г. Самара |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А72-7450/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Каверина О.В., доверенность от 09 января 2014 г.,
от ответчика - Кулагина Ю.Н., доверенность от 05 апреля 2013 г. N 39-01-12,
от заинтересованных лиц:
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Кулагина Ю.Н., доверенность от 14 февраля 2014 г. N 01-13/626,
от Муниципального казенного учреждения "Служба охраны окружающей среды" - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области - извещен, не явился,
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
от Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - извещен, не явился,
от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А72-7450/2012 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (ИНН 7325044405, ОГРН 1037300996930), г. Ульяновск,
заинтересованные лица:
администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Муниципальное казенное учреждение "Служба охраны окружающей среды", г. Димитровград, Ульяновская обл.,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск,
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Ульяновска N 01-13/2329 от 03.05.2012 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 2715,0 кв.м, расположенного южнее по ул. Московское шоссе, дом 108 в Засвияжском районе и предварительного согласования места размещения объекта торговли, досуга и развлечений, об обязании Администрации г. Ульяновска произвести выбор земельного участка ориентировочной площадью 2715,0 кв.м, расположенного южнее по ул. Московское шоссе, дом 108 в Засвияжском районе, утвердить акт выбора земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта торговли, досуга и развлечений.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Отказ в обеспечении выбора земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 03.05.2012 г. N 01-13/2329, признан незаконным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2012 г. по делу N А72-7450/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2013 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 г. по делу N А72-7450/2012 отменены. Дело направлено в Арбитражный суд Ульяновской области на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А72-7450/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает выводы суда в решении не обоснованными и ходатайствует о назначении судебной экспертизы с целью определения возможности формирования земельного участка с учетом прохождения инженерных коммуникаций и подъезда к участку.
Ответчик и заинтересованное лицо - Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска считают решение суда законным и обоснованным и просят оставить его без изменения, в ходатайстве о назначении экспертизы просят отказать, поскольку отсутствие возможности формирования земельного участка подтверждено достаточными доказательствами, факт прохождения наземных инженерных коммуникаций очевиден и не требует специальных познаний.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц - Муниципального казенного учреждения "Служба охраны окружающей среды", Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города Ульяновска, Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя, ответчика и заинтересованного лица - Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
От заявителя поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения возможности формирования земельного участка с учетом прохождения инженерных коммуникаций и подъезда к участку. Поскольку разрешение указанного вопроса не требует специальных познаний и возможно на основании оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказывает.
Как следует из материалов дела, 06.04.2012 г. в администрацию города Ульяновска поступило заявление ООО "Симбирск-Ойл" о выборе земельного участка ориентировочной площадью 2 715 кв.м. под строительство объекта торговли, досуга и развлечений, расположенного южнее ул. Московское шоссе, 108 в Засвияжском районе г. Ульяновска. К данному заявлению Обществом были приложены ситуационный план и схема расположения земельного участка с обозначением определенного земельного участка.
На данное заявление 03.05.2012 г. Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска заявителю был направлен ответ за N 01-13/2329 о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей, и на испрашиваемом земельном участке расположены зеленые насаждения.
Судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы участвующих в деле лиц и все представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выбор земельного участка для строительства установлен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.1 указанной статьи, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Пунктом 2 ст.31 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность определения вариантов размещения объекта по обращению заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из материалов дела следует, что при обращении за выбором земельного участка ООО "Симбирск-Ойл" просило предоставить ему определенный земельный участок площадью 2 715 кв.м. южнее по ул. Московское шоссе, N 108, т.е. указанного размера в указанном месте, который был определен адресно и на схеме.
По мнению Администрации города Ульяновска и Комитета, правовых оснований для предложений администрацией города Ульяновска других вариантов посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и изменения его площади у администрации города Ульяновска не имелось.
Заявитель утверждает, что слово "ориентировочно" в заявлении свидетельствует о том, что он не просил определенный земельный участок, наличие схемы в приложении, по его мнению, также не доказывает на указание на конкретный участок.
Доводы заявителя являются необоснованными, из содержания заявления в совокупности с приложенными документами следует, что заявитель имел в виду конкретный земельный участок, на это было указано и в Постановлении ФАС ПО по данному делу. При таких условиях у администрации не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка, в том числе ее уменьшения.
Такая правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13.
Кроме того, ответчики утверждают, что в заявлении о выборе земельного участка заявителем не указан вид разрешенного использования земельного участка. В приложении N 1 "Расширенный перечень объектов для размещения в составе территориальных зон" Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, дан перечень объектов, отнесенных к объектам торговли, досуга и развлечений: досугово-развлекательный центр (комплекс), магазин, магазин специализированный, универсам, гастроном, торговый салон, автосалон, торговый центр, магазин оптовой торговли, магазин по продаже товаров первой необходимости, магазин по продаже продовольственных товаров и/или магазин по продаже промышленных товаров, торгово-выставочный центр (комплекс), рынок крытый, рынок открытый, павильон рыночный, павильон торговый, рыночный комплекс, торгово-складской комплекс, в том числе объекты торговли временного и сезонного характера (киоски, лотки и другие подобные объекты), кафе, аттракционы, детская игровая комната, зал компьютерных игр, танцзал, дискотека, развлекательный клуб, видеосалон, боулинг, бильярд, аквапарк, пляж.
В заявлении о выборе земельного участке не указано, какой объект из вышеперечисленных планируется к размещению на испрашиваемом земельном участке.
Кроме того, ответчики пояснили, что правовых оснований для выбора земельного участка не имеется.
Согласно Генерального плана города Ульяновска утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83, испрашиваемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р2 - зоне зеленых насаждений общего пользования. Согласно градостроительных регламентов, предусмотренных для данной территориальной зоны, зона Р2 выделена для сохранения и обустройства озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов капитального строительства. Объекты торговли, досуга и развлечений отнесены к условно разрешенным видам использования для земельных участков и объектов капитального строительства для данной территориальной зоны и требуют процедуры проведения публичных слушаний, предусмотренной ст. 13 Правил землепользования и застройки.
Порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установлен ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90.
В соответствии с частью 7 ст. 12 Правил основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта являются: испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов.
Планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Порядок принятия решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен ст. 13 Правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч.4 указанной статьи, по результатам рассмотрения заявления Комитет архитектуры и градостроительства мэрии отказывает в рассмотрении заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, на Комиссии в случаях, если: 1) планируемая застройка не соответствует генеральному плану; 2) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; 3) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов; 3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
В данном случае, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует градостроительным регламентам для территориальной зоны, не соответствует Генеральному плану города Ульяновска.
Кроме того, по испрашиваемому земельному участку проходит наземный трубопровод магистральной сети М-10, находящийся в собственности ОАО "Волжская ТГК".
В соответствии с п.33 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации", в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей". Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Согласно Приказа Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" (п.4). В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы; производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов; проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.; снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам); занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы (п.5).
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей (п.6).
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не соответствует требованиям строительных норм и технических регламентов.
В материалы дела представлена выкопировка с плана города Ульяновска в части испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что к испрашиваемому земельному участку отсутствуют подъезды и проезды, выбор испрашиваемого земельного участка будет противоречить положениям ч.ч. 4, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно невозможности рационального использования испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А72-7450/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7450/2012
Истец: ООО "Симбирск-Ойл"
Ответчик: Администрация (мэрия) г. Ульяновска, Администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г. Ульяновска
Третье лицо: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города Ульяновска, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, МКУ "Служба охраны окружающей среды", ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Комитет ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска, МКУ Служба охраны окружающей среды, ОАО Волжская ТГК
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6024/13
27.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1350/14
12.12.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7450/12
26.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7476/13
20.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1221/13
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7450/12