г. Хабаровск |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А73-11484/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 27.12.2013
по делу N А73-11484/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска
об отмене постановления от 24.09.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска, отдела судебных приставов административный орган) от 24.09.2013, которым Министерство привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в рамках исполнительного производства N 11398/12/01/27.
Решением от 27.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании исполнительного листа от 27.12.2011 Серия ВС N 041047050, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска во исполнение решения от 16.12.2011 по делу 2-7219/11 об обязании Министерства предоставить Захарчуку Р.О. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающего санитарным требованиям, в пределах города Хабаровска, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска 06.03.2012 возбуждено исполнительное производство N 11398/12/01/27 в отношении должника - Министерства. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В ходе исполнения исполнительного документа должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес отдела судебных приставов от Министерства в ответ на требования поступали информационные письма о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
22.05.2012 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Иусовой О.Н. вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Министерством данное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.07.2012, оставленным без изменения Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 121092.2012, в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительного сбора отказано.
Требованием от 05.09.2013 N 11398/13/01/27 Министерству установлен новый срок до 16.09.2013 исполнения решения суда.
17.09.2013 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, судебным приставом-исполнителем Светлановой Е.В. в отношении Министерства составлен протокол N 288/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Министерство уведомлялось извещением от 05.09.2013 N 11398/13/01/27, врученным должнику 06.09.2013 под штамп входящей корреспонденции N 8983.
Определением от 17.09.2013, полученным Министерством 18.09.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.09.2013 на 16 часов 00 минут по адресу г. Хабаровск, ул. Кубяка, 20.
24.09.2013 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, должнику назначен административный штраф в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях и соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
В соответствие со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В силу статьи 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на исполнении находится исполнительный лист от 27.12.2011 серии ВС N 041047050 по делу N 2-7219/11, выданный Центральным районным судом г. Хабаровска о возложении обязанности на Министерство за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Захарчуку Р.О. благоустроенное жилое помещение.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес отдела судебных приставов от Министерства в ответ на требования поступали информационные письма одинакового содержания, а именно, о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске
По состоянию на 24.03.2013 решение суда должником исполнено не было.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Обращение должника с заявкой в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартиры в г. Хабаровске для Захарчук Р.О. не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения. Общий срок неисполнения должником решения суда составил более одного года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Захарчук Р.О. благоустроенного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Министерство с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, в связи с невозможностью исполнения судебного акта, не обращалось.
Не представлено Министерством и доказательств о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а именно кредит в банке для покупки квартиры в целях исполнения решения суда, неоднократные письменные обращения в Министерство для выделения средств для покупки квартиры и иных мер направленных на исполнение решений суда.
Предоставление жилого помещения только лишь после приобретения Министерством соответствующего жилого помещения свидетельствует о бездействии Министерства и нежелании в установленный законом срок исполнять решения суда и требования судебного пристава.
Ссылка должника на отсутствие свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Доводы Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании должника предоставить Захарчуку Р.О. благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, судом отклоняются ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отдела судебного пристава от 24.09.2013.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2013 по делу N А73-11484/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11484/2013
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска