г. Москва |
|
21 февраля 2014 г. |
Дело N А41-35315/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2013 года, принятое судьей Захаровой Н.А. по делу N А41-35315/13 по заявлению ФГБУ "Санаторий для детей с родителями Кратово" Минздрава России к Межрайонной ИФНС России N1 по Московской области о признании незаконным решения
при участии в заседании:
от заявителя: Малиева С.А., доверенность от 02.09.2013 г.;
от налогового органа: Винокурова Д.В., доверенность от 09.01.2014 г.
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Санаторий для детей с родителями "Кратово" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 16.05.2013 г. N 2090 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2009 г. и 2010 г. в размере 8 264 806 руб. и соответствующих сумм пеней в размере 1 755 768 руб., а также в части обязания внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением суда от 05 декабря 2013 года по делу N А41-35315/13 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении учреждения по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г., в результате которого вынесен акт налоговой проверки от 12.04.2013 г. N 814.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекций было вынесено решение N 2090 от 16.05.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по налогам (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и земельный налог) в общем размере 8 432 524 руб., начислены суммы пени в размере 1 800 100 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, в результате чего УФНС России по Московской области решением от 04.07.2013 г. N 07-12/35941 оставило решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Основанием вынесения решения от 16.05.2013 г. N 2090 явился вывод налогового органа о неправомерном применении заявителем налоговой ставки 0,15% по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:162 с кадастровой стоимостью 565 777 420 руб.
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о правомерности применения заявителем ставки 0,15% при исчислении земельного налога соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.387 НК РФустанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового Кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения, согласно ст.389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Часть 2 статьи 394 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 10.06.2011 г. N 478 "О реорганизации ФГУ "ДПС "Кратово" Минздравсоцразвития России и ФГУ "Санаторий для детей с родителями "Кратово" Минздравсоцразвития России в форме присоединения второго учреждения к первому" была проведена реорганизация в форме присоединения, после изменения наименования 27.09.2011 г. образован ФГБУ "Санаторий для детей с родителями "Кратово" Минздравсоцразвития России.
В силу ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно передаточному акту б/н от 03.04.2012 г., утвержденному заместителем министра Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Беловым B.C., заявителю был передан земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:162, площадью 62,2 га, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для дачного хозяйства", кадастровой стоимостью 565.777.420 руб., расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Кратово, ул. Тверская, д.1.
Ранее земельный участок на основании свидетельства о праве собственности на землю от 17.09.1996 г. N 2575 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования Республиканскому (федеральному) фонду социальной поддержки населения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права постоянно (бессрочного) пользования от 28.06.2011 г. серии 50-АВ N 134550 заявитель зарегистрировал в постоянное (бессрочное) пользование вышеуказанный земельный участок.
В 2009 году на территории указанного земельного участка было незаконно создано Товарищество собственников жилья "Дачное хозяйство "Кратово". ТСЖ осуществляло управление объектами недвижимого имущества (более 40 объектов), находящимся на данном земельном участке, которые незаконно были отчуждены в пользу третьих лиц путем передачи их в собственность.
Кроме того, земельный участок был поделен на 105 участков, каждый из которых был поставлен на кадастровый учет без разрешения представителя собственника Российской Федерации - Минздравсоцразвития России, в связи с этим, в мае 2011 года во исполнение представления Раменского городского прокурора Московской области Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии указанные участки были сняты с кадастрового учета, при этом, в 2009-2011 годах земельный участок использовался владельцами (собственниками) дачных участков, что подтверждается судебными решениями Раменского городского суда Московской области о признании недействительными договоров передачи в собственность граждан жилых помещений, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Кратово, ул. Тверская, дом 1.
На основе имеющихся в деле доказательств судом первой инстанции правильно установлено, что принадлежащий заявителю земельный участок расположен в Московской области Раменского района в поселке Кратово, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дачного хозяйства. При этом вид разрешенного использования земельного участка за спорный период 2009 г.- 2010 г. не изменялся.
Ставки земельного налога на территории городского поселения Кратово Раменского района Московской области установлены Решением совета депутатов городского поселения Кратово Раменского района Московской области от 22.04.2008 г. N 4/2 "О земельном налоге" в зависимости от отнесения земель к той или иной категории с видом разрешенного использования, а также с учетом фактического использования земельных участков.
Пунктом 8.3 Решения совета депутатов городского поселения Кратово Раменского района Московской области от 22.04.2008 г. N 4/2 "О земельном налоге" в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, в том числе за земли огороднических, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, а также дачного хозяйства налоговая ставка установлена в размере 0,15%.
Таким образом, заявителем обоснованно применена к спорному земельному участку ставка 0,15% при исчислении земельного налога.
При этом апелляционный суд отмечает, что допущенные судом первой инстанции опечатки в части указания категории земельного участка и указания на применение налоговым органом ставки 1,5% (вместо 1%) не повлекли за собой принятие неправильного решения по делу.
Доводы апелляционной жалобы относительно возможности самостоятельного выбора вида разрешенного использования земельного участка и неутверждения местным органом власти ставки налога для дачного хозяйства "Кратово", апелляционный суд считает несостоятельными.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом в силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с подпунктами 13 - 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" если объектом недвижимости является земельный участок, сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, а также о его разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, земельным законодательством виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования. При этом правовой режим земельного участка не зависит от статуса собственника земли и устанавливается исходя из сведений о его целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, документах, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок.
Исходя из названных норм права, земельный участок является предоставленным для дачного хозяйства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, можно сделать вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа дачного использования.
Аналогичная правовая позиция о том, что для целей исчисления земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации категории облагаемых земельных участков следует определять на основе данных земельного кадастра об их целевом назначении и виде разрешенного использования, изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.12 N 16720/11. Диспозицией статьи 31 НК РФ не предусмотрено право налогового органа проверять условия землепользования. Порядок надзора и контроля за условиями землепользования установлен статьями 71, 72, 73 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в данном случае не имеет правового значения указание в наименование вида разрешенного использования земельного участка "Кратово", поскольку в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования "для дачного хозяйства", для которого Решением Совета Депутатов городского поселения Кратово утверждена ставка земельного налога.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05.12.2013 г. по делу N А41-35315/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35315/2013
Истец: ФГБУ "Санаторий для детей с родителями Кратово" Минздрава России
Ответчик: МРИ ФНС России N 1 по Московской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4684/14
21.02.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-662/14
05.12.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-35315/13
04.12.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11234/13
10.10.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10514/13