г. Вологда |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А66-11375/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Журавлева А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
при участии от истца Косарева П.А. по доверенности от 09.01.2014 N 012-0005, от ответчика Крылова А.А. по доверенности от 03.06.2013 N 05-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2013 года по делу N А66-11375/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Кольцова Т.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (ОГРН 1026900536101; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - Министерство) о взыскании 12 205 руб. 38 коп. задолженности по оплате отопления от газового котла жилого помещения, расположенного по адресу: Тверская область, город Торжок, Калининское шоссе, дом 11, квартира 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Орлова Лидия Васильевна, Волков Владимир Иванович.
Решением суда от 21 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Тверской области в лице Министерства в пользу Общества взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Тверская область в лице Министерства с судебным решением не согласилась, обратилась с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд неправомерно взыскал с Тверской области в лице Министерства задолженность за отопление за весеннее-осенний период 2010-2013 годов. По мнению подателя жалобы, на Министерство не возложено обязанности по содержанию и финансированию имущества Тверской области.
В дополнении к апелляционной жалобе ссылается на то, что суду следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Тверской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнения).
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в заседании суда апелляционной инстанции отклонили приведенные в жалобе (с учетом дополнения) и в судебном заседании доводы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец в период с 01.09.2010 по 31.05.2013 осуществлял газоснабжение от газового котла квартир N 1, 2, 3, расположенных по адресу: Тверская область, город Торжок, Калининское шоссе, дом 11.
Наличие задолженности за услуги по газоснабжению квартиры N 2 в доме N 11 по Калининскому шоссе города Торжка Тверской области в сумме 12 205 руб. 38 коп. послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие письменного договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что собственником квартиры N 2 в доме N 11 по Калининскому шоссе города Торжка Тверской области является ответчик.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп (далее - Положение), Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в сфере имущественных и земельных отношений и в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Тверской области и нужд бюджетных учреждений Тверской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных областных исполнительных органов государственной власти Тверской области и территориальных исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области.
В силу пункта 8 Положения основной задачей Министерства является осуществление полномочий собственника государственного имущества Тверской области.
В пункте 13 указанного Положения закреплено, что Министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривается, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещение вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
С учетом изложенного, по искам к субъекту Российской Федерации - Тверской области Министерство, являясь представителем субъекта, в силу положений пункта 1 статьи 125 ГК РФ и пункта 3 статьи 158 БК РФ выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 210 ГК РФ, части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В данном случае, Министерство является надлежащим процессуальным ответчиком, представляющим интересы Тверской области в рамках спорных правоотношений.
Факт оказания услуг по газоснабжению квартиры N 2 в доме N 11 по Калининскому шоссе города Торжка Тверской области в период с 01.09.2010 по 31.05.2013 подтверждается материалами дела.
Расчет долга, произведенный истцом и впоследствии проверенный судом первой инстанции, соответствует материалам дела и является правильным. Он произведен истцом исходя из показаний прибора учета, установленного в квартире N 1, с учетом отапливаемой площади квартир N 1, 2, 3, и не зависит от начала и окончания отопительного сезона.
Ответчик, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не доказал, что расчет задолженности, произведенный истцом, не соответствует нормам действующего законодательства и не представил своего расчета стоимости газа за спорный период.
Учитывая, что факт нарушения обязательств по оплате поставленного в спорный период газа и наличие задолженности в заявленной истцом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, ее отсутствия или наличия в ином размере последний не представил, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания долга в полном объеме.
На основании изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2013 года по делу N А66-11375/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Судья |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11375/2013
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Тверь"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Третье лицо: Волков Владимир Иванович, Орлова Лидия Васильевна, Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области