г. Томск |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А67-6292/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дедковой И.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: без участия,
от ответчика: Высоцкой А.В. по доверенности от 12.01.2011 N 1,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования "Первомайский район" в лице Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района
на решение Арбитражного суда Томской области
от 18.01.2011 года по делу N А67-6292/2010 (судья Черская Ю.М.)
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе
к Муниципальному образованию "Первомайский район" в лице Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района
о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о взыскании с Муниципального образования "Первомайский район" в лице Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района (далее по тексту - ответчик, апеллянт) субсидиарно недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование Первомайской сельской администрации в размере 47 420, 61 рублей (в том числе задолженность по страховым взносам за 4 квартал 2005 года в сумме 44 980 рублей (в том числе на страховую часть пенсии 42 119 рублей, на накопительную часть пенсии 2861 рублей), пени за период с 15.04.2006 года по 31.08.2006 года в сумме 2440, 61 рублей (в том числе на страховую часть пенсии 2285, 28 рублей, на накопительную часть пенсии 155, 23 рублей), а также пени, начисленные на задолженность по страховым взносам с 01.09.2006 года за каждый календарный день просрочки платежа исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ по день фактической уплаты указанной задолженности.
Определениями Арбитражного суда Томской области от 04.10.2010 года, от 21.12.2010 года (том 1, листы дела 1-2, 143-145) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Первомайская сельская администрация, Администрация Первомайского района соответственно.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.01.2011 года исковое заявление удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 года решение Арбитражного суда Томской области от 18.01.2011 года оставлено без изменения.
В кассационном порядке постановление апелляционной инстанции не обжаловано.
06.10.2011 года Муниципальное образование "Первомайский район" в лице Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 года по делу N А67-6292/2010.
В обоснование своих требований ответчик указал, что постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.07.2011 N 2381/11 определена правовая позиция относительно порядка течения срока исковой давности по требованию к субсидиарному должнику.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 года заявление Муниципального образования "Первомайский район" в лице Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 года по делу N А67-6292/2010 удовлетворено. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 года по делу N А67-6292/2010 отменено.
Предметом повторного рассмотрения апелляционным судом является апелляционная жалоба ответчика на решение Арбитражного суда Томской области от 18.01.2011 года по делу N А67-6292/2010, в которой он просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Подробно доводы Муниципального образования "Первомайский район" в лице Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района изложены в апелляционной жалобе.
Истцом и третьими лицами письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представитель апеллянта в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители истца и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Томской области от 02.11.2006 года по делу N А67-6368/2006 с Первомайской сельской администрации суд, в том числе, взыскал задолженность по страховым взносам на ОПС за 4 квартал 2005 года в размере 44 980 рублей (в том числе на страховую часть пенсии 42 119 рублей, на накопительную часть пенсии 2861 рублей), пени за период с 15.04.2006 года по 31.08.2006 года в сумме 2440, 61 рублей (в том числе на страховую часть пенсии 2285, 28 рублей, на накопительную часть пенсии 155, 23 рублей), всего на общую сумму 47 420, 61 рублей, а также пени, начисленные на задолженность по страховым взносам с 01.09.2006 года за каждый календарный день просрочки платежа исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ по день фактической уплаты указанной задолженности (том 1, листы дела 6-7). На основании вышеуказанного решения 15.01.2007 года выдан исполнительный лист N 089614 (том 1, лист дела 8).
Главой администрации МО "Первомайский район" принято Постановление N 83 от 11.04.2006 года "О ликвидации Первомайской, Куяновской, Новомариинской, Сергеевской, Комсомольской и Улу-Юльской сельских администраций" (том 1, лист дела 11). Из выписки из ЕГРЮЛ от 15.09.2010 года следует, что Первомайская сельская администрация (ОГРН 1027002955077) является учреждением, находится в стадии ликвидации, учредителем является Администрация Первомайского района (том 1, лист дела 14-18).
Письмом от 25.01.2007 года Управление Пенсионного фонда в Первомайском районе обратилось в Управление Федеральной службы судебных приставов по Первомайскому району Томской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства о взыскании с Первомайской сельской администрации недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в общей сумме 47 420, 61 рублей, в том числе 44 980 рублей страховые взносы на ОПС, 2440, 51 рублей - пени по страховой и накопительной части просрочки уплаты страховых взносов (том 1, лист дела 9). Исполнительный лист на основании Акта приема-передачи исполнительных документов направлен Председателю ликвидационной комиссии Окорокову А.Г. (вх. N 213 от 06.02.2007 года) (том 1, лист дела 10).
Из положения о финансово-экономическом управлении Администрации Первомайского района следует, что указанное лицо выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств Первомайского района (том 1, лист дела 42-51). Согласно письму финансово-экономического управления Администрации Первомайского района от 17.11.2010 N 204 (том 1, лист дела 87) 31.12.2006 года счет Первомайской сельской администрации как получателя бюджетных средств закрыт.
Письмом от 17.12.2009 года истец отозвал из ликвидационной комиссии Первомайской сельской администрации исполнительный лист N 089614 от 15.01.2007 года, который получил 24.12.2009 года (том 1, листы дела 98-99).
Из письма председателя ликвидационной комиссии Первомайской сельской администрации от 11.10.2010 N 722 следует, что третье лицо находится в стадии ликвидации, деятельность не ведет, денежные средства, имущество и банковские счета отсутствуют, удовлетворить требования не представляется возможным (том 1, лист дела 33).
Учитывая, что задолженность по страховым взносам и пени не была оплачена Первомайской сельской администрацией, пенсионный фонд обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что факт наличия у Первомайской сельской администрации задолженности по страховым взносам и пени подтверждается материалами дела, надлежащим субсидиарным должником по неисполненному обязательству, установленному вступившим в законную силу судебным актом, является МО "Первомайский район" в лице Финансово-экономическое управления Администрации Первомайского района, как главного распорядителя средств бюджета муниципального образования, срок исковой давности не пропущен.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции в отношении срока исковой давности по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, указанная норма не связывает возможность предъявления требования к субсидиарному должнику с установлением недостаточности денежных средств или имущества у основного должника или с невозможностью взыскания задолженности с основного должника
По смыслу данных норм, установление недостаточности денежных средств у учреждения для исполнения обязательства определяется при рассмотрении требования кредитора, предъявленного к основному должнику и лицу, несущему субсидиарную ответственность, и является основанием для удовлетворения требования в отношении субсидиарного должника. Поэтому пункт 1 статьи 399 ГК РФ не указывает в качестве основания предъявления кредитором требования к субсидиарному должнику установление недостаточности денежных средств у основного должника.
Согласно статьям 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В данном случае срок привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам Первомайской сельской администрации начал исчисляться с 06.04.2007 года (06.02.2007 года обратились с требованием к основному должнику, который не дал ответа в разумный срок - два месяца в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 21.07.1997 "Об исполнительном производстве" на предъявленное требование) и истек 06.04.2010 года.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Решение Арбитражного суда Томской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18.01.2011 года по делу N А67-6292/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4189/09
Истец: Администрация городского поселения гор. Котово
Ответчик: Котовская городская Дума
Третье лицо: Контрольно-счетная комиссия г. Котово