г. Томск |
|
26 февраля 2014 г. |
Дело N А27-12044/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2014 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А..
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Трейд": Васильева С.Г., паспорт, протокол от 28.10.2011 N 4, Миропольева Д.Д. по доверенности от 15.01.2014 (до 31.12.2014),
Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа": без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Калтанского городского округа
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25 ноября 2013 г. по делу N А27-12044/2013 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению Администрации Калтанского городского округа (ОГРН 1024201857393, ИНН 4248000677, 652740, Кемеровская область, г. Калтан, пр-кт. Мира, 53)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419, 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5-312
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Трейд" (652740, Кемеровская область, г. Калтан, переулок 1-ый Совхозный, 24); Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа" (ОГРН 1124222000209, ИНН 4222014192, 652740, Кемеровская область, г. Калтан, пр. Мира, 65-А)
о признании недействительными решения, предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Калтанского городского округа (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС России по Кемеровской области) о признании недействительными решения от 25.06.2013, предписаний от 25.06.2013 N N1 и 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа" (далее - Учреждение, МБУ "УЖКиДК КГО") и Общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Трейд" (далее - ООО "Спецтранс-Трейд").
Решением от 25.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования отказано. Принятые определением от 26.08.2013 обеспечительные меры отменены.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить состоявшийся судебный акт и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не принято во внимание, что с МБУ "УЖК и ДК КГО" государственный контракт не заключался, учреждение действовало на основании муниципального задания.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
В представленных до начала судебного заседания отзывах УФАС России по Кемеровской области и ООО "Спецтранс-Трейд" просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
МБУ "УЖК и ДК КГО" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители ООО "Спецтранс-Трейд" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители заявителя, антимонопольного органа, МБУ "УЖК и ДК КГО" в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей ООО "Спецтранс-Трейд", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления администрации Калтанского городского округа от 10.05.2012 N 84-п принято решение о создании МБУ "УЖКиДК КГО" и утвержден его устав.
Постановлением администрации Калтанского городского округа от 10.04.2013 N 118-п утверждён Устав МБУ "УЖКиДК КГО" в новой редакции.
В соответствии с пунктом 1.3 новой редакции Устава МБУ "УЖКиДК КГО" является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и организации дорожного комплекса и благоустройства территории Калтанского городского округа.
Согласно пункту 2.2 новой редакции Устава целями деятельности, для которых создано МБУ "УЖКиДК КГО", в том числе, являются дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Калтанского городского округа; содержание мест для массового отдыха жителей Калтанского городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; благоустройство и озеленение территории Калтанского городского округа.
Пунктом 2.4. новой редакции Устава предусмотрено, что для достижения целей деятельности МБУ "УЖКиДК КГО" осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности работы по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонта и обеспечения коммунальными услугами жилищного и нежилого фонда.
Главой Калтанского городского округа для МБУ "УЖКиДК КГО" утверждено муниципальное задание на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, а так же постановлением администрации от 29.12.2012 N 351-п утверждено муниципальное задание на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования - Калтанский городской округ путем предоставления Учреждению субсидий (пункт 4.7 Устава).
В соответствии с пунктом 4.7.4 Устава источниками финансового обеспечения так же являются доходы Учреждения, полученные от осуществления приносящей доход деятельности, в случая предусмотренных Уставом, и приобретенное за счет этих доходов имущество.
По результатам рассмотрения дела N 102/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России от 22.03.2013 N 93 возбуждено дело N 33/А-15-2013 по признакам нарушения Администрацией Калтанского городского округа части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта - МБУ "УЖКиДК КГО" функциями органа местного самоуправления (Администрации Калтанского городского округа).
25.06.2013 комиссией УФАС по Кемеровской области в отношении Администрации вынесено решение о признании нарушившей части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.97.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
25.06.2013 выдано предписание N 1, которым Администрации в срок до 15.07.2013 г. предписано устранить нарушение антимонопольного законодательства, а именно отменить муниципальное задание, утвержденное для МБУ "УЖКиДК КГО" на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов; отменить муниципальное задание, утвержденное для МБУ "УЖКиДК КГО" постановлением Администрации Калтанского городского округа от 29.12.2012 N351-п.
Выдано предписание N 2, в соответствии с которым Администрации в срок до 15.07.2013 предписано устранить нарушения антимонопольного законодательства, а именно: привести в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства пункты 1.3, 2.2, 2.3, 2.4 Устава МБУ "УЖКиДК КГО" посредством исключения из него норм, позволяющих данному хозяйствующему субъекту осуществлять функции органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, содержания мест для массового отдыха жителей Калтанского городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения, благоустройства и озеленения территории Калтанского городского округа, обеспечения работ по освещению улиц.
Администрация, не согласившись с решением и предписаниями, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, Арбитражный суд Кемеровской области обоснованно исходил из законности оспариваемых решения и предписаний УФАС по Кемеровской области.
На основании статей 198, 201 АПК РФ для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Из оспариваемого решения УФАС России по Кемеровской области следует, что Администрации вменяется нарушение части 1,3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Названный закон устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных в статье 23 Закона о защите конкуренции, в силу пунктов 1, 2, 5, 11 части 1 которой антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями; возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства; привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства; выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
В силу части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
При этом согласно статье 4 названного Закона под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ также предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из указанных норм следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения должна осуществляется исключительно органом местного самоуправления.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
Заявителем является - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на МБУ "УЖКиДК КГО" возложена обязанность выполнять работы, относящиеся к потребностям муниципального образования и являющиеся полномочиями органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование.
В соответствии с частями 1,2 статьи 14 Закона N 7-ФЗ учредительными документами бюджетного учреждения является устав, требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией.
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с его учредительными документами формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
С учетом вышеизложенного, включив в Устав МБУ "УЖКиДК КГО", а так же в положения его муниципального задания деятельность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Калтанского городского округа; содержание мест для массового отдыха жителей Калтанского городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; благоустройство и озеленение территории Калтанского городского округа Администрация своей волей наделила хозяйствующий субъект функциями органа местного самоуправления, что противоречит требованиям части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено выделение автономным учреждениям субсидий, в том числе, на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием, порядок предоставления и определения объема которых устанавливается местной администрацией.
Анализ вышеназванной нормы права позволяет прийти к выводу о том, что предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, материалами дела установлено, что действия Администрации повлекли ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках, в то время как проведение торгов является одним из способов обеспечения конкуренции.
Таким образом, действия Администрации в соответствии с которыми хозяйствующему субъекту было определено выполнять работы для муниципальных нужд без проведения торгов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках выполнения работ, оказания услуг в сферах уличного освещения, содержания автомобильных дорог, благоустройству и озеленению на территории Калтанского городского округа, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение от 25.06.2013 и предписания от 25.06.2013 N N1 и 2 УФАС России по Кемеровской области являются законными и обоснованными и не нарушают прав и законных интересов Администрации, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.11.2013 года по делу N А27-12044/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Калтанского городского округа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12044/2013
Истец: Администрация Калтанского городского округа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
Третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа", ООО "Спецтранс-Трейд"