город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А53-19476/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Талисман" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2013 по делу N А53-19476/2013, принятое в порядке упрощенного производства по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление
автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства"
ОГРН 1025801363455, ИНН 5836010699 к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Талисман"
ОГРН 1096173000197, ИНН 6138007962 о взыскании, принятое в составе судьи Авдеева В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Талисман" (далее также - ответчик) о взыскании в доход федерального бюджета платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального назначения в размере 53 777,52 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Оренбургской области.
Решением от 11.11.2013 суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Талисман" (ОГРН 1096173000197, ИНН 6138007962) в пользу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1025801363455, ИНН 5836010699) 53 777,52 руб. - возмещение вреда. С общества с ограниченной ответственностью "Талисман" (ОГРН 1096173000197, ИНН 6138007962) в доход федерального бюджета суд взыскал 2 151,10 руб. - государственной пошлины.
Общество с ограниченной ответственностью "Талисман" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить судебный акт.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2013 по делу N А53-19476/2013 следует изменить.
Как следует из материалов дела, 03.04.2012 г. ответчик на принадлежащем ему транспортном средстве осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге "Казань-Оренбург" с превышением установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (и).
Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области при проверке автомобиля на посту весового контроля федеральной автомобильной дороги "Самара-Оренбург", в обоснование представлен акт N 851 от 03.04.2012 г.
Согласно акту N 851 от 03.04.2012 г, выявлены превышения предельно допустимой транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось транспортного средства КАМАЗ 4308, г/н р895ор 161, прицеп г/н ру 9976 61. Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 53 777,52 руб.
Претензия N П-54/13 от 21.08.2013, направленная в адрес ответчика, оставлена последним без ответа и удовлетворения, в связи с чем истец и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Федеральным законом "Об автомобильных дорогах о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) N 257 - ФЗ от 08.11.2010 и Постановлением Правительства от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлены обязательные платежи с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам федерального значения.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (с последующими изменениями), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55-м. (2,6-м. - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4-м. от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20-м., либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2-м., а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В отношении перевозки тяжеловесных грузов таким специальным правилом является Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса РФ 27.05.1996 г. (зарегистрирована в Минюсте РФ 8 августа 1996 г. N 1146, далее по тексту - Инструкция).
Согласно пункта 1.4. Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку.
Инструкцией тяжеловесный груз определяется как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров: нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10т., сдвоенную, строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведенных в вышеназванной инструкции.
Согласно пункта 6.1. Инструкции контроль за соблюдением допустимых весовых параметров транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции. На территории федеральной автомобильной дороги 1Р - 228 Сызрань -Саратов - Волгоград (СПВК - 58, 378 км автодороги) за соблюдением допустимых весовых параметров осуществляет ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства".
Под убытками согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности. Ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
То есть, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправность), наличие убытков, причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками.
ФКУ "Поволжуправтодор" является федеральным казенным учреждением, которому переданы функции но управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими, в том числе и по территории Оренбургской области, также переданы полномочия на согласование маршрутов движения и выдача специальных разрешений на проезд по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств, масса и нагрузки на оси которых превышают допустимые значения.
Таким образом, истец, при осуществлении своих функций в сфере использования автомобильных дорог, вправе требовать платы в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной Деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон об автомобильных дорогах).
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и -транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу части 1 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается только при наличии специального разрешения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к указанным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Транспортное средство ответчика осуществляло перевозку тяжеловесного груза по федеральным автомобильным дорогам без специального разрешения.
Согласно акту СПВК о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, произведен весовой контроль должностным лицом (инспектором УГАДН по Оренбургской области), находящегося во владении (пользовании) ответчика транспортного средства (автопоезд) и установлено осуществление перевозки с превышением предельных значений ТС по массе и (или) осевых нагрузок. Подробный расчет составлен по каждой оси ТС с учетом данных весового контроля, с указанием фактического значения полной массы (в тоннах) с превышением предельного значения, а также с учетом рассчитанной протяженности маршрута.
При отсутствии специального разрешения превышение допустимой нагрузки на одну из осей транспортного средства является основанием для взыскания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П, плата за перевозку тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок. Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой и осями, превышающей допустимую (ст. 1079 ГК РФ).
По своим характеристикам указанная плата по установленным ставкам за перевозку тяжеловесных грузов является отчуждением собственности, носит обязательный характер, обеспечивается государственным принуждением, поступает в дорожный фонд РФ, предназначенный для публичных нужд - финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством дорог общего пользования. В этом она мало чем отличается по существу от других аналогичных налоговых платежей пользователей автодорог, предусмотренных законом о дорожных фондах, например, от налога на пользователей автомобильных дорог или налога с владельцев транспортных средств. В данном случае предусмотрена лишь дополнительная плата, обусловленная большим износом дорожного покрытия, который причиняют большегрузные автомобили, и необходимостью соответственно его дополнительного ремонта.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений па перевозку тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет РФ. Хозяйствующим субъектом в силу закона не является. Денежные средства, взысканные в счет оплаты за причиненный ущерб федеральным автомобильным дорогам, пойдут в доход государства на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство ФЛД. (ФКУ "Поволжуправтодор" выполняет только функции Администратора бюджетных средств РФ).
На основании Распоряжения территориального управления по Пензенской области Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом N 82-р от 06.03.2006 г. за ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" закреплены на праве оперативного управления участки федеральных автомобильных дорог, в том числе и "Казань-Оренбург", на которой составлен Акт СПВК N 851 от 03 апреля 2012 года.
Отклоняя доводы ответчика о том, что автомобиль марки КАМАЗ 4308, г/н р895ор 161 в спорный момент находился в аренде ИП Ткаченко А.В.; прицеп, г/н ру 9976 61, указанный в акте, не является собственностью ООО "Талисман", суд первой инстанции правомерно указал, что из представленного договора аренды транспортных средств с экипажем N 01/3 от 01 марта 2013 г., не усматривается, что именно автомобиль марки КАМАЗ 4308, г/н р895ор 161 был передан ИП Ткаченко А.В. в аренду. Кроме того, спорная перевозка осуществлялась 03.04.2012 г.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8, статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации грузоперевозчики несут ответственность за неисполнение актов государственных органов власти.
В данном случае грузоперевозчики несут ответственность за неисполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и Постановление Правительства от 16.11.2009 N934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Как следует из представленных в материалы дела документов, 03.04.2012 сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области при проверке автомобиля на посту весового контроля федеральной автомобильной дороги "Самара-Оренбург" выявлены нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов.
Нарушения были допущены ответчиком при осуществлении перевозки грузов с использованием принадлежащим ему транспортным средством КАМАЗ 4308, г/н р895ор 161, прицеп, г/н ру9976 61, под управлением водителя Падалко С.А.
При этом установлены факты нарушения требований, предъявляемые к общему весу и к нагрузкам на ось, что подтверждается актом N 851 от 03.04.2012. Указанные документы подписаны водителем без разногласий.
Согласно указанному акту проверки фактическая нагрузка на оси спорного транспортного средства превысила допустимые.
Суд первой инстанции указал, что расчет истцом производится на основании Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 934 от 16.11.2009 г (далее также - Правила), исходя из, предельно допустимых значений полной массы транспортного средства, каждой осевой массы и протяженности маршрута. Перевозка груза осуществлялась по маршруту протяженностью 362 км, согласно Акту СПВК. Превышение допустимой нагрузки по 2-ой оси: 7т- нагрузки на ось допустимые; 8,9 т. - нагрузки на ось фактические; Превышение осевой нагрузки в процентном эквиваленте составляет: (8,9-7):7Х100%=27%
Вместе с тем, при вынесении решения судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание следующее.
Удовлетворяя требования истца в заявленном размере, суд первой инстанции руководствовался показателями размера вреда 10 960 руб. на 100 м, что согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2009 года N 934 применимо для ситуаций при превышении допустимых нагрузок от 30 до 40% (значение из таблицы 2 приложения Правил).
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 16.11.2009 года N 934 при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства от 20 до 30% применяется размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями в размере 7710 руб. на 100 км.
В рассматриваемой ситуации превышение осевой нагрузки в процентном эквиваленте составляет 27%, следовательно, ставка размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства составляет - 7710 руб. на 100 км (значение из таблицы 2 приложения Правил).
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о неверном применении судом первой инстанции размера вреда в сумме 10 960 руб. на 100 м., поскольку, как было установлено выше, указанная ставка применима для ситуаций при превышении допустимых нагрузок от 30 до 40% (значение из таблицы 2 приложения Правил).
При таких обстоятельствах, размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги по формуле из Правил составляет: 7710 х 3,62 (100 км) х 1,35544428 (ставка, утвержденная Министерством экономического развития и торговли РФ N 12529-ЭТ/ДОЗ от 21.08.2007 г.) = 37 830,72 руб.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что подлежит взысканию с ответчика в пользу истца 37 830,72 руб. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов; в остальной части в удовлетворении искового заявления Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" следует отказать, а решение суда первой инстанции от 11.11.2013 изменить.
Госпошлина по иску и апелляционной жалобе распределяется судом апелляционной инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При этом суд исходит из того, что исковые требования удовлетворены на 70,35%, апелляционная жалоба удовлетворена на 29,65%.
Таким образом, пропорционально удовлетворенным требованиям надлежит взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Талисман" в доход федерального бюджета 1 513,23 руб. - государственной пошлины.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Талисман" подлежит взысканию 593 руб. судебных расходов по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2013 по делу N А53-19476/2013 изменить. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Талисман" ОГРН 1096173000197 ИНН 6138007962 в пользу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" 37830,72 руб. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Талисман" (ОГРН 1096173000197, ИНН 6138007962) в доход федерального бюджета 1 513,23 руб. - государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении искового заявления Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" отказать".
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Талисман" 593 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19476/2013
Истец: Федеральное казеное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агенства"
Ответчик: ООО "Талисман"