г. Томск |
|
10 февраля 2011 г. |
Дело N А03-2846/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.02. 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.02.2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Л.И. Ждановой, М.Х. Музыкантовой
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Андрюкова Е.В. - доверенность от 15.01.2011 г.
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и общества с ограниченной ответственностью "Лента" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2010 по делу N А03-2846/2010 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента" (ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лепта" (далее - ООО "Лента", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Управление Росимущества), выразившегося в не направлении ООО "Лента" в установленный срок проекта договора аренды земельного участка, общей площадью 2,6199га, кадастровый номер 22:63:0104119:0003, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156, с предложением его заключения и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лента" путем направления последнему проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка, находящегося по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156, с предложением его заключения.
Решением суда от 15.11.2010 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд Алтайского края признал бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в непринятии решения о предоставлении ООО "Лента" земельного участка с кадастровым номером 22:63:010419:0003 по Павловскому тракту, 156 в городе Барнауле в аренду незаконным и обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка по Павловскому тракту, 156 с кадастровым номером 22:63:010419:0003 площадью 2,6199 га в аренду.
Не согласившись с данным решением, Управление Росимущества обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- территориальное управление Росимущества может заключить договор аренды земельного участка только на основании поручения Росимущества. На принятие самостоятельного решения о предоставлении земельного участка в аренду территориальное управление не уполномочено;
- бездействия со стороны Управления Росимущества допущено не было, заинтересованным лицом были осуществлены действия по направлению заявления ООО "Лента" на рассмотрение Росимущество;
- суд неправомерно обязал Управление предоставить в аренду ООО "Лента" земельный участок.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В свою очередь, считая решение суда незаконным в части ООО "Лента" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части, рассмотрев по существу требования ООО "Лента" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, выразившегося в не направлении ООО "Лента" в установленный срок проекта договора аренды земельного участка общей площадью 2, 6199 га, кадастровый номер 22:63:010419:0003, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156, и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае направить ООО "Лента" проект договора аренды указанного земельного участка.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- Арбитражным судом Алтайского края не была дана оценка доводам ООО "Лента" и не были рассмотрены требования о признании незаконным бездействия Управления в Алтайском крае, выразившееся в не направлении договора аренды и обязании в установленный срок направить ООО "Лента" договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156;
- при наличии установленных Арбитражным судом Алтайского края обстоятельств у Управления Росимущества возникла обязанность не только принять решение о предоставлении ООО "Лента" земельного участка, но также и направить ему проект договора аренды.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении. В удовлетворении жалобы Управления Росимущества просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росимущества возражает против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Лента" ссылаясь на то, что в ходе судебного заседания общество изменило предмет требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Лента" является собственником объектов недвижимости, в том числе, сети хозяйственно-бытовой канализации, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7003; сети ливневой канализации, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7005; газпровод высокого, среднего, низкого давления, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7009; электрические сети от ПС-15 "Юго-Западная" до ТП-2х10кВ, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7001; трансформаторная подстанция, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:0200; сети хозяйственно питьевого водопровода, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7008; кабельная линия связи, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7002; насосная станция, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7006; сети напорной ливневой канализации, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:7004; здание общественного назначения, кадастровый номер 22:63:010419:0003:01:401:600:000022970:0100, расположенных на земельном участке по Павловскому тракту, 156, общей площадью 2,6199 га, находящемся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2008 N 22 АБ 285138.
Общество 16.11.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив все необходимые документы.
Управление Росимущества, в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок, не приняло решение о предоставлении земельного участка в аренду и не направило Обществу проект договора аренды.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Лента" в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Управления Росимущества незаконным.
Решением от 15.11.2010 Арбитражный суд Алтайского края признал бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в непринятии решения о предоставлении ООО "Лента" земельного участка с кадастровым номером 22:63:010419:0003 по Павловскому тракту, 156 в городе Барнауле в аренду незаконным, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка по Павловскому тракту, 156 с кадастровым номером 22:63:010419:0003 площадью 2,6199 га в аренду.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции, сославшись на пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, указал, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на получение земельного участка находящегося под ними.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данной позицией по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее по тексту - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В апелляционной жалобе Управление Росимущества указывает, что территориальное управление Росимущества может заключить договор аренды земельного участка только на основании поручения Росимущества. На принятие самостоятельного решения о предоставлении земельного участка в аренду территориальное управление не уполномочено, ссылаясь при этом на подпункта "е" пункта 4.8 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 и подпункта "е" пункта 4.8 Положения об Управлении Росимущества, в силу которых, данный территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование на основании поручения Федерального агентства.
Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, как несоответствующих закону.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, "е" пункта 4.8 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом не может ограничивать и исключать необходимость применения пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Предусмотренная ведомственными актами процедура предоставления земельного участка в аренду, не может продлевать, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, срок для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на получение в аренду земельного участка, занятого таким объектом.
Довод апелляционной жалобы о том, что бездействия со стороны Управления Росимущества допущено не было, так как заинтересованным лицом были осуществлены действия по направлению заявления ООО "Лента" на рассмотрение в Росимущество, не принимается судом апелляционной инстанции.
Как указано выше, Территориальному управлению Росимущества предоставлено право предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
При предоставлении земельных участков в аренду Территориальное управление должно руководствоваться помимо ведомственных актов, нормами Земельного кодекса РФ, в частности пунктом 6 статьи 36 о сроке принятия решения о предоставлении земельного участка.
Следовательно, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка Управление Росимущества, не зависимо от процедуры его предоставления, должно предпринять все необходимые меры для соблюдения положения пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Учитывая, что заявление ООО "Лента" направлено в Росимущество для согласования (30.11.2009) спустя две недели после его поступления в Управление Росимущества (16.11.2009), принимая во внимание, что для принятия решения о предоставлении земельного участка предусмотрен месячный срок, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управлением Росимущества не предприняло все необходимы меры для соблюдения требований земельного законодательства, чем допустило бездействие, выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении Обществу земельного участка в аренду.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о том, что Общество как собственник объектов недвижимости, находящихся на земельном участке площадью 2,6199 га с кадастровым номером 22:63:010419:0003 по Павловскому тракту, 156 в городе Барнауле, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов (доказательств обратного Управлением Росимущества не представлено), а Управление в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя, не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка.
Учитывая, что бездействие Управления Росимущества признано незаконным, принимая во внимание, что доказательств о наличии препятствий для предоставления в аренду земельного участка Управлением Росимущества не представлено, суд первой инстанции правомерно обязал Управление принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка по Павловскому тракту, 156 с кадастровым номером 22:63:010419:0003 площадью 2,6199 га в аренду.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы Управления Росимущества.
Вместе с тем принимая решения суд первой инстанции нарушил ст. 170 АПК РФ.
В соответствии с положениями ст. 170 АПК РФ описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле. Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или об отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции установлено, что первоначально заявитель обращался в суд с требование о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, выразившегося в не направлении ООО "Лента" в установленный срок проекта договора аренды земельного участка, общей площадью 2,6199га, кадастровый номер 22:63:0104119:0003, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156, с предложением его заключения и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лента" путем направления последнему проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка, находящегося по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156, с предложением его заключения.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении ООО "Лента" земельного участка с кадастровым номером 22:63:010419:0003 по Павловскому тракту, 156 в городе Барнауле в аренду и в не направлении ООО "Лента" в установленный срок проекта договора аренды указанного земельного участка, незаконным и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка по Павловскому тракту, 156 с кадастровым номером 22:63:010419:0003 площадью 2,6199 га в аренду и обязать направить последнему проект договора аренды вышеуказанного земельного участка, находящегося по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156, с предложением его заключения.
Данный факт подтверждается аудиозаписью судебного заседания (имеется в материалах дела л.д. 136), которая была прослушана судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения апелляционных жалоб.
Однако, арбитражным судом Алтайского края не была дана оценка доводам ООО "Лента" и не были рассмотрены требования о признании незаконным бездействия Управления в Алтайском крае, выразившееся в не направлении договора аренды и обязании направить ООО "Лента" договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 156;
Как следует из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Учитывая, что суд первой инстанции в резолютивной части решения не обязал Управление Росимущества подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда, дополнив резолютивную часть данным положением.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1 000 рублей для юридических лиц.
Так как при подаче апелляционной жалобы ООО "Лента" государственная пошлина была уплачена в размере 2 000 руб., ему подлежит возврату в соответствии со статьей 333.40 НК РФ из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 58336 от 09.12.2010.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в пользу ООО "Лента" подлежит взысканию в возмещение расходов по уплате госпошлины 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2010 по делу N А03-2846/2010 изменить в части.
Изложить абзац 2, 3 резолютивной части решения следующим образом:
Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском гкрае в непринятии решения о предоставлении ООО "Лента" земельного участка с кадастровым номером 22:63:010419:0003 по Павловскому тракту, 156 в городе Барнауле в аренду и в не направлении проекта договора аренды данного земельного участка незаконным.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка по Павловскому тракту,, 156 с кадастровым номером 22:63:010419:0003 площадью 2,6199 га в аренду и направит проект договора аренды данного земельного участка в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае оставить без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лента" (ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471) 1 000 в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лента" (ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 58336 от 09.12.2010 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2846/2010
Истец: ООО "Лента"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2385/11
01.06.2015 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-168/11
19.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2385/11
10.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-168/11
15.11.2010 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2846/10