г. Пермь |
|
30 ноября 2006 г. |
Дело N А71-7036/2006 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колмогорцевой И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Сарапульский мясокомбинат"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2006 г.
по делу N А71-7036/2006-А28, принятое судьей Буториной Г.П.
по заявлению ЗАО "Сарапульский мясокомбинат"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, при участии
от заявителя (истца): Русских А.Н. - представитель по доверенности,
от ответчика: не явился,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сарапульский мясокомбинат" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 01.09.2006 N 37/01 о привлечении к административной ответственности по ст.8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 50000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2006 г. в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с жалобой в суд апелляционной инстанции, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные им требования удовлетворить. В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что оспариваемым постановлением оно привлечено к ответственности ввиду просрочки платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год. Между тем, ответственность за невнесение в установленные сроки таких платежей была введена лишь с 08.01.2006 года., а Приказ Ростехнадзора N 49 от 27.01.2006 г., установивший сроки внесения платежей, не может распространяться на правоотношения 2005 года.
Ответчик представил отзыв, в котором указывает, что сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2005года были законодательно установлены Приказом Ростехнадзора N 49 от 27.01.2006 г. до 30 января 2006 г. Поскольку к данному моменту норма, предусматривающая ответственность, уже вступила в силу, привлечение Общества к ответственности является правомерным.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ответчик извещен надлежащим образом. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и.о. прокурора г. Сарапула в отношении ЗАО "Сарапульский мясокомбинат" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, о чем на основании ст.28.4 КоАП РФ составлено постановление от 11.08.2006. В постановлении отражен факт невнесения Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 46427,31 руб. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении согласно ст.ст.28.8,23.29 КоАП РФ направлено на рассмотрение главному государственному инспектору Удмуртской Республики по охране окружающей среды по Сарапульскому межрайонному подразделению.
По результатам рассмотрения административного дела названным должностным лицом от имени Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики вынесено постановление от 01.09.2006 N 37/01 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 500 минимальных размеров оплаты труда, что составило 50000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сроки внесения спорных платежей законодательно установлены, в том числе и по платежам за 2005 год. До введения в действие статьи 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платежей применялась ответственность по ст.8.1 Кодекса. В связи с этим привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими нормам материального права.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. Согласно п.9 данного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 установлено, что нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
На основании данных норм Приказом Ростехнадзора от 27.01.2006 N 49 территориальным органам по технологическому и экологическому надзору было рекомендовано установить сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, по итогам четвертого квартала 2005 года до 30 января 2006 года.
До указанного момента сроки внесения плановых и фактических платежей за загрязнение окружающей природной среды были установлены в части 10%, направляемых в федеральный бюджет в "Порядке направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета РФ", утвержденном Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10 03.03.1993. Данный Порядок утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ N 313, Минфина РФ N 143н от 22.11.2005.
В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Данная норма введена Федеральным законом от 26.12.2005 N 183-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившем в силу с 08.01.2006 г. До вступления в силу данного закона ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду не была установлена, в том числе статьей 8.1 Кодекса.
Согласно ст.1.7 Кодекса закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С учетом того, что предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ правонарушение не является длящимся, поскольку заключается в невыполнении обязанности к установленному нормативно-правовым актом сроку (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5), ответственность по данной статье может применяться лишь за невнесение в установленный срок спорных платежей за 4 квартал 2005 года и последующие периоды.
Однако Приказ Ростехнадзора, которым установлены сроки внесения платежей за 4 квартал 2005 года был утвержден лишь 27.01.2006., не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями пункта 1 Постановления Правительства РФ от 8.05.1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", и до 30.01.2006 г. не был официально опубликован.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 не прошедшие государственную регистрацию, либо не опубликованные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Аналогичная норма содержится в пункте 19 Правил подготовки и регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009.
Таким образом, привлечение к ответственности по ст.8.41 КоАП РФ за невнесение в установленный срок задолженности по спорным платежам по состоянию на 10.08.2006 г. в сумме 46 427 руб. 31 коп. является неправомерным.
Кроме того, административным органом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не доказан факт невнесения обществом платежей за 4 квартал 2005года, так как ни в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности, ни в постановлении о возбуждении производства по делу, не указано, за какой период Общество не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду. Указанных доказательств не имеется и в иных документах, имеющихся в материалах дела.
Между тем, период, за который не внесены платежи, является существенным обстоятельством по делу.
Следовательно, факт совершения Обществом административного правонарушения после вступления в силу статьи 8.41 КоАП РФ является недоказанным.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения Общества к административной ответственности у ответчика не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, оспариваемое постановление - признать незаконным и отменить.
Руководствуясь ст.ст.176, 268, 269, ч.2 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2006 г. по делу N А71-7036/2006-А28 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики N 37/01 от 01.09.2006 о назначении административного наказания в отношении ЗАО "Сарапульский мясокомбинат" и привлечении его к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7036/2006
Истец: ЗАО "Сарапульский мясокомбинат"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2006 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2105/06