г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2014 г. |
Дело N А56-48977/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): Наспер Л.Б. (паспорт), предст. Яковлев А.В. - доверенность от 01.02.2014
от ответчика (должника): предст. Кузьмин А.В. - доверенность от 28.01.2014; предст. Калядин В.В. - доверенность от 25.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28471/2013) индивидуального предпринимателя Наспера Льва Борисовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2013 по делу N А56-48977/2013 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) индивидуального предпринимателя Наспера Льва Борисовича
к Северо-Западному Управлению государственного морского и речного надзора
о признании незаконными действий по отказу в выдаче лицензии
установил:
Индивидуальный предприниматель Наспер Лев Борисович (ОГРН 310784713400288; далее - заявитель, ИП Наспер Л.Б.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Северо-Западного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Ространснадзора), выразившихся в отказе в выдаче лицензии на перевозку внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, оформленном уведомлением от 06.08.2013 N 1-9/2000 об отказе в предоставлении лицензии, и обязании Управление внести в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в приложение к лицензии серии МР-2 N 000995 от 14.08.2013, выданной на основании решения лицензирующего органа от 14.08.2013 N 153, маломерное судно "BELANTIS" с регистрационный номером 49-3809 и маломерное судно "Малыш" с регистрационным номером 49-3810.
Решением суда от 14.11.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ИП Наспер Л.Б. просит решение суда от 14.11.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74 пассажирское свидетельство выдается исключительно судам, перевозящим 12 и более пассажиров. Так как маломерные суда "BALANTIS" и "МАЛЫШ" в смысле, придаваемом Конвенцией СОЛАС-74, являются грузовыми судами, требование лицензирующего органа о предоставлении такого свидетельства основано на неправильном применении и толковании норм материального права.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы жалобы, представил дополнение, в котором ссылается на письмо директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России от 08.05.2013 N 05-12-1555, в котором разъяснено, что наличие у маломерного судна, осуществляющего перевозки пассажиров, пассажирского свидетельства законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Представители Управления Ространснадзора доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда от 14.11.2013 по настоящему делу без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 15.04.2010 ИП Наспер Л.Б. приобрел по договору купли-продажи маломерное судно "BELANTIS" (год постройки 1999, США), которое 26.03.2013 было зарегистрировано в Государственном судовом реестре капитаном морского порта "Большой порт Санкт-Петербурга", судовой билет С N 020802, с присвоением регистрационного номера 49-3809. Длина судна составляет 7,41 м, ширина 2,6 м, максимальное количество людей на борту - 8. Судно признано годным к эксплуатации.
15.08.2012 ИП Наспер Л.Б. приобрел по договору купли-продажи N 4807 маломерное судно "МАЛЫШ" (год постройки 1999, США), зарегистрированное 26.03.2013 в государственном судовом реестре, судовой билет С N 020803, регистрационный номер 49-3810, длина судна 5,8 м, ширина 2,35 м, максимальное количество людей на борту - 7. Судно признано годным к эксплуатации.
Вышеуказанные маломерные суда были приобретены для использования в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров в количестве 8 и 7 человек соответственно.
03.06.2013 ИП Наспер Л.Б. обратился в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществлении перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, представив документы и перечень судов, которые будут использоваться для осуществления перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров: "Добрый ветер", "BELANTIS", "МАЛЫШ".
Копии пассажирских свидетельств судов "BALANTIS" СN 020802 и "МАЛЫШ" СN 020803 к заявлению не приложены.
Уведомлением от 20.06.2013 N 1-9/1568 Управление в соответствии с частью 8 статьей 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ) сообщило предпринимателю о необходимости представить пассажирские свидетельства на суда "BALANTIS" и "МАЛЫШ".
Указанные документы предпринимателем не представлены.
На основании распоряжения от 22.07.2013 N 177 с 20.07.2013 по 28.07.2013 Управлением была проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок на внутреннем водном транспорте, морском транспорте пассажиров, в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона N 99-ФЗ.
В процессе проведения проверки Управлением установлено, что документы Российского речного регистра, а именно: классификационное свидетельство, пассажирское свидетельство на заявленный для осуществления лицензируемого вида деятельности теплохода "Добрый ветер" выданы на судовладельца Чумакова Ф.П. и являются недействительными для использования данного вида теплохода ИП Наспером Л.Б. на основании п.п. 5 п.5.2 и 5.3 Приказа Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136 "Об утверждении Положения о классификации судов "внутреннего и смешанного (река - море) плавания".
Результаты проверки зафиксированы в Акте от 25.07.2013 N 13 (л.д. 40).
06.08.2013 ИП Насперу Л.Б. направлено уведомление о принятом решении (приказ от 26.07.2013 N 136) об отказе в переоформлении лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным подпунктом "г" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N193.
05.08.2013. ИП Наспер Л.Б. обратился в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, указав при этом в перечне судов, которые будут использоваться для осуществления перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров теплоход "Добрый ветер" (л.д. 44-46).
Проверив полноту и достоверность представленных документов, приказом Управления от 14.08.2013 N 153 было принято решение о предоставление ИП Насперу Л.Б. лицензии серии МР-2 N 000935 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров. В Приложении N 1 к лицензии в Перечне объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, указан пассажирский т/х "Добрый ветер" (л.д. 52-53).
Полагая отказ в выдаче лицензии, оформлений уведомлением от 06.08.2013 N 1-9/2000, а также невнесение в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в приложении к лицензии серии МР-2 N 000995 от 14.08.2013 маломерных судов "BELANTIS" и "Малыш" незаконными, ИП Наспер Л.Б. обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и дополнения к ней, выслушав мнение сторон, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
Согласно статье 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются перечисленные в названной статье документы, в том числе копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (пункт 8 статьи 13 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Пунктом 4 Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (подпункт "г" пункта 4), в том числе свидетельство о классификации.
Согласно подпункту "ж" пункта 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1,3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копию пассажирского свидетельства.
В связи с отсутствием в приложении к заявлению копий пассажирских свидетельств на суда "BELANTIS" и "Малыш" заявителю уведомлением от 20.06.2013 было предложено представить копии недостающих документов.
Отказ Управления от 06.08.2013 о предоставлении лицензии был обусловлен несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 4 Положения, а именно отсутствием предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (оформленное надлежащим образом свидетельство о классификации, предусмотренное для пассажирского теплохода "Добрый ветер"), что подтверждается описью представленных в Управление документов.
После представления предпринимателем полного пакета надлежаще оформленных документов в соответствии с приказом N 153 от 14.08.2013 ИП Насперу Л.Б. была представлена лицензия серия МР-2 N 000995 от 14.08.2013 для осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров на пассажирском теплоходе "Добрый ветер".
Требование заявителя об обязании Управления внести в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в приложение к лицензии серии МР-2 N 000995 от 14.08.2013, выданной на основании решения лицензирующего органа от 14.08.2013 N 153, маломерное судно "BELANTIS" с регистрационный номером 49-3809 и маломерное судно "Малыш" с регистрационным номером 49-3810, обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, так как пассажирские свидетельства на указанные суда заявителем не представлены.
При этом судом обоснованно отклонена ссылка заявителя на Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС-74), поскольку положения указанной Конвенции не устанавливают порядок лицензирования пассажирских перевозок.
Согласно статье 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, эффективно осуществляет свою юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопросах.
Таким образом, помимо исполнения норм международного морского права Российская Федерация вправе регулировать отношения, возникающие из торгового мореплавания, осуществляемого судами, плавающими под ее флагом, в том числе устанавливать требования и условия лицензируемых видов деятельности, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан.
Требования российского законодательства в сфере лицензирования морских перевозок пассажиров, установленные Законом N 99-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и Положением, не противоречат нормам Конвенции и международного морского права, а значит, наличие пассажирского свидетельства для получения лицензии на право перевозки пассажиров морским транспортом является обязательным. Такая позиция высказана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 09.12.2010 по делу N 8510/10.
Ссылка в дополнении к апелляционной жалобе на письмо директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта от 08.05.2013 N 05-12-1555, не может быть признана обоснованной, так как данное письмо не является нормативным актом, регулирующим вопросы лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, на что указано в двух последних абзацах названного письма, и, кроме того, противоречит вышеприведенным нормативным правовым актам.
Ссылка предпринимателя на письмо ФАУ Российской морской регистр судоходства от 24.06.2013 (л.д. 37) обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как при наличии соответствующей заявки судовладельца пассажирские свидетельства форма РР-1.7. на маломерные суда оформляются ФАУ "Российский речной регистр" (письмо ФАУ от 23.07.2013 исх.N 07-09-1864).
Заявитель обратился в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществления пассажирских перевозок на принадлежащих ему судах, в связи с чем его доводы со ссылкой на Конвенцию СОЛАС-74, о том, что маломерные суда "BALANTIS" и "МАЛЫШ" в смысле, придаваемом Конвенцией СОЛАС-74, являются грузовыми судами, не может быть признана состоятельной, так как предприниматель Наспер Л.Б. не обращался в Управление с заявлением о выдаче ему лицензии на перевозку грузов, доказательств, подтверждающих, что спорные суда предназначены для перевозки грузов, в материалы дела не представлено.
В основном доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана исчерпывающая оценка, основанная на правильном применении нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения. Судом также не допущено нарушений процессуальных норм.
С учетом изложенного, правовых и фактических оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2013 года по делу N А56-48977/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Наспера Льва Борисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48977/2013
Истец: ИП Наспер Лев Борисович
Ответчик: Северо-Западное Управление государственного морского и речного надзора
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 166-ПЭК15
18.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3332/14
21.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28471/2013
14.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48977/2013