ее доработки с целью увеличения ее высоты. Инспекцией не доказан факт использования вышеуказанного оборудования в космической деятельности.
До судебного заседания от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ОАО ПО "Стрела" не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. ОАО ПО "Стрела" правомерно применило налоговую ставку 18 % при выставлении счета-фактуры N 154 от 02.07.2012 к договору N 304/306-12 от 21.03.2012, поскольку применение налоговой ставки в размере 0% в данном случае не возможно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, соответственно.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка деятельности налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за 3 квартал 2012 года.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 01.02.2013 N 09-18/19255, и с учётом возражений на акт, приняты решения от 11.03.2013:
* N 09-18/2654 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислена сумма неуплаченного НДС за 3 квартал 2012 года, с учетом состояния расчетов с бюджетом, в размере 42 103 руб., начислены пени в сумме 1 281 руб. 33 коп., также заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм НДС в виде штрафа в размере 8 420 руб. 06 коп. и предложено уменьшить сумму НДС за 3 квартал 2012 года, излишне заявленного к возмещению, в размере 106 773 руб.;
* N 09-18/434 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в сумме 106 773 руб. по налоговой декларации за 3 квартал 2012 года (т. 1, л.д. 38-39, 40-88; т. 2, л.д. 1-17).
Основанием для отказа в налоговых вычетах по НДС за 3 квартал 2012 года в сумме 148 876 руб. 40 коп. послужили выводы ИФНС о необоснованном применении ООО "Азимут" налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ОАО "ПО "Стрела" при реализации работ (услуг) в области космической деятельности, поскольку спорные работы (услуги) не подлежат налогообложению по налоговой ставке 18%. Выполненные работы (оказанные услуги) соответствуют услугам, поименованным в подп. 5 п.1 ст. 164 НК РФ, и, соответственно, подлежат налогообложению по ставке 0%.
Не согласившись с вынесенными ИФНС решениями, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС, управление) с апелляционной жалобой.
Решением УФНС от 28.05.2013 N 16-15/05842 решения ИФНС оставлены без изменения и утверждены (т. 1, л.д. 89-94).
Не согласившись с решениями налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что счет-фактура N 154 от 02.07.2012, выставленная ОАО ПО "Стрела" в адрес ООО "Азимут" с налоговой ставкой 18 %, является законной, поскольку из условий договора N304/036-12 от 21.03.2012 не следует, что изготовленная и поставленная продукция является космической техникой, космическими объектами, объектами космической инфраструктуры, равно как и не следует, что предусмотренные договором работы (услуги) отвечают критериям, определенным подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом не доказано, что услуги по предоставлению во временное владение и пользование нежилого помещения по договору аренды N 587/157-11 от 28.07.2011 относится к подготовительным и (или) вспомогательным (сопутствующим) наземным работам (услугам), технологически обусловленным (необходимым) и неразрывно связанным с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использование техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ИФНС отсутствовали законные основания для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям с ОАО "ПО "Стрела".
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе, реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, и должен соответствовать требованиям данной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм НДС к вычету, является счет-фактура.
На основании п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Требование указанной нормы, согласно которой налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, от 21.04.2011 N 499-О-О).
Подпунктами 10, 11 п. 5 ст. 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
В силу п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, документами, дающими право на налоговые вычеты, являются в совокупности счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, и первичные документы, подтверждающие принятие товара на учет.
Согласно п. 1, 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В ст. 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, осуществляется посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.
Согласно ст. 171-172 НК РФ обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
Положения настоящего подпункта распространяются на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, а также на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры военного и двойного назначения, на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли; работы (услуги) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли; подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
В силу п. 1, 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в случаях, не указанных в п. 1, 2, 4 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ст. 165 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: * договор или контракт (копия договора или контракта) налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на реализацию (поставку) товаров, выполнение работ, оказание услуг; * акт или иные документы (их копии), подтверждающие реализацию (поставку) товаров, выполнение работ, оказание услуг; * сертификат (его копия), выданный (выданная) в соответствии с законодательством Российской Федерации на реализуемую космическую технику, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры (товары), а в случае реализации космической техники, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры (товары) военного и двойного назначения, - удостоверение (его копия), выданное (выданная) военным представительством Министерства обороны Российской Федерации.
Нормы подп. 5 п. 1 и п. 3 ст. 164 НК РФ в их системной взаимосвязи предписывают применение "нулевой" налоговой ставки при реализации товаров, работ (услуг) в области космической деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Азимут" (исполнитель) и закрытое акционерное общество "Международная космическая компания Космотрас" (далее - ЗАО "МКК Космотрас") (заказчик) заключен договор от 21.11.2011 N 7/11 (т. 4, л.д. 9-14).
Согласно условиям договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению комплекса подготовительных наземных работ (услуг) по техническому и авторскому надзору за космическими комплексами и средствами, технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
Согласно п. 2.3 договора исполнитель вправе привлекать соисполнителей для выполнения отдельных работ с согласия заказчика. Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за действия соисполнителей.
В силу п. 1 дополнительного соглашения N 1 от 02.04.2012 исполнитель обязуется надлежащим образом выполнить и сдать заказчику, а последний принять и оплатить комплекс работ (услуг), технологически обусловленный и неразрывно связанный с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве по теме: "Изготовление, монтаж и доставка на базу подготовки космических аппаратов (БП КА) "Ясный" Оренбургской области технологического оборудования в том числе: Заглушка в количестве 1 (одна) штука. Поддон для заправки КА "Ходоеши" в количестве 2 (две) штуки, Подставка Б в количестве 1 (одна) штука, доработка технологической подставки ОП-0035 количестве 1 (одна) штука, Строп текстильный СТП 5,0 (6000) в количестве 4 (четыре) штуки в соответствии с договором N 7/11 от 21.11.2011 по программе "Ходоеши" (т. 4, л.д. 15-16).
21 марта 2012 года ООО "Азимут" (заказчик) заключен договор N 304/036-12 с обособленным подразделением "Производство блоков для АЭС ОАО "ПО "Стрела" (исполнитель).
Согласно условиям договора исполнитель обязуется изготовить заглушку (1 шт.), поддон для заправки КА "Ходоеши" (2 шт.), подставку Б (1 шт.), опору площадки ОП-35.00.000 для КА (6 шт.), а заказчик принять и оплатить продукцию в количестве и сроки, указанные в ведомости поставки, являющейся неотъемлемой частью договора. Продукция, предусмотренная к поставке по настоящему договору, отгружается заказчику автомобильным или железнодорожным транспортом. Транспортные расходы оплачивает заказчик согласно дополнительных документов, представленных исполнителем (т. 4, л.д. 88-90).
В ведомости поставки указано наименование продукции (т. 4, л.д. 91).
В рамках договора N 304/036-12 от 21.03.2012 сторонами 02.07.2012 составлены: акт приема-передачи выполненных работ, товарная накладная N114, счет-фактура N154.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.
Предметом договора N 304/036-12 от 21.03.2012 является изготовление и поставка продукции.
Условиями данного договора не предусмотрено, что исполнитель обязуется выполнить работы (оказать услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использование техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, также в договоре отсутствует ссылка на конкретный космический комплекс.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу дает описание заказываемой продукции, из которого не усматривается, что оборудование является специализированным по космосу.
Таким образом, поставленная продукция может использоваться в иных хозяйственных нуждах, и, не подлежит обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности.
С учетом изложенного, выставленная ОАО ПО "Стрела" в адрес ООО "Азимут" счет-фактура N 154 от 02.07.2012 с налоговой ставкой 18 %, является законной, поскольку из условий договора N304/036-12 от 21.03.2012 не следует, что изготовленная и поставленная продукция является космической техникой, космическими объектами, объектами космической инфраструктуры, равно как и не следует, что предусмотренные договором работы (услуги) отвечают критериям, определенным подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследованы все представленные сторонами документы и им дана надлежащая правовая оценка - правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ИФНС удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21 октября 2013 года по делу N А47-5950/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5950/2013
Истец: ООО "Азимут"
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга
Третье лицо: ОАО "ПО "Стрела", ОАО Производственное объединение "Стрела"