г. Владивосток |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А24-3496/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича,
апелляционное производство N 05АП-151/2014
на решение от 22.11.2013
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3496/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРН 305410109000036, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2005)
к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 5, содержащегося в письме от 02.07.2013 N 01-08-01/2988/13;
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее по тексту - предприниматель, ИП Восканян М.Ж.) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Департамент, административный орган) об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 5, оформленного письмом от 02.07.2013 за исх. N 01-08-01/2988/13; обязании Департамента принять решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, район пр. Победы, д. 5 на праве аренды сроком на 25 лет с учетом корректировки площади земельного участка, исключая часть земельного участка, расположенной в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:766 (с учетом уточнения заявленных требований от 21.11.2013, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 22.11.2013 суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах иного земельного участка не может служить основанием для отказа в согласовании места размещения павильона. Считает, что в нарушение статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд первой инстанции незаконно не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и МКУ "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа". Обращает внимание на нарушение Департаментом положений Постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 31.05.2012 N 1523.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. От Департамента в материалы дела поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного органа, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
В представленном в материалы дела отзыве Департамент на доводы апелляционной жалобы возразил, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Из материалов дела судом установлено следующее:
20.06.2013 ИП Восканян М.Ж. обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ему на правах аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона предполагаемой площадью 300 кв. м, по пр. Победы, д. 5 в г. Петропавловске-Камчатском.
К заявлению была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка, что подтверждается распиской в получении документов от 20.06.2013.
Письмом от 02.07.2013 за исх. N 01-08-01/2988/13 Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа сообщил предпринимателю невозможности формирования указанного земельного участка для размещения павильона.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В свою очередь уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
На территории Петропавловск-Камчатского городского округа процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для указанных целей в момент вынесения оспариваемого решения были урегулированы Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - Решение N 309-нд).
Рассмотрение заявлений и подготовку документов для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляет администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента (пункт 2 статьи 1 Решения N 309-нд).
Статьей 2 названного Решения N 309-нд установлены критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, которыми являются:
- соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем, видам разрешенного использования, установленным для соответствующей территориальной зоны, определенной Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа "О Правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа";
- соответствие вида использования земельного участка генеральному плану Петропавловск-Камчатского городского округа.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются: из числа сформированных земельных участков, но не закрепленных за гражданами или юридическими лицами; из земель, находящихся в муниципальной собственности, и собственность на которые не разграничена, с проведением работ по формированию земельных участков (часть 2 статьи 2 Решения N 309-нд).
Частями 1, 2 статьи 3 Решения N 309-нд установлено, что гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, подает заявление о предоставлении земельного участка в собственность или аренду в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ. В заявлении указываются: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок.
В силу части 7 статьи 3 Решения N 309-нд Департамент со дня регистрации первого заявления, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае отсутствия других заявлений заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, обращаясь в Администрацию с заявлением от 20.06.2013 о предоставлении земельного участка, предприниматель указал в данном заявлении предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка, цель его использования и вид испрашиваемого права.
Письмом от 02.07.2013 за исх. N 01-08-01/2988/13 Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа сообщил предпринимателю невозможности формирования указанного земельного участка для размещения павильона в связи с наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы уже сформированных участков.
Довод апелляционной жалобы предпринимателя о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах иного земельного участка не может служить основанием для отказа в согласовании места размещения павильона, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего:
Частью 8 статьи 3 Решения N 309-нд предусмотрено, что при невозможности предоставления земельного участка в случаях, установленных федеральным законодательством, а также в случаях несоответствия критериям предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установленным статьей 2 названного Решения, Департамент направляет заявителю мотивированный отказ.
Согласно материалам дела, часть испрашиваемого предпринимателем земельного участка расположена в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером N 41:01:0010116:766 (многоквартирный жилой дом), а оставшаяся часть - в границах земельного участка с кадастровым номером N 41:01:0000000:1002 (автомобильная дорога).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:766, данный земельный участок сформирован для эксплуатации многоквартирного жилого дома и поставлен на кадастровый учет 16.01.2012.
В свою очередь, из представленного суду письма Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.09.2013 и выписки из реестра муниципального имущества следует, что автомобильная дорога по пр. Победы в г. Петропавловске-Камчатском находится в муниципальной собственности и закреплена на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа".
В соответствии с со статьёй 34 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для соответствующих целей.
Таки образом, в силу указанной нормы права орган местного самоуправления обязан сформировать земельный участок, исключив наложение на границы участков смежных землепользователей.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Учитывая, что утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов предоставления участка в аренду, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что наложение границ испрашиваемого земельного участка на границы уже сформированных земельных участков свидетельствует о невозможности формирования нового земельного участка и о невозможности предоставления испрашиваемой территории в аренду.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и МКУ "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа", апелляционной коллегией отклоняется по следующим обстоятельствам:
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Однако предпринимателем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено доказательств того, каким образом судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанных лиц.
Ссылка предпринимателя в своей апелляционной жалобе на положения Постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 31.05.2012 N 1523, по мнению суда апелляционной инстанции, также подлежит отклонению в силу следующего:
Указанным Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 31.05.2012 N 1523 утвержден Административный регламент предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством (далее по тексту - Регламент).
Согласно пункту 1.1, указанный Регламент регулирует порядок предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - администрация) муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее - муниципальная услуга).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.6 Регламента, правовым основанием для предоставления указанной муниципальной услуги является, в том числе, и Решение городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа".
Таким образом, для предоставления указанной муниципальной услуги требуется соблюдение положений Решения N 309-нд, в том числе, и критериев предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что отказ Департамента в предоставлении предпринимателю земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 5, оформленного письмом от 02.07.2013 за исх. N 01-08-01/2988/13, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Так как в ходе судебного разбирательства в удовлетворении требований предпринимателя отказано, то суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что отсутствуют основания для указания в резолютивной части решения на конкретные действия, которые необходимо совершить Департаменту.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2013 по делу N А24-3496/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3496/2013
Истец: ИП Восканян Мгер Жораевич
Ответчик: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа