г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А56-45166/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Гилинского А.В. по доверенности от 28.08.2013 г., Ишутиной Н.Ф. по доверенности от 28.08.2013 г.,
от заинтересованных лиц: 1. Щербаковой М.Г. по доверенности от 27.12.2013 г.,
2. Омельченко Т.А. по доверенности от 06.12.2013 г.,
3. Шумайловой С.С. по доверенности от 09.01.2014 г.,
4. не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-646/2014) ЗАО "Терра Нова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2013 по делу N А56-45166/2013 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Терра Нова"
заинтересованные лица:
1) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
2) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
3) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга,
4) Санкт-Петербургское унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости"
о признании не5действительным решения об отказе в исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости
установил:
Закрытое акционерное общество "Терра Нова" (местонахождение: Санкт-Петербург, Пролетарской Диктатуры, 6, лит. А, ОГРН: 5067847029113, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу (местонахождение: г.Москва, Орликов пер., 10, стр.1, ОГРН 1027700485757) от 30.04.2013 г. N 78/13-5917 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
В целях восстановления нарушенного права Общество просило исключить из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым N 78:43:0000000:18 (ранее присвоенный кадастровый номер 78:43:043:18), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невская губа, участок 3 (западнее Васильевского острова, квартал 2), площадью 105954кв.м., вид разрешенного использования: для размещения административно-управленческих и общественных объектов, сведения за период с 18.05.2010 г. по 13.09.2012 г. о кадастровой стоимости данного участка в размере 625128600 руб. и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка за период с 18.05.2010 г. по 13.09.2012 г. равной 4905558040 руб. (с учетом уточнения заявления в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (местонахождение: г.Москва, Воронцово Поле ул., 4А, ОГРН 1047796940465), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга государственный орган исполнительной власти (местонахождение: г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62 ОГРН 1037843006431) и Санкт-Петербургское унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости".
Решением суда от 21.11.2013 г. в удовлетворении заявления отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции имеющимся в материалах дела доказательствам, указывает, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 625 128 600 рублей за период с 18.05.2010 г. до 13.09.2012 г. не могли быть признаны соответствующими сведениям в документах, на основании которых они вносились в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, Общество указывает, что выводы суда первой инстанции о том, что защита прав заявителя в настоящем споре возможна только в рамках искового производства, не соответствует статье 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и правовой позиции, изложенной в решении ВАС РФ от 28.06.2012 N ВАС-4569/12.
Заинтересованные лица - Кадастровая палата, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга представили отзывы, в которых возражали против доводов апелляционной жалобы и просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Кадастровой палаты, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга поддержали доводы, изложенные в представленных ими отзывах на апелляционную жалобу, и просили оставить ее без удовлетворения.
Законность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:43:043:18, с видом разрешенного использования - для размещения административно-управленческих и общественных объектов, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невская губа Финского залива, участок 3 (западнее Васильевского острова, квартал 2). Данный земельный участок был образован в результате раздела первоначального земельного участка с кадастровым номером 78:43:043:1 и 27.06.2008 г. учтен в государственном кадастре недвижимости. При постановке на кадастровый учет спорного земельного участка (27.06.2008 г.) его кадастровая стоимость была определена органом кадастрового учета в размере 490 558 040 рублей, что было отражено в кадастровом паспорте земельного участка N 4987 от 27.06.2008 года (т.1, л/д 37-41).
В 2011 году Обществом были получены кадастровые выписки в отношении спорного земельного участка, содержащие сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 18.05.2010 г. и 01.01.2011 г. В указанных выписках кадастровая стоимость спорного земельного участка была указана в размере 625 128 600 рублей (т.1, л/д 32-33).
Полагая, что правовые основания для изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 78:43:043:18 в спорный период отсутствовали, руководствуясь также письмом Росреестра от 18.03.2013 г. N 15-001733, Общество обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу с заявлением об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях.
Кадастровая палата по итогам рассмотрения заявления Общества приняла оспариваемое решение об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, указав на отсутствие у нее возможности проверки сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости с целью выявления наличия (отсутствия) технических ошибок, поскольку документы, на основании которых внесены оспариваемые сведения в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палате не передавались, расчет данной кадастровой стоимости ею не осуществлялся; действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность внесения в государственный кадастр недвижимости неактуальных сведений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ЗАО "Терра Нова", пришел к выводу, что внесение оспариваемых сведений в государственный кадастр недвижимости не может быть признано технической ошибкой, поскольку заявителем не доказано несоответствие сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 625 128 600 рублей сведениям в документах, на основании которых данные сведения вносились в государственный кадастр недвижимости, равно как и не представлено допустимых доказательств правильности определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 490 558 040 рублей. Также суд первой инстанции указал, что при расчете кадастровой стоимости земельного участка в размере 625 128 600 рублей уполномоченный орган руководствовался абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний N 222 с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для кадастрового квартала Василеостровского кадастрового района. Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о том, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты его права.
Апелляционный суд не может согласиться с указанными выше выводами суда первой инстанции и считает решение подлежащим отмене.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости. В силу части 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости. При этом, в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 23 указанного федерального закона при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости.
Общество представило в материалы дела кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 78:43:043:18 N 4987 от 27.06.2008 года (т.1, л/д 37-41), в котором была указана кадастровая стоимость в размере 490 558 040 рублей. Апелляционный суд полагает, что в силу части 2, части 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" представленный кадастровый паспорт является надлежащим и допустимым доказательством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствующем размере. Суд первой инстанции в оспариваемом решении не указал мотивы, по которым отклонил кадастровый паспорт N 4987 от 27.06.2008 года как доказательство внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 490 558 040 рублей (на 27.06.2008 г.), при том, что Заинтересованными лицами данное обстоятельство при рассмотрении настоящего дела не оспаривается. Более того, тот факт, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была изменена в 2010 году, установлен Кадастровой палатой и отражен в оспариваемом решении (т.1, л/д 22).
Таким образом, в государственный кадастр недвижимости на момент кадастрового учета спорного земельного участка (27.06.2008 г.) были внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 490 558 040 рублей, правомерность определения указанной кадастровой стоимости подтверждается материалами дела, в том числе справкой о цене земельного участка, выданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по состоянию на 23.11.2009 г. в (т.1, л.д.42). Заинтересованными лицами доказательств выявления технической или кадастровой ошибки в отношении сведений о кадастровой стоимости спорного участка в размере 490 558 040 рублей и их исправления в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", не представлено.
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка подлежал применению абзац 2 пункта 2.1.3. Методических указаний и, соответственно, кадастровая стоимость должна была определяться на основании удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала поселения, граничащего со спорным земельным участком (то есть, по удельному показателю квартала 2923 Василеостровского кадастрового района).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка при его постановке на кадастровый учет в соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, подлежала определению органом кадастрового учета на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
При этом в рассматриваемом случае, подлежал применению абзац первый пункта 2.1.3. Методических указаний, согласно которому (в редакции действовавшей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. На основании абзаца первого пункта 2.1.3. Методических указаний и с учетом утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 показателей органом кадастрового учета при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка кадастровый номер 78:43:043:18 была определена его кадастровая стоимость в размере 490 558 040 рублей, исходя из расположения указанного земельного участка в двух кадастровых кварталах (кадастрового квартала 10901 Морского кадастрового района и кадастрового квартала 2923 Василеостровского кадастрового района), и кода вида разрешенного использования - 8.
Абзац 2 пункта 2.1.3. Методических указаний предусматривает порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель поселений из состава иной категории. В рассматриваемом же случае определение кадастровой стоимости осуществлялось именно в связи с образованием нового земельного участка, а не в связи с осуществлением изменения категории земель. Образование спорного земельного участка осуществлялось в результате раздела земельного участка кадастровый номер 78:43:043:1, который к моменту преобразования относился к категории земель населенных пунктов, что подтверждается имеющейся в материалах дела кадастровой выпиской (т.1, л/д 34).
В свою очередь, апелляционный суд полагает обоснованными доводы Заявителя о том, у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для внесения в государственный кадастр недвижимости в спорный период оспариваемых сведений о кадастровой стоимости в размере 625 128 600 рублей.
Так, основаниями для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости могло являться проведение государственного кадастрового учета текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков (пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки, пункт 1.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222), исправление технической или кадастровой ошибки в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка, (статья 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на основании соответствующего судебного акта, либо утверждение новых результатов кадастровой оценки (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 2,10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Иных оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
В рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в спорный период указанных выше оснований для внесения изменений в ГКН в части сведений о кадастровой стоимости не было.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в спорный период) в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Орган кадастрового учета ни в оспариваемом решении, ни при рассмотрении настоящего дела не указывал документ (документы), которые в силу норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" являлись основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Не указаны такие документы и в обжалуемом решении, что исключает обоснованность выводов суда первой инстанции о соответствии оспариваемых сведений документам, на основании которых они вносились в государственный кадастр недвижимости.
Более того, в силу статьи 15, 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618, в рассматриваемом случае, принимая во внимание, что в спорный период, Заявитель в порядке части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не обращался в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений объекта недвижимости, документом, на основании которого в порядке информационного взаимодействия могли бы быть изменены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка могла являться только копия акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки), направленная органом государственной власти или органом местного самоуправления, утвердившими в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (часть 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на 02.07.2009 г., пункт 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости). В то же время, что не оспаривается Заинтересованными лицами, после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель Санкт-Петербурга Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 (до постановки спорного земельного участка на кадастровый учет), следующая государственная кадастровая оценка земель Санкт-Петербурга была проведена только в 2012 году и утверждена приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 01.06.2012 N 158.
Соответственно, внесенные в ГКН оспариваемые сведения о кадастровой стоимости земельного участка не могут быть признаны соответствующими сведениям в документах, на основании которых они вносились, поскольку документы, полученные органом кадастрового учета в установленном законом порядке (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), и которые в силу норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" могли являться основанием для внесения оспариваемых сведений, отсутствуют.
В свою очередь, внесение в ГКН сведений в отсутствие документов, которые являются законным основанием для их внесения, является технической ошибкой в государственном кадастре недвижимости. Аналогичная позиция отражена в письме Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.03.2013 г. N 15-00173/13, которое и послужило основанием для обращения Заявителя в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении технической ошибки.
Апелляционный суд также отмечает, что в силу пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки, пункта 1.2. Методических указаний изменение кадастрового деления в любом случае не является основанием для определения новой кадастровой стоимости; пунктами 3-8 статьи 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на 02.07.2009 г.) и пунктами 6-16 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, акты уполномоченных органов об установлении (изменении) кадастрового деления не отнесены к документам, на основании которых осуществляется кадастровый учет изменений в сведениях об объекте недвижимости. При этом собственно сам факт изменения границ кадастрового деления в установленном порядке после постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, Заинтересованными лицами не доказан. Напротив, Заинтересованными лицами не оспаривается, что в спорный период, до момента вступления в силу Приказа ФГБУ "ФКП Росреестра от 27.07.2012 N П/61 "Об утверждении кадастрового деления кадастрового округа "Петербургский", изменения в нормативные акты, устанавливающие кадастровое деление кадастрового округа "Петербургский", относящиеся к спорному участку, не вносились.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Из приведенных норм следует, что орган кадастрового учета на основании заявления заинтересованного лица обязан проверить соответствие сведений о кадастровой стоимости, содержащихся в реестре, и, в случае несоответствия сведений внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям, содержащимся в документах кадастрового дела, обязан устранить соответствующую техническую ошибку на основании заявления заинтересованного лица об исправлении технической ошибки, в установленный частью 2 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" срок.
При этом ни статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ни иными правовыми нормами, не установлено, что соответствующая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка не может рассматриваться как техническая ошибка, подлежащая исправлению в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).
Принимая во внимание, что отсутствие противоречий между содержащимися в ГКН сведениями о кадастровой стоимости земельного участка (в размере 625 128 600 рублей) и документами, на основании которых она вносилась в ГКН, органом кадастрового учета установлено не было; в оспариваемом решении не содержится ссылок на документы, которые являлись основанием для внесения указанной кадастровой стоимости в ГКН, а также учитывая, что факт соответствия оспариваемых сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка документам, на основании которых они вносились, не был подтвержден и при рассмотрении настоящего дела, апелляционный суд полагает, что оспариваемое решение не может быть признано соответствующим закону, иному нормативному акту.
При этом, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы Общества. В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено указанным Федеральным законом. В частности, указанные сведения (ранее внесенные в кадастр сведения о кадастровой стоимости) являются основанием для определения налоговой базы по земельному налогу за соответствующий период.
Статья 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не устанавливает ограничений в части тех сведений государственного кадастра недвижимости, которые подлежат исправлению вследствие обнаружения технической или кадастровой ошибки в кадастровых сведениях. Соответственно, на основании и в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", подлежат исправлению, в том числе, и ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Возможность и правомерность внесения в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка "обратным числом" в результате исправления технических и кадастровых ошибок подтверждается также Решением ВАС РФ от 28.06.2012 N ВАС-4569/12. Данным Решением ВАС подтверждается также и то, что внесение в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, может осуществляться, в том числе, на основании судебных актов об оспаривании решений органа кадастрового учета об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, в связи с чем суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о ненадлежащем способе защиты права. В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" решение об отклонении заявления об исправлении технической ошибки может быть обжаловано в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе оставлены судом на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2013 г. по делу N А56-45166/2013 отменить.
Признать незаконным решение Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от 30.04.2013 г. N 78/13-5917 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Исключить из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым N 78:43:0000000:18 (ранее присвоенный кадастровый номер 78:43:043:18), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невская губа, участок 3 (западнее Васильевского острова, квартал 2), площадью 105954кв.м., вид разрешенного использования: для размещения административно-управленческих и общественных объектов, сведения за период с 18.05.2010 г. по 13.09.2012 г. о кадастровой стоимости данного участка в размере 625128600 руб. и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка за период с 18.05.2010 г. по 13.09.2012 г. равной 4905558040 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45166/2013
Истец: ЗАО "Терра Нова"
Ответчик: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4032/14
06.03.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-646/14
21.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45166/13