город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2014 г. |
дело N А32-24688/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 по делу N А32-24688/2013, принятое в составе судьи Шепель А.А.,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1027739491669/ ИНН 7703019417),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510/ ИНН 2309090540)
при участии третьего лица: Автономной некоммерческой организации "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению",
о признании незаконным отказа в регистрации права оперативного управления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в котором просило:
-признать незаконным отказ в проведении государственной регистрации права оперативного управления ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" в лице Сочинского филиала на нежилые помещения Офис N 2 условный номер 23-23-50/037/2007-283 площадью 65,10 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б", на втором этаже 13-ти этажного здания многоквартирного жилого дома и Офис N 3, условный номер 23-23-50/037/2007-284, площадью 84,8 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б"
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права оперативного управления ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" на Офис N 2 условный номер 23-23-50/037/2007-283 площадью 65,10 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б", на втором этаже 13-ти этажного здания многоквартирного жилого дома и Офис N 3, условный номер 23-23-50/037/2007-284, площадью 84,8 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции необоснованно применил п. 1 ст. 299 ГК РФ, в соответствии с которым необходимым условием для регистрации прав оперативного управления является акт о закреплении имущества за учреждением и подтверждением регистрации прав государственной собственности на закрепляемое имущество. В данном случае имело место не закрепление недвижимости собственником имущества учреждения, а самостоятельное приобретение учреждением объектов недвижимости по сделке. Заявитель полагает, что применению подлежал п. 2 ст. 299 ГК РФ, согласно которому имущество приобретенное учреждением по договору пожертвования поступает в оперативное управление учреждения по основаниям, предусмотренным для возникновения права собственности, без специального распорядительного акта о закреплении такого имущества за учреждением. Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что по договору пожертвования имущество может передаваться только в собственность. Противоречат закону выводы суда первой инстанции об обоснованности отказа в государственной регистрации в связи с отсутствием в ЕГРП сведений о государственной собственности на пожертвованное учреждению имущество. В решении суда не указаны мотивы, по которым суд не принял предоставленные заявителем в качестве доказательств аналогичные договоры пожертвования недвижимого имущества, по которым осуществлена регистрация перехода прав.
В отзыве Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю апелляционную жалобу не признало, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, указав, что необходимым условием регистрации прав на закрепляемое государственное имущество является документальное подтверждение наличия права государственной собственности. Согласно сведениям ЕГРП, на объекты недвижимого имущества, представленные на государственную регистрацию права оперативного управления, право государственной собственности не зарегистрировано. Учреждение не может обладать данным имуществом на праве собственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, ул.Севастопольская, д.27б: офис, общей площадью 65,1 кв.м., номер на поэтажном плане 2, условный номер 23-23-50/037/2007-283, офис, общей площадью 84,8 кв.м., номер на поэтажном плане 3, условный номер 23-23-50/037/2007-284, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.04.2009, выписками из ЕГРП от 27.08.2013 (л.д.33, 34, 46, 47 т.1).
Согласно приказу АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению" от 07.11.2011 N 53 во исполнение приказа Росгидромета от 27.07.2010 N 243 принято решение о прекращении деятельности организации через филиалы с 01.12.2011. Согласно протоколу N 7 от 14.03.2013 заседания Правления АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению" принято решение передать безвозмездно (по договорам пожертвования) в ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" недвижимое имущество АНО "Метеоагентство Росгидромета" по прилагаемому перечню.
30.04.2013 г. между АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению" (жертвователь) и ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" (одаряемый) был заключен договор пожертвования N 30/2013. По условиям договора пожертвования жертвователь обязуется безвозмездно передать одаряемому нежилые помещения офис N 2 и офис N 3, расположенные на втором этаже 13-этажного здания многоквартирного жилого дома, расположенного г.Сочи, Центральный район, ул.Севастопольская, д.27б. Помещения передаются одаряемому для размещения сотрудников Сочинского филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" с целью организации и выполнения работ по подготовке и предоставлению организациям гражданской авиации, органам обслуживания воздушного движения метеорологической информации и услуг (пункты 1, 3 договора).
Помещения переданы одаряемому по акту приема-передачи, являющемуся приложением N 1 к договору пожертвования от 30.04.2013 N 30/2013.
13.06.2013 г. АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению" и ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" обратились к заинтересованному лицу за государственной регистрацией права оперативного управления по договору пожертвования на офис N 2 и офис N 3, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б".
Государственная регистрация прав на указанное имущество была приостановлена уведомлениями от 21.06.2013 в связи с отсутствием в ЕГРП сведений о регистрации права государственной собственности на офисы, расположенные по адресу: г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б".
Сообщениями от 22.07.2013 г. N 50/168/2013-149 и N 50/168/2013-150 Центрального отдела г.Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказано в государственной регистрации права оперативного управления ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" на спорные объекты на основании абзаца 4,10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. Отказы мотивированы тем, что согласно записям в ЕГРП на спорные объекты право государственной собственности не зарегистрировано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Пункт 3 статьи 9, пункт 1 статьи 13 и пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (п. ст.1 ст.16 Закона о регистрации).
В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из расписок о получении документов на государственную регистрацию прав от 13.06.2013 следует, что регистрирующему органу были переданы заявления АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению" и ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" о государственной регистрации, доверенности нотариальные от 07.05.2013, от 13.05.2013, договор пожертвования N 30/2013 от 30.04.2013 в 3 экземплярах, доверенность от 20.07.2011, свидетельство о государственной регистрации права от 01.04.2009, приказ N 21/1 от 20.03.2013, уставы от 01.12.2011, от 27.05.2011, дополнение к уставу от 19.06.2012, приказ N7 от 20.01.2011, протокол N 7 от 14.03.2013, свидетельства от 29.05.1998, от 31.10.2002, от 22.02.2012, от 28.06.2011, 07.09.2012, 05.11.2002, от 05.11.2001.
В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1). На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (пункт 2).
Доводы о том, что законодательством не предусмотрена передача вещи по договору пожертвования в оперативное управление, а учреждение не может обладать имуществом на ином праве, следовательно, регистрация права оперативного управления учреждения невозможна до регистрации права государственной собственности и принятия решения о его закреплении, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п.1 ст.296 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах; бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В силу ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Согласно п.1.1 устава Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребности государства, юридических и физически лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения. Учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 26 ФЗ "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в том числе, добровольные имущественные взносы и пожертвования. Положения данной статьи применяются в отношении казенных и бюджетных учреждений с учетом особенностей, установленных Законом для данных типов.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", как некоммерческая организация, созданная в форме бюджетного учреждения, отнесено к числу организаций, имеющих право на получение пожертвований в силу статьи 582 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (абзац 2 пункта 5 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Ввиду отсутствия оснований для признания договора пожертвования от 30.04.2013 N 30/2013 ничтожным, предусмотренные п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления заявителя на нежилые помещения: офис, общей площадью 65,1 кв.м., номер на поэтажном плане 2, условный номер 23-23-50/037/2007-283 и офис, общей площадью 84,8 кв.м., номер на поэтажном плане 3, условный номер 23-23-50/037/2007-284, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б", отсутствовали.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю, в порядке статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательства законности отказов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, изложенных в сообщениях от 22.07.2013 N 50/168/2013-149, N 50/168/2013-150.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
При обращении с заявлением в суд первой инстанции и с апелляционной жалобой заявитель уплатил государственную пошлину в размере 3000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 23.07.2013 N 7972580, от 11.11.2013 N 8792098 (л.д. 60 т.2).
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с заявлением и апелляционной жалобой подлежат возмещению заявителю за счет заинтересованного лица в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 по делу N А32-24688/2013 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510/ ИНН 2309090540) в проведении государственной регистрации права оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1027739491669/ ИНН 7703019417) на нежилые помещения: офис, общей площадью 65,1 кв.м., номер на поэтажном плане 2, условный номер 23-23-50/037/2007-283, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б", на втором этаже 13-ти этажного здания многоквартирного жилого дома; офис, общей площадью 84,8 кв.м., номер на поэтажном плане 3, условный номер 23-23-50/037/2007-284, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б" как не соответствующий пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510/ ИНН 2309090540) осуществить государственную регистрацию прав оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1027739491669/ ИНН 7703019417) на:
офис, общей площадью 65,1 кв.м., номер на поэтажном плане 2, условный номер 23-23-50/037/2007-283, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б",
офис, общей площадью 84,8 кв.м., номер на поэтажном плане 3, условный номер 23-23-50/037/2007-284, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Севастопольская, д. 27 "Б".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510/ ИНН 2309090540) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1027739491669/ ИНН 7703019417) судебные расходы в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24688/2013
Истец: ФГБУ "Авиаметтелеком росгидромета", ФГБУ "Главный центр инормационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ФГБУ "Главный центр инормационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в лице Сочинского филиала
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: АНО "Агенство Росгидромета по специализированному гидрометообеспечению, АНО Метеоагенство Росгидромета, АНО "Агенство Росгидромета по специализированному гидрометообеспечению (представитель Попов А. В.)
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15710/14
20.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4041/14
05.03.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20465/13
05.11.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24688/13