г. Тула |
|
7 марта 2014 г. |
Дело N А68-6571/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителей истца - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (город Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) (далее - министерство) - Тарсиновой М.В. (доверенность от 16.01.2014 N 20-01-21/319) и ответчика - Гаражно-строительного кооператива N 31 Привокзального района города Тулы (город Тула, ОГРН 1067104025537, ИНН 7104051002) (далее - ГСК N 31) - Должникова Н.И. - председателя (протокол от 17.11.2007 N 1), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГСК N 31 (регистрационный номер 20АП-722/2014) на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 по делу N А68-6571/2013 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к ГСК N 31 о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 196 790 рублей 51 копейки и пени в размере 52 508 рублей 38 копеек (том 1, л. д. 3 - 5).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате в сумме 196 790 рублей 51 копейки и пени в сумме 52 508 рублей 38 копеек, всего - 249 298 рублей 89 копеек, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 7 985 рублей 98 копеек (том 1, л. д. 134 - 143).
Не согласившись с указанным судебным актом, ГСК N 31 обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт (том 1, л. д. 148 - 151).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что до момента получения письма от 18.01.2012 N 20.01.19/762, в котором истец информировал ответчика о задолженности по договору аренды по состоянию на 28.11.2011, то есть до января 2012 года, до ответчика не доводилась информация о задолженности, информация об изменении арендной платы по договору аренды, а также акты сверки расчетов между истцом и ответчиком не проводились.
По мнению заявителя жалобы, исходя из того, что в договоре аренды истец и ответчик согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок по определенной формуле, которая после согласования ее сторонами стала существенным условием договора аренды о размере арендной платы, принятие Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области" не может повлечь за собой изменение размера платежей за пользование земельным участком, основываясь только на независимой оценке, и быть равной рыночной стоимости земельного участка, без учета применения норм законодательства Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что согласно действующему законодательству истец обязан был заключить с ответчиком письменное соглашение об изменении условий договора об изменении размера (расчета размера) арендной платы.
Заявитель считает, что поскольку на момент проведения оценки, то есть на 19.04.2010, между истцом и ответчиком договор аренды был заключен и действовал, согласно государственной регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области с 22.11.2007, то применение расчетных данных, полученных независимым оценщиком и указанных в отчете от 19.04.2010, для изменения существенных условий действующего договора неправомерно.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 27.12.2013 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представил дополнение к апелляционной жалобе, в котором ответчик выразил мнение, что в данном случае увеличение размера арендной платы в 26,5 раз произошло не за счет изменения базовых составляющих формулы расчета, согласованных в договоре, а установлением нормативным актом субъекта иной методики расчета - в размере рыночной годовой стоимости арендной платы (том 2, л. д. 6 - 8).
Полагает, что в данном случае нарушен принцип запрета необоснованного предпочтения, поскольку в кооперативе размер арендной платы одного земельного участка отличается от другого в 26,5 раз.
Представитель истца представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (том 2, л. д. 11 - 14).
Истец отметил, что порядок определения размера арендной платы, порядок и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда от 27.12.2013 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Между комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (арендодатель) и ГСК N 31 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 27.09.2007 N 07В1661 (том 1, л. д. 12 - 17), по условиям которого арендодатель предоставляет из земель населенного пункта (города Тулы), а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:02 03 02:0126, площадью 728 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе (участок находится примерно в 21 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: город Тулы, Привокзальный район, Калужское шоссе, дом 13), границы которого закреплены на местности (отмежеваны), поставлены на государственный кадастровый учет и обозначены в прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка для временного размещения некапитального объекта: нестационарный гаражный комплекс.
Договор заключен сроком на 5 лет.
Поскольку стороны не совершали действий, направленных на прекращение либо расторжение договора аренды, арендатор не возвращал арендодателю имущество, договор в соответствии со статьями 610, 620 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В связи с принятием Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" с 01.01.2009 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области.
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 N 293 "О внесении дополнений в постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 N 34 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области" департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - город Тула.
Впоследствии департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство Указом губернатора Тульской области от 15.09.2011 N 1. Об изменении арендодателя арендаторы были проинформированы публикацией в газете "Тула" от 25.12.2008 (том 1, л. д. 11).
Расчет арендной платы при заключении договора аренды от 27.09.2007 N 07В1661 производился в соответствии с решением Тульской городской Думы от 25.01.2006 N 7/95 "О временном порядке исчисления арендной платы за землю в городе Туле" и составлял 420 рублей 06 копеек в месяц (том 1, л. д. 17).
В период действия договора аренды был принят Закон Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области", изменяющий порядок исчисления арендной платы.
Частью 1 статьи 7 указанного Закона Тульской области (в период ее действия) установлено, что, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы при предоставлении земель (земельных участков), находящихся в собственности области, в аренду определяется на основании независимой оценки при определении в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночной стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области", если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации за использование иных, помимо указанных в части 5 данной статьи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размеров арендной платы за указанные земельные участки устанавливается в соответствии с частями 1 - 4, 7 статьи 7 названного Закона (размер арендной платы определяется на основании независимой оценки).
Согласно пункту 4.5 договора аренды в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора. Основаниями изменения размера арендной платы являются нормативные акты, изменяющие порядок исчисления арендной платы и (или) отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы.
Пунктом 4.8. договора аренды установлено, что измененный размер арендной платы либо величина изменения действующей арендной платы, а также дата возникновения обязательства арендатора по уплате арендной платы в измененном размере доводятся до сведения арендатора через средства массовой информации или в письменной форме. По требованию арендатора арендодатель обязан в течение одного месяца передать ему измененный расчет арендной платы.
В связи с принятием Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области" произведена переоценка стоимости арендной платы независимым оценщиком.
В соответствии с отчетом об оценке N 7100/220310Ц-3/Ю-01 С/0215 арендная плата по договору составила 10 920 рублей в месяц (том 1, л. д. 24 - 27, 88 - 90).
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 05.08.2010 N 35-01-14/5909 уведомил ответчика о новом размере арендной платы в размере 10 920 рублей в месяц по юридическому адресу ГСК N 31 (том 1, л. д. 27).
С 01.01.2012 на основании Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка с использованием вида разрешенного использования.
Указанным законом установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Законом Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" размер арендной платы составил 2 669 рублей 46 копеек в месяц.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 18.01.2012 N 20-01-19/762 проинформировало ответчика по юридическому адресу о новой ставке арендной платы в размере 2 669 рублей 46 копеек в месяц (том 1, л. д. 28).
Ссылаясь на то, что ответчик уплачивал арендную плату не в полном объеме, в результате чего за ним образовалась задолженность, министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд (том 1, л. д. 3 - 5).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Статьей 42 ЗК РФ установлена обязанность арендатора своевременно и в полном размере производить платежи за землю.
В силу абзаца 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4.5 договора аренды в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора. Основаниями изменения размера арендной платы являются нормативные акты, изменяющие порядок исчисления арендной платы и (или) отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы.
Пунктом 4.8 договора аренды установлено, что измененный размер арендной платы либо величина изменения действующей арендной платы, а также дата возникновения обязательства арендатора по уплате арендной платы в изменённом размере доводятся до сведения арендатора через средства массовой информации или в письменной форме. По требованию арендатора арендодатель обязан в течение одного месяца передать ему измененный расчет арендной платы.
В силу статьи 7 Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области", если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы при предоставлении земель (земельных участков), находящихся в собственности области, в аренду определяется на основании независимой оценки при определении в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночной стоимости объекта оценки.
Согласно отчету по оценке арендной платы N 7100/220310Ц-3/Ю-01 С/0215 арендная плата на спорный земельный участок составляет 10 920 рублей в месяц. Указанный размер арендной платы применен истцом с 10.08.2010 (том 1, л. д. 8 - 10).
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 05.08.2010 N 35-01-14/5909 уведомил ответчика о новой ставке арендной платы в размере 10 920 рублей в месяц по юридическому и почтовому адресу ГСК N 31, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и в договоре аренды от 27.09.2007 N 07В31661 (том 1, л. д. 12 - 16, 36 - 37).
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" если иное не установлено законодательством, размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых и используемых на праве аренды, определяется, в том числе на основании кадастровой стоимости земельных участков. Размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:
Аг = КС x Ки,
где Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;
Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка, в процентах.
Коэффициент вида разрешенного использования земельных участков Ки, установлен постановлением правительства Тульской области от 20.12.2011 N 259 "Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы".
Кадастровая стоимость земельного участка, составила 2 288 111 рублей 28 копеек. Коэффициент вида разрешенного использования данного земельного участка Ки = 0,01400. Таким образом, размер арендной платы составил 2 669 рублей 46 копеек в месяц.
Министерство письмом от 18.01.2012 N 20-01-19/762 проинформировало ответчика по юридическому адресу о новой ставке арендной платы в размере 2 669 рублей 46 копеек в месяц (том 1, л. д. 28).
Указанный размер арендной платы применяется с 12.03.2012.
Поскольку ответчик вносил арендную плату за земельный участок не в полном объеме, за ним по состоянию на 31.07.2013 образовалась задолженность по арендной плате в размере 196 790 рублей 51 копейки (том 1, л. д. 8 - 10).
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод ответчика о том, что им не было получено уведомление от 05.08.2010 N 35-01-14/5909 об изменении арендной платы, поскольку из материалов дела следует, что уведомление об изменении арендной платы от 05.08.2010 N 35-01-14/5909 направлено ответчику 10.08.2010 по адресу, указанному в договоре: город Тула, Калужское шоссе, дом 15. Министерством представлен конверт с отметкой почты об отправке 10.08.2010, а также о возврате письма в связи с отсутствием адресата по данному адресу (том 1, л. д. 24 - 26). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указанный адрес является юридическим адресом ответчика, в договоре аренды данный адрес указан как юридический и почтовый адрес (том 1, л. д. 12 - 16), в связи с чем, на ГСК N 31 возлагается риск неблагоприятных последствий неполучения корреспонденции.
Таким образом, истцом соблюдена процедура уведомления ГСК N 31 об изменении размера арендной платы, установленная пунктом 4.8. договора аренды.
Также Арбитражный суд Тульской области правомерно отклонил довод ответчика, приведенный им и в апелляционной жалобе, о необходимости в случае изменения арендной платы заключения дополнительного соглашения, поскольку пунктом 4.5 договора аренды предусмотрена возможность изменения в одностороннем порядке размера арендной платы арендодателем. Основаниями изменения размера арендной платы являются нормативные акты, изменяющие порядок исчисления арендной платы и (или) отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что перерасчет арендной платы осуществлялся истцом на основании Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области", Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", постановления правительства Тульской области от 20.12.2011 N 259 "Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы".
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате в размере 196 790 рублей 51 копейки являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойка является способом обеспечения исполнения обязательства и мерой имущественной ответственности и представляет собой денежную сумму, которую обязан уплатить должник за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 8.5 договора аренды пени начисляется ежемесячно одиннадцатого числа каждого месяца в размере 1 % от общей суммы задолженности, имеющейся на это число, и прибавляется к ранее начисленной и непогашенной задолженности по пени.
В соответствии с расчетом, представленным истцом, сумма пени за период с декабря 2007 года по июль 2013 года составляет 52 508 рублей 38 копеек (том 1, л. д. 8 - 10). Указанный расчет проверен судом и признан правильным.
О несоразмерности неустойки и ее снижении по правилам статьи 333 ГК РФ ответчиком не заявлено.
Поскольку факт неисполнения ответчиком своих обязательств по внесению арендной платы в спорный период в полном объеме установлен судом и подтвержден материалами дела, суд первой инстанции правомерно с учетом представленного истцом расчета взыскал с ответчика в пользу истца пени в размере 52 508 рублей 38 копеек.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относится на заявителя - ГСК N 31.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, АПК РФ Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 по делу N А68-6571/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива N 31 Привокзального района города Тулы (город Тула, ОГРН 1067104025537, ИНН 7104051002) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6571/2013
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчик: Гаражно-строительный кооператив N 31 Привокзального района г. Тулы, Гаражно-строительный кооператив N31 Привокзального района, Председатель гаражно-строительного кооператива N31 Должиков Н. И.
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10217/14
25.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1780/14
07.03.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-722/14
27.12.2013 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6571/13