г. Томск |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А45-13898/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: Т. В. Павлюк, Л. Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю. А. Романовой, помощником судьи И. М. Казариным с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Перфилова А. С. по доверенности от 28.05.2013, паспорт; Грековой Е. А. по доверенности от 25.07.2013, паспорт;
от заинтересованного лица: Кравцова Е. В. по доверенности N 54/2013-01, паспорт;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактор Успеха" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.12.2013 по делу N А45-13898/2013 (судья О. В. Чернова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фактор Успеха" (ОГРН 1075404019690, ИНН 5404332480) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области" о признании незаконными действий,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фактор Успеха" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области (далее - Учреждение, Кадастровая палата) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о том, что
- земельный участок с кадастровым номером 54:35:071215:9 частично входит в зону: "Санитарно-защитная зона для АЗС N 98 ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", 54.35.2.182, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании договора на проведение земельно-кадастровых работ от 14.06.2012 N 123-12/35. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "Санитарно-защитная зона для АЗС N 98 ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", 54.35.2.182, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании договора на проведение земельно-кадастровых работ от 14.06.2012 N 123-12/35";
- земельный участок с кадастровым номером 54:35:071215:9 частично входит в зону: "Новосибирская область, город Новосибирск; охранная зона волоконно-оптической линии связи "Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк-Бийск-Барнаул-Новосибирск" (в пределах города Новосибирска Новосибирской области) (S=268628=/-363 кв. м.) 54.35.2.164, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 18.01.2012 N 01-17-10/12, землеустроительного дела от 06.10.2012. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: охранная зона волоконно-оптической линии связи "Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк-Бийск-Барнаул-Новосибирск" (в пределах города Новосибирска Новосибирской области) (S=268628=/-363 кв. м.), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 18.01.2012 N 01-17-10/12, землеустроительного дела от 06.10.2012.
Также Общество просило обязать Кадастровую палату в течение 20 дней с момента вступления решения в силу восстановить надлежащий кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 54:35:071215:9 и исключить из текстовой (описательной) и из графической части кадастра недвижимого имущества следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером 54:35:071215:9: "Земельный участок частично входит в зону: "Санитарно-защитная зона для АЗС N 98 ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", 54.35.2.182, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании договора на проведение земельно-кадастровых работ от 14.06.2012 N 123-12/35. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "Санитарно-защитная зона для АЗС N 98 ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", 54.35.2.182, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании договора на проведение земельно-кадастровых работ от 14.06.2012 N 123-12/35"; "Земельный участок частично входит в зону: "Новосибирская область, город Новосибирск; охранная зона волоконно-оптической линии связи "Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк-Бийск-Барнаул-Новосибирск" (в пределах города Новосибирска Новосибирской области) (S=268628=/-363 кв. м.) 54.35.2.164, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 18.01.2012 N 01-17-10/12, землеустроительного дела от 06.10.2012. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: охранная зона волоконно-оптической линии связи "Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк-Бийск-Барнаул-Новосибирск" (в пределах города Новосибирска Новосибирской области) (S=268628=/-363 кв. м.), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 18.01.2012 N 01-17-10/12, землеустроительного дела от 06.10.2012.
Решением суда от 02.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие акта органа исполнительной власти об установлении зоны особого использования земельного участка; на недопустимость использования в качестве обоснования Письма Минэкономразвития России от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23; на отсутствие порядка установления санитарно-защитных зон; на отсутствие оснований для внесения сведений о нахождении принадлежащего Обществу земельного участка в пределах охранных зон; на ограничение прав Общества в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель Кадастровой палаты возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя указанного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Общества и Кадастровой палаты, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:35:071215:9, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Никитина, 162.
08.05.2013 Обществом получен кадастровый паспорт земельного участка N 54/201/13-134572, согласно которому в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о частичном нахождении принадлежащего Обществу земельного участка в санитарно-защитной зоне для АЗС N 98 ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" и в охранной зоне волоконно-оптической линии связи "Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк-Бийск-Барнаул-Новосибирск".
Посчитав незаконными действия Кадастровой платы по внесению в государственный кадастр недвижимости указанных сведений, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам об отсутствии необходимости принятия органом государственной власти специального акта об установлении соответствующей зоны; получении Учреждением сведений о наличии соответствующих зон от Управления Росреестра по Новосибирской области; отсутствии противоречий в оспариваемых действиях Кадастровой палаты требованиям действующего законодательства; отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 3, 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ порядок ведения государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Министерством экономического развития Российской Федерации (как соответствующим уполномоченным органом) при осуществления функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии Приказом от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу требований пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (статья 15 Закона N 221-ФЗ); исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
При этом выполнение указанных кадастровых процедур согласно пункту 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); о снятии с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Такое решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело (номенклатурное дело).
При обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки. В протоколе выявления технической (кадастровой) ошибки указываются дата обнаружения такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки (пункт 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 221-ФЗ орган государственной власти в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно подпункту 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение), орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ такой зоны, перечень координат характерных точек границ указанной зоны в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленных границ зоны с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, внесение сведений в реестр объектов недвижимости носит не произвольный характер, а обусловлено одним из следующих обстоятельств: принятием решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, выявлением ошибок в государственном кадастре недвижимости, информационным взаимодействием между органами кадастрового учета и органами государственной власти, органами местного самоуправления.
При этом в любом случае орган кадастрового учета должен принять решение о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, являются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что в качестве основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий могут выступать непосредственно нормативный акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.
Отсутствие в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, и в Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, обязанности принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления специального акта об установлении соответствующей зоны не означает, что сведения в государственный кадастр недвижимости могут быть внесены без принятия органом кадастрового учета соответствующего решения.
Как следует из материалов дела, Кадастровой палатой не представлено документов, являющихся основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о санитарно-защитной и охранной зонах в отношении принадлежащего Обществу земельного участка.
Непосредственно в материалах кадастрового дела, сформированного в отношении спорного земельного участка, таких документов не имеется.
Поступившая из Управления Росреестра по Новосибирской области в виде электронного документа информация таковым решением не является.
Представитель Кадастровой палаты также не смог указать собственного решения, на основании которого внесены соответствующие сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:071215:9.
Ссылаясь на поступление сведений о санитарно-защитной зоне и об охранной зоне в отношении спорного земельного участка из Управления Росреестра по Новосибирской области, Кадастровой палатой не представлено доказательств принятия решения о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия.
Более того, представитель Кадастровой палаты пояснил, что Учреждением не принималось решения о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости на основании поступившей из Управления Росреестра по Новосибирской области информации.
Арбитражный апелляционный суд также учитывает, что сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии соответствия их содержания и способа их представления Положению об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости. В случае представления документов с нарушением установленного порядка орган кадастрового учета, получивший такие документы, в пятидневный срок возвращает их с указанием причины возврата (пункт 4 Положения).
Государственный кадастровый учет частей земельных участков может быть осуществлен в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, при условии наличия в указанных документах необходимых сведений об образуемых частях земельных участков либо в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ на основании заявлений о государственном кадастровом учете частей земельных участков и необходимых для такого учета документов, предусмотренных статьей 22 Закона N 221-ФЗ.
Между тем, из представленных в материалы дела документов не следует, что уполномоченный орган в порядке информационного взаимодействия предоставил Кадастровой палате необходимые сведения об образуемых санитарно-защитной и охранной зонах на частях спорного земельного участка в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ, либо предоставил в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ на основании заявлений о государственном кадастровом учете частей земельных участков необходимые для такого учета документы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о внесении в государственный кадастр недвижимости с соблюдением порядка информационного взаимодействия сведений о наличии санитарно-защитной и охранной зон на спорном земельном участке, не представлено решение об установлении границ санитарно-защитной и охранной зон, в том числе на сформированный и поставленный на кадастровый учет с определенно-установленным режимом использования земельный участок Общества, а также решения Кадастровой платы по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости.
В связи с этим имеются основания для вывода о несоответствии действий Кадастровой палаты нормам законодательства в области государственного учета сведений о земельных участках.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств нарушения прав заявителя оспариваемыми действиями Кадастровой палаты являются необоснованными в связи со следующим.
Спорный земельный участок, занимаемый производственной базой, приобретен заявителем в отсутствие указаний о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне для АЗС и в охранной зоне волоконно-оптической линии связи, а также в отсутствие соответствующих решений органа местного самоуправления об установлении нового режима использования земельного участка с учетом определенных санитарно-защитной и охранной зон.
В связи с этим оспариваемые действия Кадастровой палаты свидетельствуют об установлении обременения в части использования Обществом принадлежащего ему земельного участка с учетом его назначения.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом апелляционной инстанции установлено, что действия Кадастровой палаты не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного заявленные требования Общества подлежат удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы Общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции, а также за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Кадастровую палату.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.12.2013 по делу N А45-13898/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 54:35:071215:9:
- земельный участок частично входит в зону: "Санитарно-защитная зона для АЗС N 98 ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", 54.35.2.182, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании договора на проведение земельно-кадастровых работ от 14.06.2012 N 123-12/35. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "Санитарно-защитная зона для АЗС N 98 ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", 54.35.2.182, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании договора на проведение земельно-кадастровых работ от 14.06.2012 N 123-12/35";
- земельный участок с кадастровым номером 54:35:071215:9 частично входит в зону: "Новосибирская область, город Новосибирск; охранная зона волоконно-оптической линии связи "Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк-Бийск-Барнаул-Новосибирск" (в пределах города Новосибирска Новосибирской области) (S=268628=/-363 кв. м.) 54.35.2.164, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 18.01.2012 N 01-17-10/12, землеустроительного дела от 06.10.2012. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: охранная зона волоконно-оптической линии связи "Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк-Бийск-Барнаул-Новосибирск" (в пределах города Новосибирска Новосибирской области) (S=268628=/-363 кв. м.), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 18.01.2012 N 01-17-10/12, землеустроительного дела от 06.10.2012.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области устранить допущенные нарушения и исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения о земельном участке с кадастровым номером 54:35:071215:9.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фактор Успеха" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фактор Успеха" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 1 от 09.01.2014 в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13898/2013
Истец: ООО "Фактор Успеха"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Управление Росреестра по НСО
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-675/14
27.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5391/14
11.03.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-675/14
02.12.2013 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-13898/13