г. Самара |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А65-13734/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дёминой Е.Г.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Баклановой Е.О.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - Князева Е.Н., доверенность от 19.07.2013,
от иных лиц представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 сентября 2013 года по делу NА65-13734/2013 (судья Никулина И.Г.) по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", г. Самара, (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), с участием третьих лиц: Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, г. Казань, Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань,
о взыскании 34 625 руб. 50 коп. убытков.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, ОАО "Федеральная пассажирская компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Министерство финансов) о взыскании 34625,50 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований на предмет спора, были привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Управление федерального казначейства по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 сентября 2013 года аявленные требования удовлетворены. С Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "Федеральная пассажирская компания" взыскано 34 625 руб. убытков и 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за счет казны Российской Федерации.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что представленные истцом письменные доказательства не подтверждают заявленные требования, истцом не представлены акты сверки, проведенные с Министерством труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в резолютивной части решения не указал, что убытки взыскиваются с публично - правового образования.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Третье лицо - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан представило отзыв, в котором отклонило апелляционную жалобу, указав на необоснованность приведенных в ней доводов.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель истца в судебном заседании отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывами истца и третьего лица, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В период с апреля 2010 года по декабрь 2011года истец оказывал услуги в Республике Татарстан по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, заключенного Советом Глав Правительств СНГ 12.03.1993 (далее - Соглашение).
Согласно реестрам оформленных проездных документов в Республике Татарстан недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом за период с апреля 2010 года по декабрь 2010 года составила 11 883, 10 руб., за период с января 2011 года по декабрь 2011 года - 22 743, 40 руб., всего на общую сумму 34 625, 50 руб.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан в Республике Татарстан у истца образовались убытки в размере 34,625, 50 руб., которые он просит взыскать с ответчика за счет средств казны Российской Федерации.
В подтверждение факта предоставления указанных льгот истец представил данные автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купоны кассира.
Согласно пункту 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 N 30, отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира.
Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
12.03.1993 Правительствами государств СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) было заключено Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
Правительством Российской Федерации 21.11.2007 издано Распоряжение N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993".
Указанным Соглашением инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставлены льготы по проезду железнодорожным транспортом, при этом транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места проживания. Основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые ими в железнодорожную кассу.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ было подписано Российской Федерацией 12.03.1993.
На основании пункта 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса).
В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 21 постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в 2010 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству финансов РФ, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, утверждаемой Правительством РФ.
Согласно пункту 18 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из искового заявления следует, что расходы истца по предоставлению льгот по перевозке граждан финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации не были компенсированы, что привело к возникновению убытков, поэтому, проверив правомерность расчета суммы заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, взыскав убытки с ответчика за счет казны Российской Федерации.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся за ответчика.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 сентября 2013 года по делу N А65-13734/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Дёмина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13734/2013
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала, ОАО "Федеральная пассажирская компания", г. Москва, ОАО "Федеральная пассажирская компания", г. Самара
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации. г. Москва, Министерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, г. Казань, Управление федерального казначейства по Республике Татарстан, УФК по РТ
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-47/14
10.12.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22231/13
13.11.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20568/13
10.10.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18560/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13734/13