г. Чита |
|
5 марта 2014 г. |
Дело N А19-14692/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя Кащишина Владимира Владимировича Басенко И.Л. (доверенность от 27.10.2012 года), Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области Коваль И.А. (доверенность от 26.12.2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кащишина Владимира Владимировича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2013 года по делу N А19-14692/2013 (суд первой инстанции - Загвоздин В.Д.),
установил:
индивидуальный предприниматель Кащишин Владимир Владимирович (ОГРН 311380406100043, ИНН 380400179506, далее - заявитель, ИП Кащишин В.В., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (ИНН 3804030762, ОГРН 1043800848959, далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия по внесению изменений в ЕГРИП и снятию с налогового учета ИП Кащишина В.В. в связи со сменой места жительства; об обязании произвести внесение изменений в ЕГРИП и снятии с налогового учета не позднее 16.09.2013 года; о признании решения N 01-3140 от 19.09.2013 года недействительным; о признании требования N 01-18/18768/1 недействительным, а также с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (ИНН 7733506810, ОГРН 1047796991550): о признании незаконным бездействия о передаче данных по налогоплательщику в ИФНС по ЦО г. Братска и внесению записи в ЕГРИП по ИП Кащишину В.В.; об обязании внести запись в ЕГРИП в связи со сменой места жительства не позднее 5 дней с даты снятия с налогового учета по прежнему месту жительства.
Решением суда первой инстанции от 19 декабря 2013 года по делу N А19-14692/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Кащишин В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС по Центральному округу г. Братска Иркутской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе предпринимателя, не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.02.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
МИФНС N 46 по г. Москве явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом "д" п.2 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 статьи 5 указанного Закона сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 5 Закона, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п.п.3, 4 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения (п.3 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Согласно п.4 ст.22.2 указанного закона в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Пунктом 2 ст.11 Налогового кодекса РФ установлено, что для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах местом жительства физического лица признается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.83 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет налоговых органах по месту жительства. Одной из форм налогового контроля состоящих на учете индивидуальных предпринимателей является выездная налоговая проверка, при проведении которой налоговый орган вправе истребовать у проверяемого лица документы, связанные с проведением проверки (ст.ст.89, 93 Налогового кодекса РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерно исходил из того, что выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя вправе проводить налоговый орган по месту его постановки на налоговый учет.
В соответствии с п.1 ст.84 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) физического лица, в течение пяти дней со дня получения соответствующего сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту жительства физического лица.
Пунктом 3 ст.85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об индивидуальном предпринимателе подлежат учету налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно положениям п. 4 ст. 84 Кодекса налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. По общему правилу постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.
В соответствии с п.4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства. Датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит и проверку проводит налоговый орган по прежнему месту его жительства.
Указанный подход первой инстанции соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 13.01.2012 года по делу N А19-12393/2011.
Как следует из материалов дела, ИП Кащишин В.В. зарегистрирован по новому месту жительства в г.Москва 27.08.2013 года Отделом УФМС России по г.Москве по району Бирюлево Восточное; ранее данное лицо было зарегистрировано в г.Братске Иркутской области (т. 1 л.д.94).
На определение суда об истребовании доказательств Отдел УФМС России по г.Москве по району Бирюлево Восточное в письме от 22.11.2013 года N 9/05-р1/833 сообщил, что передал сведения о регистрации Кащишина В.В. по новому месту жительства в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по г.Москве 05.09.2013 года, то есть в срок, установленный п.3 ст.85 Налогового кодекса РФ.( т. 1 л.д. 148).
Заявитель в письменных пояснениях по делу, поступивших в суд первой инстанции 18.12.2013 года, подвергает сомнению дату передачи сведений, указанную в письме от 22.11.2013 года N 9/05-р1/833, поскольку Отдел УФМС России по г.Москве по району Бирюлево Восточное не представил доказательства, подтверждающие обстоятельства, указанные в письме.
Письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по г.Москве от 18.09.2013 года N06-20/54145@ о регистрации Кащишина В.В. в г.Москве поступило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области 19.09.2013 года (т. 1 л.д.126). В связи с чем, Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области должна была внести сведения об изменении места жительства предпринимателя и снять заявителя с учета не позднее 26.09.2013 года.
Из имеющихся в деле выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, представленных заявителем и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области, следует, что данный налоговый орган внес соответствующие изменения в реестр и снял предпринимателя с налогового учета в установленный законодательством срок - 26.09.2013 года (то есть в течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений в регистрирующий орган).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно установил, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области не нарушила сроки внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об изменении места жительства физического лица и снятия его с налогового учета в г.Братске.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска по внесению изменений в ЕГРИП и снятию с налогового учета ИП Кащишина В.В. в связи со сменой места жительства и обязания указанного ответчика произвести внесение изменений в ЕГРИП и снять предпринимателя с налогового учета не позднее 16.09.2013 года.
С учетом положений статьи ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, согласно которым в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что внесение 16.09.2013 года записи об изменении места нахождения предпринимателя не представляется возможным.
Следовательно, в соответствии с данными государственного реестра местом жительства заявителя для целей налогового контроля и местом его налогового учета по состоянию на 19.09.2013 года в любом случае будет являться г.Братск.
Таким образом, по состоянию на 19.09.2013 года местом жительства ИП Кащишина В.В. в соответствии с данными Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей являлся г.Братск и данное лицо обоснованно до 26.09.2013 года состояло на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области, действуя в рамках своей компетенции, правомерно на основании положений ст.ст.89, 93 Налогового кодекса РФ, приняла решение от 19.09.2013 года N 01-3140 о проведении выездной налоговой проверки Кащишина В.В. за период с 01.01.2010 года по 31.12.2012 года (три календарных года, предшествующих году проверки) и выставила 19.09.2013 года требование N 01-18/18768/1 о представлении документов (информации) на выездную проверку.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, исследовав и оценив имеющиеся в деле выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Кащинина В.В. по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве не допускала незаконного бездействия по передаче данных по налогоплательщику в ИФНС по Центральному округу г. Братска Иркутской области и внесению записи в ЕГРИП по предпринимателю Кащишину В.В.
Как правильно отметил суд первой инстанции, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве 27.09.2013 года в соответствии с положениями вышеприведенного законодательства внес в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о поступлении из ИФНС по Центральному округу г.Братска Иркутской области регистрационного дела, и до поступления регистрационного дела никаких действий в отношении заявителя совершать не могла.
Запись об изменении места жительства заявителя правомерно внесена 26.09.2013 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области, а сведения об изменении места жительства в данный налоговый орган обоснованно поступили не от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве, а из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по г.Москве.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве по передаче данных в ИФНС по Центральному округу г. Брастка Иркутской области и внесению записи в государственный реестр записи по ИП Кащишину В.В.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы апеллянта о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в непредставлении заявителю возможности предоставить возражения на письмо МИФНС N 46 по г.Москве, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, поскольку судом первой инстанции ходатайство об отложении судебного разбирательства признано необоснованным.
Доводы апеллянта, проверенные в полном объеме, суд апелляционной инстанции признает необоснованными и свидетельствующими не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. В связи с чем с уд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Налогоплательщиком по платежному поручению N 3554 от 20.12.2013 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 руб.
В силу позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Информационном письме N 139 от 11.05.2010 года, при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для физических лиц составляет 100 руб.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению N 3554 от 20.12.2013 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1900 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2013 года по делу N А19-14692/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кащишину Владимиру Владимировичу (ОГРН 311380406100043, ИНН 380400179506) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 900 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14692/2013
Истец: Кащишин Владимир Владимирович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области
Третье лицо: МИФНС N46 по г. Москве, Представитель заявителя-Басенко И. Л., УФМС по г. Москве по району Бирюлево Восточное