город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2014 г. |
дело N А32-36361/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
судей И.Г. Винокур, А.Н. Стрекачёва
при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2013 по делу N А32-36361/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфотек Ново" к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края; УФНС по Краснодарскому краю о признании недействительным решения принятое в составе судьи Орловой А.В.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инфотек Ново" (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС по г. Новороссийску (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края N 76369 от 20.07.2012 г. в части доначисления ООО "Инфотек Ново" налога на добавленную стоимость в сумме 410 100 рублей.
Решением от 08.11.2013 суд признал недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края N 76369 от 20.07.2012 г. в части доначисления ООО "Инфотек Ново" налога на добавленную стоимость в сумме 410 100 рублей. С Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края в пользу ООО "Инфотек Ново" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт
Через канцелярию суда от ООО "Инфотек Ново" поступило ходатайство, оформленное в виде заявления, согласно которому общество пояснило, что требования заявлены к ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, к УФНС России по Краснодарскому краю требования не заявлялись, в связи с чем общество ходатайствует о прекращении производства по делу в части требований к Управлению.
Суд определили рассмотреть ходатайство в совещательной комнате.
Через канцелярию суда от ООО "Инфотек Ново" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку заявитель не обосновал необходимость личного участия в судебном заседании представителя общества.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции полагает ходатайство ООО "Инфотек Ново" о прекращении производства по делу в части требований к Управлению подлежащим удовлетворению, решение суда первой инстанции в данной части следует изменить, производство по делу в отношении УФНС России по Краснодарскому краю прекратить. При этом апелляционная коллегия учитывает, что согласно материалам дела обществом требования действительно заявлены только к ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, к УФНС России по Краснодарскому краю требования не заявлялись.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, представленной ООО "Инфотек Ново" 05.03.2012.
По материалам проверки 20.06.2012 составлен акт N 43610 камеральной налоговой проверки.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и материалов проверки ИФНС по г. Новороссийску вынесено решение N 76369 от 20.07.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "Инфотек Ново" предложено уплатить недоимку по НДС в размере 479 986 рублей.
В порядке, предусмотренном п. 5 ст. 101.2 НК РФ общество обратилось с апелляционной жалобой на не вступившие в силу решения налогового органа в УФНС России по Краснодарскому краю.
Управлением ФНС по Краснодарскому краю 28.08.2012 года вынесено решение N 20-12-898 в соответствии с которым, жалоба ООО "Инфотек Ново" оставлена без удовлетворения, решение ИФНС по г. Новороссийску N76369 от 20.07.2012 оставлено без изменения.
Заявитель, не согласившись с указанным решением ИФНС по г. Новороссийску N 76369 от 20.07.2012, обратился в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов.
Судебной коллегией установлено, что инспекцией соблюдена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, 05.03.2012 ООО "Инфотек Ново" представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2011 года. Согласно декларации сумма налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг) обоснованность применения налоговой ставки "0" процентов по которым подтверждена, по данным налогоплательщика составила 971 368,00 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что представленные Обществом документы в подтверждение налоговой ставки "0" процентов в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных обществом контрагенту ООО "Татнефть - АЗС Центр" на общую сумму 2 666 587,56 руб., не соответствуют требованиям ст. 164 НК РФ, в результате чего Инспекцией доначислен НДС в сумме 479 986,00 руб.
Из приложенных в порядке п. 3.1. ст. 165 НК РФ к декларации документов следует, что обществом осуществлены операции в проверяемом периоде по перегрузке грузов с судов типа река-море на танкер "NS Bravo" или Субститут (далее танкер-накопитель), находящийся на рейдовом перегрузочном месте рейдового перегрузочного района "Таманский" порта Кавказ, услуги приема, хранения и перегрузки нефтепродуктов на иностранные суда.
Предметом рассматриваемого спора является применение абзаца четвертого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 (в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ) Налогового кодекса Российской Федерации. При этом судом установлено, что арифметические разногласия, а также разногласия по фактическим обстоятельствам дела (реальность договоров, отправка товара на экспорт, реальное исполнение договоров, перечень оказанных налогоплательщиком услуг) между сторонами отсутствуют.
Налоговый орган исходил из того, что анализ условий договоров, заключенных обществом на оказание транспортно-экспедиционных услуг, опровергают факт непосредственного участия общества в организации международной перевозки. Услуги оказаны обществом при фактическом перемещении товара на территории РФ. Деятельность заявителя облагается по ставке 0% при оказании им транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции, а применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг юридическим лицом, не организующим международную перевозку вывозимых за пределы территории РФ товаров, нормами п.1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено.
Отклоняя доводы инспекции, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
До 01.01.2011 года в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (утратил силу с 01.01.2011 на основании Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") по ставке НДС 0 % облагались, в частности, работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также "работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров...".
С 01.01.2011 в ст. 164 НК РФ установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых в ст.165 НК РФ предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (здесь и далее, если не указано иное, нормы НК РФ приведены в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") налогообложение НДС производится по ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Согласно абз. 3 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги (далее - ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 % по НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, т.е. налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 "под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации".
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги "по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок" и на ТЭУ, "оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки". При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся "участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора".
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в спорном периоде (4 квартал 2011 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого "перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату" (статья 785 ГК РФ).
Однако НК РФ в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% только случаями международной перевозки, как указано выше. Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого "одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой".
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". При этом, согласно п.1 ст.805 ГК РФ, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц".
Однако НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В пункте 2 статьи 801 ГК РФ законодатель разделил понятия "экспедитор" и "перевозчик", указав, что правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Необходимо также иметь ввиду, что ГК РФ установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (статья 798 ГК РФ). В соответствии с указанной статьей "Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки".
Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но как было отмечено выше, договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абз.2 п.1 ст. 801 ГК РФ).
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами ГК РФ, позволяет сделать следующие выводы:
1) в п.1 ст. 164 НК РФ законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0% закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации;
2) в отношении ТЭУ - налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании таких услуг, если они: оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором;
3) если бы законодатель имел в виду иное, то в ст. 164 НК РФ было бы указание на ТЭУ по организации международной перевозки, а в п.3.1 ст. 165 НК РФ среди подлежащих предоставлению в налоговый орган документов был бы упомянут договор, заключенный экспедитором "от своего имени или от имени клиентов, на перевозку товара между двумя пунктами, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации".
Для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС до 01.01.2011 года существенное значение имел факт помещения товара, в отношении которого оказывалась услуга под таможенный режим экспорта и вывоза этого товара за пределы Российской Федерации, а после 01.01.2011 года - существенным условием для применения этими же налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что условием применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% по НДС в рамках пп.21. п.1 ст.164 НК РФ является в частности, то обстоятельство, что "налогоплательщик в рамках договора транспортной экспедиции должен оказывать услуги по организации международной перевозки товаров".
Связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы настоящего дела документами.
Применение предусмотренной подп. 2.1. п.1 ст. 164 НК РФ нулевой ставки по НДС допустимо в отношении перечня услуг, характеристика которых предусмотрена разделом 3 ГОСТ Р 52298-2004. Оказанные ООО "Интотек Ново" услуги в полной мере подпадают под перечень ТЭУ, предусмотренных ГОСТ Р 52298-2004.
Согласно названному ГОСТ в целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии с пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что во 4 квартале 2011 года общество применило налоговую ставку 0% по налогу на добавленную стоимость по услугам, оказанным по следующим договорам:
договор N 2011-196/01-ВЭД от 16 мая 2011 года с ООО "Татнефть-АЗС Центр";
договор N 13-10/1103-9 от 03 ноября 2011 года с ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" на оказание услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию нефтеналивных грузов.
Предметом договора N 2011-196/01-ВЭД от 16 мая 2011 года является оказание экспедитором (то есть обществом) комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с организацией перевалки топлива технологического экспортного (топливо нефтяное), мазута топочного, топлива печного бытового и вакуумного газойля.
По указанному договору оказывались следующие услуги: организация обеспечения перевалки груза клиента за счет клиента через танкер-накопитель, находящийся на рейдовом перегрузочном месте рейдового перегрузочного комплекса "Таманский" порта Кавказ (далее танкер-накопитель), поставляемого клиентом на экспорт, организация транспортно-экспедиторского обслуживания (далее ТЭО) груза клиента при перевалке через танкер-накопитель оформление товарно-транспортных документов, деклараций о транспортных характеристиках наливного груза, сертификатов, паспортов и иных разрешений государственных органов, необходимых для организации экспортной перевалки груза клиента через танкер-накопитель, обеспечение ведения учета поставляемого для перевалки груза клиента и регулярная сводка с сюрвейером, представление клиента в таможенном органе, на танкере-накопителе и в порту, а также выполнение всех письменных поручений клиента, или лиц, которых он представляет на основании выданной клиентом доверенности, оформление в таможенном органе поручений на погрузку груза клиента с последующей выдачей их на танкер-накопитель и направлением клиенту, выполнение других необходимых действий, связанных с организацией перевалки груза клиента через танкер-накопитель, оформление грузовых (судовых) и иных документов для клиента или для лиц, которых он представляет, выполнение иных письменных поручений клиента, не предусмотренных в условиях договора по отдельному заданию (письменной заявке).
Предметом договора N 13-10/1103 от 03 ноября 2011 года является оказание Экспедитором (то есть обществом) комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с организацией перевалки топлива технологического экспортного (топливо нефтяное), мазута топочного, топлива печного бытового и вакуумного газойля.
По указанному договору оказывались следующие услуги: организация обеспечения перевалки Груза клиента за счет клиента через танкер-накопитель, находящийся на рейдовом перегрузочном месте рейдового перегрузочного комплекса "Таманский" порта Кавказ (далее танкер-накопитель), поставляемого клиентом на экспорт, организация транспортно-экспедиторского обслуживания (далее ТЭО) груза клиента при перевалке через танкер-накопитель, оформление товарно-транспортных документов, деклараций о транспортных характеристиках наливного груза, сертификатов, паспортов и иных разрешений государственных органов, необходимых для организации экспортной перевалки груза клиента через танкер-накопитель, обеспечение ведения учета поставляемого для перевалки груза клиента и регулярная сводка с сюрвейер, представление клиента в таможенном органе, на танкере-накопителе и в порту, а также выполнение всех письменных поручений клиента, или лиц, которых он представляет на основании выданной клиентом доверенности, оформление в таможенном органе поручений на погрузку груза клиента с последующей выдачей их на танкер-накопитель и направлением клиенту, выполнение других необходимых действий, связанных с организацией перевалки груза клиента через танкер-накопитель, оформление грузовых (судовых) и иных документов для клиента или для лиц, которых он представляет, выполнение иных письменных поручений клиента, не предусмотренных в условиях договора по отдельному заданию (письменной заявке).
Таким образом, за 4 квартал 2011 года обществом по указанным договорам оказано транспортно-экспедиторских услуг в отношении груза на сумму 2 278 330,54 рублей. Обществом применена налоговая ставка 0 процентов. Инспекцией начислен налог по ставке 18% в сумме 410 100 рублей.
Согласно пункту 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 названного Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг.
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются:
-копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;
-копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество вместе с декларацией представило в налоговый орган пакет документов, необходимый подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа о непредставлении всех необходимых документов для подтверждения ставки "0" процентов.
Вместе с тем в обоснование своей правовой позиции налоговый орган указывает, что подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, реализация которых предполагает в целях исчисления налога на добавленную стоимость применение ставки налога в размере 0 процентов. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием-выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Однако содержание каждого конкретного вида транспортно-экспедиционных услуг положениями подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не раскрыто. В связи с чем в соответствии с положениями статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо учитывать понятия, содержащиеся в Национальном стандарте Российской Федерации "Услуги транспортно-экспедиторские" (ГОСТ Р 52298-2004), утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиционные. Общие требования" услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом:
-участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
-оформление документов, прием и выдача грузов;
-завоз-вывоз грузов;
-погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
-информационные услуги;
-подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
-страхование грузов;
-платежно-финансовые услуги;
-таможенное оформление грузов и транспортных средств;
-прочие транспортно-экспедиторские услуги.
Понятие и предмет договора транспортной экспедиции определен в статье 801 ГК РФ, в соответствии с которой экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, законодатель, определяя предмет договора, предусматривает, что экспедитор может фактически исполнить услуги, связанные с перевозкой груза, или только определить, согласовать и проконтролировать выполнение мероприятий, направленных на решение задач, предусмотренных договором. То есть можно говорить, что требования, предъявляемые заказчиком (клиентом) к экспедитору, а, следовательно, и варианты его поведения могут существенно отличаться.
Согласно статье 801 ГК РФ, среди услуг, оказываемых по договору транспортной экспедиции, можно выделить следующие:
-организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом;
-заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
-обеспечение отправки и получение груза;
-получение требующихся для экспорта или импорта документов;
-выполнение таможенных и иных формальностей;
-проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
-уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
-хранение груза;
-выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой, и иных операций и услуг, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Гражданское законодательство не содержит запрета на заключение договора транспортно-экспедиторских услуг в отношении перевозимого товара только в отношении части маршрута, по которому осуществляется перевозка товара.
Статей 805 ГК РФ предусмотрено, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Оказанные обществом поименованные выше услуги, соответствуют перечню, указанному в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, с учетом положения статьи 4 Федерального закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 г. "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", характеристик данных услуг содержащихся в национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 г., N 148-ст.
Таким образом, вывод налогового органа о правомерности применения ставки 0% только лишь при наличии условия о непосредственном участии налогоплательщика в организации международной перевозки (наличие договоров перевозки) противоречит положениям действующего законодательства. Указанный довод судом отклоняется.
Из представленных в материалы дела первичных документов следует, что общество в рамках вышеуказанных договоров оказало следующие услуги:
- организация обеспечения перевалки груза с судна на танкер-накопитель и впоследствии на судно;
-получение требуемых для экспорта документов
-выполнение таможенных формальностей
-проверка количества и состояния груза
-оформление товарно-транспортных документов
-оформление сертификатов (в том числе сертификатов происхождения)
-организация выпуска сертификата (которая в соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТа относится к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов).
-услуги по оформлению документов (оформление исходящей документации для получения сертификатов, в том числе сертификата происхождения, а также документов, необходимых для получения декларации соответствия; подготовка и полное оформление коносамента, поручения на погрузку, штурманской расписки, манифеста;
-информационные услуги, включающие уведомление о погрузке груза на борт судна.
Понятие перевалки дано в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, что под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Отражая в счетах-фактурах услуги по перевалке грузов, общество фактически имело ввиду выполненные погрузочно-разгрузочные работы, которые включены в перечень транспортно-экспедиционных услуг, содержащийся в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 261 -ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов представляет собой комплексный вид услуг и/или работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении. Понятие перевалки как комплекс услуг по перегрузке грузов из одного вида транспорта в другой позволяет отнести его к погрузо-разгрузочным и складским услугам, указанным в пункте 3.1.4 ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиционные. Общие требования"
Следовательно, понятие перевалки грузов, включающее в себя оборот: "при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении", соответствует формулировке статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации: "при организации международной перевозки". В счетах-фактурах, выставляемых заявителем контрагентам, в перечне оказываемых услуг общество отражало транспортно-экспедиционное обслуживание применительно к конкретному виду экспортируемого груза.
Оценив представленные обществом в материалы дела документы, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и вышеперечисленных нормативных актов, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что для целей применения положений подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации международная перевозка представляет собой перевозку любым видом или видами транспорта в смешанном (как прямом, так и непрямом) сообщении, при которой пункт отправления или пункт назначения находится за пределами Российской Федерации.
Данный подход следует из правовой природы договора транспортной экспедиции и буквального толкования подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 и пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в совокупности.
Как уже указывалось, в пункте 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской также предусмотрены особенности формирования комплекта транспортных, товаросопроводительных документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар.
Как правомерно указал суд первой инстанции, к представленной обществом в инспекцию налоговой декларации за 4 квартал 2011 года налогоплательщиком приложены все необходимые документы в подтверждение права на применение ставки 0% НДС, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обществом в материалы дела представлены поручения на погрузку, коносаменты, сертификаты происхождения, карго-манифесты, отчеты о выдаче товаров, счета фактуры и акты выполненных работ. Из представленных документов видно, что пункт отправления находится на территории Российской Федерации, пункт назначения - за ее пределами. Имеются отметки таможенного органа "выпуск разрешен", "вывоз разрешен". Следовательно, перевозка имеет характер международной.
В свою очередь услуги, оказанные ООО "Инфотек Ново" контрагентам, относятся к товарно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки и соответствуют требованиям ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования".
Факт того, что в момент оказания обществом соответствующих услуг перевозимый товар был помещен под таможенный режим экспорта, предполагающий убытие товара с таможенной территории России, инспекцией в решении под сомнение не ставится и в ходе рассмотрения по делу не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что экспедируемые заявителем товары (мазут, вакуумный газойль) являются объектами внешнеторговых сделок и транспортно-экспедиционное услуги, предоставляемые обществом, по смыслу подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации осуществлены в рамках международной перевозки.
Предоставленный заявителем в налоговый орган комплект документов подтверждает, что оказанные ООО "Инфотек Ново" транспортно-экспедиционные услуги неразрывно и непосредственно связаны с процессом транспортировки товаров, ее организацией, без выполнения которых международная перевозка товаров невозможна. Довод налогового органа о том, что общество не принимало непосредственного участия в организации международной перевозки, так как не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем, отклоняется. Необходимость наличия у общества статуса грузоотправителя, грузополучателя либо перевозчика груза законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что экспедируемые заявителем товары являются объектами внешнеторговых сделок и транспортно-экспедиционное услуги, предоставляемые обществом, по смыслу подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ осуществлены в рамках международной перевозки, у налогового органа отсутствовали основания для отказа обществу в применении ставки НДС 0% и для доначисления налога в сумме 253 098 руб.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2013 по делу N А32-36361/2012 изменить. Производство по делу в отношении УФНС по КК прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2013 по делу N А32-36361/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36361/2012
Истец: ООО "Инфотек Ново"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, УФНС по Краснодарскому краю
Третье лицо: ИФНС России по г. Новороссийску, УВНС по КК
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2955/15
25.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3651/14
06.03.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22308/13
08.11.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36361/12