город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2014 г. |
дело N А32-16293/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
М.А. Костенко
при участии:
от ОАО "РЖД": представитель Игнатенко А.С. по доверенности от 24.12.2013
от ОАО "Туапсинский морской торговый порт": представитель Деревенец И.В. по доверенности от 02.07.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-16293/2013 о взыскании задолженности по иску ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
(г. Туапсе ИНН 2322001997/ ОГРН 1022303274674) к ответчику ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
(г. Ростов-на-Дону, ИНН 7708503727/ ОГРН 1037739877295) принятое в составе судьи Мигулиной Д.А.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" (далее - истец, порт) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (далее - ответчик) о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов в размере 1 163 580 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-16293/2013 взыскана с ОАО "Российские железные дороги" в лице СКЖД в пользу ОАО "Туапсинский морской торговый порт" задолженность в размере 1 163 580 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 635,8 руб.
Не согласившись с решением суда от 05.08.2013 по делу N А32-16293/2013 ОАО "Российские железные дороги" в лице СКЖД обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя апелляционную жалобу, ответчик указал, что в п. 12 Тарифного руководства N 2 прямо предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику и, соответственно, при заключении договора от 24.01.2012 N 85/4 стороны предусмотрели возможность взимание платы за использование пути общего пользования на основании указанного пункта Тарифного руководства. Портом не доказана вина перевозчика в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. Все вагоны находились на путях общего пользования ст. Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от порта, что подтверждается актами общей формы и графиками занятости выставочных путей N 5 и N 6.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-16293/2013 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ОАО "Туапсинский морской торговый порт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24 января 2012 года между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (порт) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги N 85/4, на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом ОАО "ТМТП", арендуемым у ОАО "РЖД".
Согласно п.5.1 договора N 85/4 от 24.01.2012, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей N 5 и N 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "ТМТП" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная.
В соответствии с п. 6 договора N 85/4 от 24.01.2012, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов.
По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта N N 11, 13 - до предельного столбика стрелки N 225, путей NN 14, 15 - до грузового фронта N 16, путей NN 16-23, 17-21 - до грузового фронта N 15, пути N 20 - до предельного столбика стрелки N 232, путей NN18, 19 - до грузового фронта N1.
Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженных или 50 порожних, весом не более 3690 тонн.
Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта.
Согласно п. 12 договора N 85/4 от 24.01.2012, на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ТМТП" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 час.
В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования ОАО "ТМТП" под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленном на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона ПОРТУ под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10,0 час. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и, указанное в акте фГУ-23, исключается при исчислении срока оборота вагонов.
Как следует из материалов дела, в период с июня по август 2012 на путях порта в ожидании уборки находилось 2 240 вагонов с различными грузами, на которые поданы уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку: (N N 3037, 3023, 3042, 3058, 3066, 3067,2924, 2934, 2938, 2949, 2979, 2982, 2996, 2854, 2863, 2856, 2855, 2865, 2873, 2890, 3005, 3014, 3015, 3017, 2807, 2804, 2808, 2814, 2816, 2832, 2830, 2841, 2842, 2611, 2667, 2671, 2674, 2779, 3108, 3111, 3133, 3132, 3134, 3155, 2979, 2982, 2996, 2854, 2863, 2856, 2855, 2865, 2873, 2890, 3005, 3014, 3015, 3017, 2807, 2804, 2808, 2814, 2816, 2832, 2830, 2841, 2842, 2611, 2667, 2671, 2674, 2779, 3108, 3111, 3133, 3132, 3134, 3155, 3176, 3189, 3190, 3199, 3200, 3029, 3214, 3213, 3212,3292, 3298, 3321, 3305, 3309, 3408, 3419, 3425, 3438, 3227, 3242, 3253, 3342, 3343, 3346, 3349, 3376, 3256, 3268, 3267, 3270, 3277, 3280, 3419, 3236, 3238, 3239, 3273, 3276, 3308, 3395, 3549,3270, 3277, 3280, 3419, 3236, 3238, 3239, 3273, 3276, 3308, 3395, 3549,546, 3555, 3556, 3557, 3558, 3563, 3564, 3567, 3570, 3568, 3571, 3575, 3576, 3594, 3596, 3597, 3377, 3379, 3381,3382, 3386, 3387, 3388, 3284, 3285, 3300, 3302, 3311, 3316, 3314, 3323, 3327, 3329, 3443, 3447, 3449, 3454, 3455, 3475, 3477, 3478, 3480, 3481, 3498, 3508, 3510, 3600, 3602, 3605, 3610, 3626, 3639, 3547, 3332, 3640, 3644, 3655, 3650, 3654, 3674, 3681, 3686, 3689, 3690, 3607, 3699, 3706,3707, 3719, 3720, 3729, 3722, 3728, 3731, 3733, 3737, 3743, 3744, 3745, 3748, 3753, 3755, 3759, 3760, 3767, 3768, 3770, 3771, 3774, 3775, 3778, 3781, 3783, 3784, 3785, 3795, 3802), однако, вагоны перевозчиком в течение двух часов после уведомления не подавались.
В связи с нахождением груженых вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23: N 4/2658 от 15.06.12 г., NN 4/2716, 4/2718 от 17.06.12 г., N 4/2723 от 18.06.12 г., N4/2834 от 22.06.12., NN 4/2848, 4/2850, 4/2853, 4/2857, 4/2862 от 23.06.12 г., NN 4/2872, 4/2874, 4/2881, 4/2883 от 24.06.12 г., NN 4/2898, 4/2913, 4/2914, 4/2915 от 25.06.12 г, NN 4/2916, 4/2927, 4/2928, 4/2935, 4/2936 от 26.06.12 г., N4/2940/1 от 27.06.12 г., N 4/2967/1 от 28.06.12 г., NN 4/2983, 4/2985 от 29.06.12 г., NN 4/2994, 4/2998, 4/3005 от 30.06.12 г, NN 4/3010, 4/3021 от 01.07.12 г., NN 4/3032, 4/3038, 4/3039,4/3041 от 02.07.12 г., NN 4/3052, 4/3063, 4/3065 от 03.07.12 г, NN 4/3082, 4/3084, 4/3085 от 05.07.12 г., NN 4/3123, 4/3127 от 08.07.12 г., NN 4/3140, 4/3144, 4/3145 от 09.07.12 г., N 4/3157 от 10.07.12 г., N 4/3172, 4/3184, 4/3185 от 11.07.12 г., NN 4/3197, 4/3198, 4/3205, 4/3210, 4/3212, 4/3213 от 12.07.12 г., NN 4/3224, 4/3238, 4/3239, 4/3240 от 13.07.12 г., NN 4/3244, 4/3259, 4/3260 от 14.07.12 г, NN 4/3270, 4/3271, 4/3273, 4/3281, 4/3282, 4/3284, 4/3285, 4/3288, 4/3289, 4/3294, 4/3314, 4/3317 от 15.07.12 г., NN 4/3303, 4/3319, 4/3321, 4/3322, 4/3326, 4/3327, 4/3328 от 16.07.12 г., NN 4/3330, 4/3331, 4/3337,4/3338, 4/3340, 4/3346 от 17.07.12., NN 4/3348, 4/3353, 4/3354, 4/3360, 4/3361, 4/3382 от 18.07.12 г., NN 4/3383, 4/3384, 4/3390 от 19.07.12 г., NN4/3394, 4/3401, 4/3402, 4/3406, 4/3408 от 20.07.12 г., NN 4/3420, 4/3429 от 21.07.12 г, NN 4/3435, 4/3437, 4/3441 от 22.07.12 г., NN 4/3442, 4/3445, 4/3456, 4/3457 от 23.07.12 г., NN 4/3465, 4/3469, 4/3470, 4/3471, 4/3477 от 24.07.12 г., NN 4/3486, 4/3504, 4/3505 от 25.07.12 г., NN 4/ 3537, 4/ 3538, 4/3539,4/3546, 4/3548, 4/3549, 4/3552 от 27.07.12 г., NN 4/3562, 4/3563, 4/3565, 4/3571, 4/3572, 4/3583, 4/3584, 4/3585 от 28.07.12 г., NN 4/3596, 4/3597, 4/3599 от 29.07.12 г., 4/3643, 4/3603, 4/3605, 4/3608 от 30.07.12 г., NN 4/3615, 4/3637, 4/3642, 4/3645,4/3653,4/3649, 4/3652 от 01.08.12 г, NN 4/3668 от 02.08.12 г., NN 4/3675, 4/3677, 4/3684, 4/3683 от 03.08.12 г., NN 4/3691, 4/3692, 4/3701, 4/3706 от 04.08.12 г., NN 4/3724, 4/3728, 4/3729, 4/3740, 4/3736, 4/3747, 4/3745 от 05.08.12 г., NN 4/3752, 4/3758, 4/3759, 4/3760, 4/3763, 4/3766, 4/3767, 4/3777, 4/3779 от 06.08.12 г., NN 4/3790, 4/3791, 4/3793,4/3801, 4/3083, 4/3804, 4/3808, 4/3812, 4/38130, 4/3815, 4/3816 от 07.08.12 г., 4/3835 от 08.08.12 г., 4/3843 от 09.08.12 г.
Акты подписаны портом с возражениями о том, что "ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны, а также, что вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов с момента запланированной подачи.
ОАО "ТМТП" предъявило перевозчику претензию о выплате штрафа за задержку подачи вагонов за исх. N 407-ДЖ от 09.10.2012 на сумму 1 163 580 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 23.11.2012 за исх. NЮпр-12/5135.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для предъявления ОАО "ТМТП" встречного искового заявления.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования порта, исходя из следующего.
Согласно статье 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Как следует из п. 6 договора от 24.01.2012 N 85/4, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 и N 6 парка "В" станции Туапсе в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта NN11,13 - до предельного столбика стрелки N225, путей NN14, 15 - до грузового фронта N16, путей NN 16-23, 17-21 - до грузового фронта N15, пути N20 - до предельного столбика стрелки N232, путей NN18,19 - до грузового фронта N1.
Согласно разделу 5 договора N 85/4 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов в порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в Порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 мин после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта.
Занятость и свободность выставочных путей N 5 и N 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции.
Учитывая положения пунктов 5.1. и 5.2. договора N 85/4, вагоны должны быть поданы через 2 часа после получения портом факсимильного сообщения о подаче вагонов. В уведомлении содержится информация о времени планируемой подачи, номерах подаваемых вагонов, роде и марке груза (при наличии сведений в перевозочном документе), порядке расположения в маневровой передаче.
Поданные на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции.
Согласно пункту 17.4. договора N 85/4 в течение каждой рабочей смены оперативный обмен информацией и взаимодействие по руководству транспортным процессом на станции Туапсе-Сортировочная и на территории порта осуществляется маневровым диспетчером станции и сменным диспетчером порта.
В соответствии с пунктом 17.6. договора N 85/4 при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается Портом не позднее, чем за один час до начала приема указанных в отказе вагонов.
При проверке расчета штрафов судом установлено, что по каждому случаю нарушения сроков подачи вагонов под выгрузку, составлены акты общей формы, представленные в материалы дела. Нарушение сроков подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов: N N 14386, 14423, 14424, 14447, 14548, 14459, 14564, 14576, 14580, 14604, 14607, 14610, 14615, 14625, 14633, 14660, 14664, 14670, 14714, 14734, 14738, 14741, 14743, 14764, 14776, 14790, 14804, 14819, 14822, 14839, 14843, 14850, 14869, 14872, 14876, 14880, 14941, 14942, 14965, 14966, 14995, 15010, 15033, 15056, 15063, 15066, 15067, 15069, 15101, 15102, 15109, 15111, 15113, 15114, 15117, 15119, 15126, 15130, 15141, 15148, 15159, 15160,15169,15162, 15164,15170, 15183, 15185,15191, 15192, 15202,15219, 15266, 15240, 15241, 15245, 15246, 15296, 15339, 15346, 15350, 15352, 15355, 15359, 15362, 15370, 15374, 15375, 15382, 15388, 15395, 15266, 15296, 15299, 15268, 15279, 15301, 15309, 15311, 15312, 15417, 15359, 15390, 15395, 15438, 15439,15339,15434,15439, 15443, 15449, 15455, 15457, 15475, 15484, 15487, 15495, 15502, 15503, 15506, 15508, 15510, 15512, 15517, 15526, 15536, 15538, 15556, 15560, 15579, 15584, 15588, 15596, подписанных представителями обеих сторон, уведомлениями ОАО "Туапсинский морской торговый порт", а также графиками занятости выставочных путей NN5 и 6.
Время окончания задержки (графа N 7 расчета истца) принято на основании графика занятости выставочных путей, которое фиксирует фактическое время подачи вагонов на пути порта.
Положение на выставочных путях фиксируется графиком занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт", который в соответствии с пунктом 5.1.Договора N 85/4 заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах и подписывается приемосдатчиком станции и техником по вагонным операциям порта. Занятость выставочного пути фиксируется сплошной линией.
В графиках занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт", составленными перевозчиком. и подписанными портом, зафиксируется время занятости выставочных путей N 5 и 6.
При этом даже в случае занятости указанных путей ответчиком не представлено доказательств невозможности подачи вагонов под выгрузку на внутриподъездные пути в срок, указанный в уведомлениях, что допускается пунктом 6 договора.
Изложенное свидетельствует о том, что факта невозможности подачи указанных в акте вагонов не было. Следовательно, вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика.
Перевозчик не выполнил обязательства по подаче вагонов, предусмотренные договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов, не произвел своевременно подачу вагонов, на которые им были переданы уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку.
При расчете штрафа истцом произведено округление времени задержки, указанное в графе N 9 расчета штрафа, в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ, согласно которой задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до 1 часа принимается за полный час.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обоснованность требований истца подтверждена совокупностью представленных доказательств. Представленные суду письменные доказательства правомерно оценены с учетом требований статей 67, 68, 71 и 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Поскольку ответчик не представил доказательств невозможности подачи вагонов ко времени, указанном в уведомлениях, по вине порта, либо оплаты штрафа в искомом размере, требования истца о взыскании 1 163 580 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Согласно разъяснению, указанному в пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Положения пункта 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 г. N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривают, что при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др. Для того чтобы применить указанную статью арбитражный суд должен располагать данными, позволяющими установить явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (о сумме основного долга, о возможном размере убытков, об установленном в договоре размере неустойки и о начисленной общей сумме, о сроке, в течение которого не исполнялось обязательство, и др.).
Оценив в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований применения норм статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют основания явной несоразмерности взысканного штрафа.
Перевозчик не предоставил доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства.
Предъявленная истцом ко взысканию сумма неустойки основана на положениях ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в соответствии с положениями пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации является законной неустойкой.
Согласно пункту 2 названной статьи размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Буквальное толкование положений указанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что законодатель допускает изменение такой неустойки только в сторону ее увеличения, но не снижения или отмены.
При таких обстоятельствах, поскольку предъявленный ко взысканию штраф предусмотрен Уставом железнодорожного транспорта, то есть законодателем он определен с учетом возможных потерь от простоя вагонов, доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, для снижения законной неустойки судом не установлено.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-16293/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16293/2013
Истец: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
Ответчик: ОАО "Росийские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские Железные Дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице СКЖД, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3836/14
05.03.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16453/13
13.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7812/13
04.10.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16453/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16293/13