г. Томск |
|
12 октября 2011 г. |
Дело N А67-2645/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Журавлевой В. А., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдуновой А. Ю.
с использованием средств аудиозаписи, при участии:
от заявителя: Акифьевой Н. Н. (распоряжение от 27.04.2007,Райковой И. Г. по дов. от 04.10.2011, Кириченко А. В. по дов. от 04.10.2011,
от заинтересованного лица: Куриневской Н. Б. по дов. от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 12.07.2011 по делу N А67-2645/2011 (судья Павлов Г. Д.) по заявлению муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр "Поиск" (ОГРН 1027001684764, ИНН 7024008668) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 13.04.2011 N1-вп,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр "Поиск" (далее по тексту - МОУ ДОД "Центр "Поиск", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области (далее также - Пенсионный фонд, УПФР) о признании недействительным решения от 13.04.2011 N 1-вп о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Томской области от 12.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, УПФР обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на его незаконность в связи с нарушением норм материального права, полагая, что в случае отсутствия документального подтверждения целевого использования выплаты в образовательном учреждении на книгоиздательскую литературу, ежемесячная денежная выплата утрачивает компенсационный характер и подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях. В обоснование своих доводов Пенсионный фонд ссылается на письмо Минздравсоцразвития России от 26.03.2010 N 10-4/311643-19.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, полагая, что документального подтверждения целевого использования указанной выплаты не требуется, кроме того, такие документы в ходе проверки у Учреждения не запрашивались.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной проверки заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 год Управлением составлен акт проверки от 03.03.2011 N 4-вп, принято решение "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 13.04.2011 N 1-вп, которым Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ") в виде штрафа в размере 1247,4 руб. за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения для исчисления страховых взносов, доначислены суммы страховых взносов в размере 6237 руб. и пени в размере 410,34 руб.
Учреждение, полагая, что решение Пенсионного фонда от 13.04.2011 N 1-вп является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования, суд первой инстанции, исходя из системного анализа положений подпункта "а" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8, подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, пункта 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), пришел к выводу о том, что не предусматривается представление работниками каких-либо отчетных документов об использовании спорной компенсации, а равно, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и " пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Как следует из оспариваемого решения, в качестве основания его принятия явился вывод Пенсионного фонда о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку Учреждением не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации выплаченной педагогическим работникам Учреждения в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. в месяц.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона об образовании установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона об образовании были внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим содержанием: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона об образовании не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и так далее), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона об образовании, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Указанные выводы суда соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.09.2011 N ВАС-11571/11 по делу N А56-50538/2010.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо Минздравсоцразвития России от 26.03.2010 N 10-4/311643-19 не может быть принята в качестве основания отмены оспариваемого судебного акта, поскольку оно не является актом, определяющим основы правового регулирования рассматриваемых правоотношений, носит рекомендательный характер и не обязательно для исполнения.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и " пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 12.07.2011 по делу N А67-2645/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2645/2011
Истец: МОУ ДОД "Центр "Поиск", МОУ дополнительного образования "Центр "Поиск"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по ЗАТО Северск Томской области, ГУУПФ РФ по ЗАТО Северск Томской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7124/11