г. Воронеж |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А36-1023/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Афониной Н.П.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевым В.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", г. Липецк: Коновалов А.Н., представитель по доверенности N 132/2 от 31.12.2013;
от открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания", г. Липецк: Лунев А.С., представитель по доверенности N 14 от 24.01.2014 (до перерыва); Иванникова С.В., представитель по доверенности N 313 от 11.12.2013 (до перерыва); Дулин А.А., представитель по доверенности N 333 от 11.12.2013;
от ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго": Бурлакова Л.А., представитель по доверенности б/н от 31.05.2013;
от Управления энергетики и тарифов Липецкой области: Ольхов А.П., представитель по доверенности N 01-8 от 30.08.2012 (до перерыва); Паршина М.А., представитель по доверенности N 01-1 от 12.02.2013 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", г. Липецк, на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.11.2013 года по делу N А36-1023/2013 (судья Гриднева Е.М.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", г. Липецк, (ИНН 4822001340, ОГРН 1064823002936), к открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания", г. Липецк, (ИНН 4822001170, ОГРН 1044800169169), при участии в деле третьих лиц: Управление энергетики и тарифов Липецкой области, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго", об обязании представить проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" об обязании представить проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (с учетом уточнения в порядке ст.49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление энергетики и тарифов Липецкой области, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.11.2013 года по делу N А36-1023/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Городская энергосбытовая компания" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается на п. 20 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии N 861, в соответствии с которым сетевая организация (ответчик), обязана рассмотреть заявление о намерении заключить договор, об оказании услуг по передаче электроэнергии. Указывает на то, что нарушены права на получение проекта договора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 25.02.2014 года представитель ООО "Городская энергосбытовая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ОАО "Липецкая городская энергетическая компания", Управление энергетики и тарифов Липецкой области, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго" с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ОАО "Липецкая городская энергетическая компания", Управления энергетики и тарифов Липецкой области поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В порядке статей 163, 18, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.03.2014 года.
При рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено, что 28.12.2012 г. ООО "Городская энергосбытовая компания" направило в адрес ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" письмо за исх. N 10389 с просьбой заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых истцом потребителей электросетей. Истец передал необходимые документы в соответствии с п. 18 Правил недискримиционного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" 01.02.2013 г. направило в адрес ООО "Городская энергосбытовая компания" письмо исх.N 750, в котором предложил представить недостающие сведения.
06.02.2013 г. истец письмом исх. N 1197 передал ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" недостающие сведения.
12.02.2013 г. ответчик вновь обратился к истцу с предложением предоставить свой проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Однако, ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" ссылаясь на п. 18 Правил недискримиционного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг ответило, что заявитель предоставляет проект договора по желанию и в связи с отсутствием проекта готов рассмотреть проект сетевой организации.
06.03.2013 г. письмом исх. N 1641 ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" направил отказ ООО "Городская энергосбытовая компания" в заключении договора в связи с невозможностью указать существенное условие о стоимости услуг из-за отсутствия соответствующего тарифа на 2013 год.
Считая, что отказ ответчика является необоснованным и неправомерным, ООО "Городская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд первой инстанции с требованием обязать ответчика представить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (статья 307 Гражданского кодекса РФ).
По статьям 309-310 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 4 Правил N 861, услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии.
На основании подпункта "б" пункта 13 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
порядок определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил, включающий;
сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема;
порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии".
Пункт 15(1) Правил N 861 предусматривает, что "обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с настоящим пунктом. Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V настоящих Правил, и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии".
Согласно пункту 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, лицо, владеющее на праве собственности или на законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъект оптового рынка электрической энергии, осуществляющий экспорт (импорт) электрической энергии, заключившие договор с сетевой организацией, а также гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация в отношении обслуживаемых по договору энергоснабжения потребителей электрической энергии, обязаны не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного расчетного периода регулирования уведомить сетевую организацию об объеме услуг по передаче электрической энергии, планируемом к потреблению в предстоящем расчетном периоде регулирования, в том числе о величине заявленной мощности, которая не может превышать максимальную мощность, определенную в договоре.
Планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 настоящих Правил. В соответствии с пунктом 48 вышеуказанных Правил, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом п. 142 настоящих Правил.
Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению организации, предусмотрен пунктом 17 Правил. Согласно данному пункту к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают следующие обосновывающие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии - для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;
12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;
13) документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности;
14) один из следующих документов, подтверждающих обязанность потребителя оплатить расходы сетевой организации, связанные с установкой для него приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:
договор, регулирующий условия установки прибора учета электрической энергии, заключенный между потребителем услуг и сетевой организацией;
вступившее в законную силу решение суда о принудительном взыскании расходов, связанных с установкой прибора учета электрической энергии.
В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (пункт 24 Правил).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов и предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно подп. 3 пункта 3, пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2011 г. N 1178, органы исполнительной власти субъектов РФ и в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, устанавливаются единые (котловые) тарифы, индивидуальные тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями в соответствии с регламентом, утвержденным Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (ст. 21 п.4) от 26.03.2003 г., тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в рамках федеральных уровней, установленных ФСТ России).
Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке:
цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов ) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления);
цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней цен (тарифов)
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:
единые (котловые) тарифы;
тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям.
Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых от других сетевых организаций).
Приказом ФСТ РФ от 28.11.2006 N 318-э/15 были внесены изменения в пункт 54 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 в ныне действующей редакции пункт 49 Методических указаний N 20-э/2.
Текст пункта был дополнен положением, согласно которому, начиная с 2008 года, тарифы на услуги по передаче электрической энергии на одном уровне напряжения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, независимо от того, к сетям какой организации ни присоединены.
Вышеуказанный Приказ вводит с 2008 года так называемый котловой метод расчета тарифа.
В условиях действия индивидуальных тарифов каждая сетевая организация, участвующая в передаче электроэнергии получает свой индивидуальный тариф на передачу электроэнергии только по своим сетям.
На территории Липецкой области с 2008 года устанавливаются единые по области "котловые" тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Потребители электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии по данным тарифам, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии, и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги. При этом денежные средства, получаемые от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за передачу электрической энергии, аккумулируются у сетевой организации, на которую возложены функции "котлодержателя" (филиал ОАО "МРСК Центра" -Липецкэнерго"), которая в свою очередь передает часть полученных средств смежным сетевым организациям (в том числе ОАО "ЛГЭК") по установленным для них индивидуальным тарифам. Данный механизм регламентируется разделом III Правил N 861.
По мнению Управления энергетики и тарифов Липецкой области, в условиях, существовавших на момент расчета тарифов на 2013 год договорных отношений, котловые тарифы для потребителей области, включающие в себя экономически обоснованные расходы всех смежных сетевых организаций, могут быть применимы только в договорных отношениях с "котлодержателем" - филиалом ОАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго". Для всех остальных смежных сетевых организаций установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Центра"- филиал "Липецкэнерго".
Единственный тариф на услуги по передаче электрической энергии, который установлен для ОАО "ЛГЭК" на 2013 год - это индивидуальный тариф для взаиморасчетов с филиалом ОАО "МРСК Центра"- "Липецкэнерго". Но этот тариф также не может быть применен в расчетах между ОАО "ЛГЭК" и ООО "ГЭСК", поскольку рассчитан исключительно для оплаты услуг между смежными сетевыми организациями.
Отсутствие утвержденного для сетевой организации индивидуального тарифа является основанием для отказа в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии с гарантирующим поставщиком (пункт 3 статьи 426 ГК РФ, пункт 1 статьи 8 Федеральной закона "О естественных монополий").
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2012 г. 1/10 установлены с 1 января 2013 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области и индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии для сетевых организаций Липецкой области для взаиморасчетов с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго". Тарифы сформированы по схеме, выбранной совместно гарантирующими поставщиками и электросетевыми организациями 31.10.2007 г. Согласно согласованной субъектами розничного рынка электрической энергии схеме взаимоотношений и взаиморасчетов, филиал ОАО "МРСК Центра"- "Липецкэнерго" заключает договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с гарантирующими поставщиками, сбытовыми компаниями, сетевыми организациями области в интересах всех конечных потребителей вне зависимости от того, к чьим сетям они присоединены.
Согласно пункту 18 Правил N 861, следует, лицо, которое намерено заключить договор (далее - заявитель), направляет в сетевую организацию определенный перечень информации, которая в том числе должна содержать сведения:
в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, - фамилия, имя и отчество, дата и номер договора энергоснабжения, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор;
в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии, место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, а также в случае, если в границах балансовой принадлежности помимо энергопринимающих устройств расположены объекты по производству электрической энергии (мощности), - место нахождения таких объектов;
величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки;
К заявлению ООО "ГЭСК" от 28.12.2012 г. был приложен пакет документов, в котором в полном объеме не отражена величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых ООО "ГЭСК" намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки. Без указанных данных невозможно заключить договор. Вышеупомянутый пакет документов был предоставлен на обозрение суда в ходе судебного заседания 16.10.2013 г.
Также ряд объектов, в отношении которых ООО "ГЭСК" планирует заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не имеют присоединения к сетям ОАО "ЛГЭК", что является основанием в соответствии с пунктом 24 Правил N 861 основанием для отказа в заключении договора.
Договорные взаимоотношения между ООО "ГЭСК", ОАО "ЛГЭК" и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" урегулированы следующими договорами:
договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО "ГЭСК" (гарантирующим поставщиком) и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в интересах обслуживаемых ООО "ГЭСК" потребителей электроэнергии, со сроком начала действия с 01.01.2008 г.,
договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО "ЛГЭК" и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в интересах обслуживаемых ООО "ГЭСК" потребителей электроэнергии, со сроком начала действия с 01.01.2008 г.
Указанные договоры были заключены в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, с учетом введения котлового метода расчета на услуги по передаче электрической энергии Информационное письмо ФСТ РФ от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12).
За утверждением тарифа на услуги по передаче, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178, обращается сетевая организация в срок до 1 мая года, предшествующего регулируемому, на основании действующих или планируемых договорных отношений.
За установлением тарифа для взаиморасчётов с ООО "ГЭСК" ОАО "ЛГЭК" в течение 2013 года в УЭиТ ЛО не обращалось, так как на основании п. 7 Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178,цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
В силу действующей схемы договорных взаимоотношений между сетевыми организациями и соответствующей данной схеме модели тарифного регулирования (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 31.07.2007 N 138-э/б) на филиал ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" возложены функции по аккумулированию денежных средств, получаемых от гарантирующих поставщиков за передачу электроэнергии обслуживаемым ими потребителям по тарифу, учитывающему расходы всех сетевых организаций, с последующей передачей сетевым организациям части полученных средств по установленным для них индивидуальным тарифам.
Постановлением УЭиТ ЛО от 27.12.2012 г. N 58/10 тарифы были утверждены, исходя из существующих договорных отношений согласно вышеуказанной схеме.
Для ОАО "ЛГЭК" на 2013 год установлен индивидуальный тариф для расчётов с ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго".
Для обращения в УЭиТ ЛО за установлением тарифа для взаиморасчётов с ООО "ГЭСК" у ОАО "ЛГЭК" нет оснований, так как ООО "ГЭСК" с просьбой заключить договор с 2014 года в адрес ОАО "ЛГЭК" не обращалось и не представляло информацию в соответствии и в сроки, регламентированные п. 47 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 61 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче по электрической энергии и оказания этих услуг".
В соответствии с Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 и на основании действующих договорных отношений ОАО "ЛГЭК" направляло в УЭиТ ЛО соответствующие пакеты документов на 2013 и 2014 годы.
Таким образом, в существующей схеме расчётов единый котловой тариф для расчёта ОАО "ЛГЭК" с гарантирующим поставщиком в 2013 году не устанавливался, что, согласно ст. 432 ГК РФ, свидетельствует о невозможности достичь соглашения по всем существенным условиям договора между ОАО "ЛГЭК" и ООО "ГЭСК".
Согласно п.2 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетики" договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным для заключения сетевой организацией.
В силу раздела 2 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. ПП N 861 от 27.12.2004, только на сетевой организации лежит обязанность рассмотреть заявку потребителя, направить ему проект договора и заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Следовательно, понудить к заключению договора, равно как и обязать направить проект договора, можно только сетевую организацию.
ОАО "ЛГЭК" по отношению к ООО "ГЭСК" не является сетевой организацией, поэтому не обязано заключать с истцом договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе не обязано направлять проект договора.
Кроме того, с учетом системного толкования положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, организация получает статус сетевой при наличии одновременно двух условий, а именно: она должна владеть на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, и должна иметь тариф, необходимый для расчета с потребителями ее услуг.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 861 в случае, если иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее -опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
В пункте 6 Правил_N 861 предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения указанных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Ответчик не приобрел статуса сетевой организации по отношению к истцу, поскольку для него не установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для расчета с конечными потребителями, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками.
Исходя из положений части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 3 пункта 2 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункта 25 Правил N 861, при необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статьям 432, 433, 435, 438, 443 ГК РФ, регламентирующих действия сторон при намерении заключить договор, следует, что:
1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
3. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
4. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
5. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
6. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В пункте 27 Правил N 861 установлено: подача заявление в сетевую организацию и направление проекта договора (оферты).
То есть, гарантирующий поставщик обязан подать заявление с обязательным исполнением существенных требований, предъявляемых к нему Правилами N 861, либо самому направить проект договора, который он считает нужным заключить.
Из выше изложенных пунктов Правил N 861 и Основных положений N 442 вытекает, что Гарантирующий поставщик не является потребителем услуг по передаче электроэнергии, как указано в определении, данном Основными положениями N 442.
Соответственно он имеет право обратиться в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии только в интересах потребителей, заключающих с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения. При этом по потребителям ООО "ГЭСК", по точкам поставки которых ООО "ГЭСК" обратилось в ОАО "ЛГЭК" для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, договора энергоснабжения существуют, вопрос оказания услуг по передаче урегулирован ранее с Филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липепкэнерго" электрической энергии в интересах потребителей
Действующее законодательство не предусматривает возможность выступить гарантирующему поставщику инициатором изменения существующих договорных отношений по услугам по передаче электрической энергии в собственных интересах.
Суд не может согласиться с доводами истца, что тарифное регулирование в отношении ответчика на 2013 год не осуществлялось и поэтому требуется осуществить тарифное регулирование в течение 30 дней. Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27 декабря 2012 N 58/10 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" установлены тарифы для ответчика. Данное постановление не оспорено и не признано недействующим. ОАО "ЛГЭК" не вправе применять при взаиморасчетах с потребителями единый котловой тариф.
В то же время, действующим законодательством не предусмотрена обязанность организации, владеющей на праве собственности или ином законном праве электросетевым имуществом, обратиться в государственный регулирующий орган за установлением тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Исходя из содержания пунктов 5,6 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства N 861 от 27.12.2004, в случае отсутствия такого тарифа организация обязана лишь беспрепятственно пропускать электрическую энергию через свои сети и не вправе претендовать на оплату услуг.
Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства N 861 от 27.12.2004, истец вправе требовать заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей от сетевой организацией, то есть ОАО "МРСК Центра, к сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии для потребителей, то есть ОАО "ЛГЭК". Но такой договор уже заключен и действует. В отношении конечных потребителей, чьи интересы представляет ООО "ГЭСК", услуга по передаче электроэнергии урегулирована с ОАО "МРСК Центра" - договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.01.2008 N 11. Расчет осуществляется по установленному для ОАО "МРСК Центра" тарифу. Тариф действующий, экономически обоснованный и никем не оспорен.
В связи с этим, требование, заявленное ООО "ГЭСК", не связано ни с оспариванием, ни с нарушением его прав. Между тем, согласно ст.11 ГК РФ, суд осуществляет защиту лишь нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Так, согласно ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства N 861 от 27.12.2004 г., одним из существенных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии является порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил.
Данный пункт предусматривает, что стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V настоящих Правил, и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии
Следовательно, отсутствие установленного в соответствии нормативными требованиями тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не позволяет включить в договор одно из существенных условий. А направление проекта договора без существенного условия не достигает цели данного действия, поскольку договор не может считаться заключенным ввиду отсутствия в нем существенного условия.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения предъявленных истцом требований в полном объеме.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.11.2013 года по делу N А36-1023/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", г. Липецк - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1023/2013
Истец: ООО "Городская энергосбытовая компания"
Ответчик: ОАО "Липецкая городская энергетическая компания"
Третье лицо: ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", Управление энергетики и тарифов Липецкой области