г. Вологда |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А66-8210/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области Крымовой Н.В. по доверенности от 27.11.2013, Бильсон Е.Ю. по доверенности от 23.01.2014, от общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" Щегловой Е.А. по доверенности от 14.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 ноября 2013 года по делу N А66-8210/2012 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ОГРН 1106952029315; далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" (ОГРН 1047796062830; далее - ООО "ЛИДЕР") о взыскании 24 282 132 руб. 29 коп., в том числе: 23 051 265 руб. 00 коп. - задолженность по арендной плате по договору б/н от 08.05.2007 аренды земельного участка общей площадью 90 349, 8 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:0156:0026, расположенному по адресу: г. Тверь, пос. Мамулино, права и обязанности арендатора, по которому перешли к ответчику в соответствии с договорами о передаче прав и обязанностей от 08.08.2007 и от 16.10.2007, по срокам оплаты с 15.04.2012 по 15.07.2012, и 1 230 867 руб. 29 коп. - пени, начисленные на основании пункта 7.1 данного договора аренды за период с 16.04.2012 по 24.07.2012.
С учетом неоднократного уточнения первоначальных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Территориальное управление просило взыскать с ООО "ЛИДЕР" задолженность по арендной плате за период с января по июнь 2012 года (по срокам оплаты с 15.04.2012 по 15.07.2012) по договору б/н от 08.05.2007 в сумме 14 170 698 руб. (согласно расчета арендной платы, годовая сумма арендной платы на 2012 год на сумму 29 550 180 руб., выполненного на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "РИЭЛСТЕЙТ" от 10.04.2013 N М03-04/13) и 767 635 руб. 26 коп. - неустойка (пени), начисленная на основании пункта 7.1 данного договора аренды за период с 16.04.2012 по 24.07.2012.
Определением от 03.12.2012 суд принял к рассмотрению в рамках настоящего дела встречный иск ООО "ЛИДЕР" к Территориальному управлению о признании недействительным расчета арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 69:40:03 00 015:0026, расположенным по адресу: г. Тверь, п. Мамулино, на 2012 год, направленного письмом от 30.03.2012 N 2145-05 к договору от 08.05.2007 аренды земельного участка находящегося в федеральной собственности.
С учетом уточнения встречных исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ ООО "ЛИДЕР" просило признать недействительным приложения к договору аренды земельного участка б/н от 08.05.2007 - расчет арендной платы на 2012 год на сумму 29 550 180 руб., за пользование земельным участком, расположенным по адресу: г. Тверь, пос. Мамулино, выполненный Территориальным управлением на основании отчета ООО "РИЭЛСТЕЙТ" от 10.04.2013 N М03-04/13 "Об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "РИЭЛСТЕЙТ".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.11.2013 первоначальные исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Территориального управления взыскано 2417 руб. 57 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований отказано. Кроме того, с Общества в федеральный бюджет взыскано 16 руб. 02 коп. государственной пошлины. Встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным приложение к договору аренды земельного участка б/н от 08.05.2007 - расчет арендной платы, годовая сумма арендной платы на 2012 год на сумму 29 550 180 руб., за пользование земельным участком, расположенным по адресу: г. Тверь, пос. Мамулино, выполненный Территориальным управлением на основании Отчета ООО "РИЭЛСТЕЙТ" от 10.04.2013 N М03-04/13 "Об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012" и подписанного его руководителем.
Территориальное управление с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- арендная плата по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит регулированию и следует судьбе нормативного правового акта или акта органа местного самоуправления, ее определяющему, вне зависимости от согласованных условий договора об ее изменении на соответствующий период действия регулирующего акта. В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений;
- арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется;
- законодателем, установлен срок актуального действия оценки, проводимой заблаговременно до осуществления расчета арендной платы, чтобы стоимость арендной платы за земельный участок соответствовала действующим рыночным ценам и уровню инфляции по состоянию на дату составления расчета арендной платы. Диспозитивного запрета на применение в расчете арендной платы согласно пункту 6 Правил величины рыночной стоимости земельного участка, определенной на основании соответствующего отчета, подготовленного после заключение договора аренды, то есть после наступления периода начисления арендной платы, законодательством не установлено. Таким образом, невозможно согласиться с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к расчету арендной платы на 2012 год величины рыночной стоимости земельного участка, определенной на основании отчета, подготовленного в 2013 году;
- ошибочным является вывод суда первой инстанции о неприменении расчета арендной платы на 2012 год, в связи с тем, что указанные расчет был направлен арендатору только в 2013 году.
Представители Территориального управления в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе.
ООО "ЛИДЕР" в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направило. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 08.05.2007 Территориальное управление (арендодатель) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" (арендатор) подписали договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - договор от 08.05.2007), по условиям которого арендодатель обязывался предоставить во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0300015:0026, площадью 90349,8 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, п. Мамулино, для использования в целях под строительство жилого дома, сроком до 04.05.2056. В свою очередь арендатор обязывался ежегодно уплачивать арендодателю арендную плату в размере согласно приложению к договору частями в сроки:
не позднее 15.04. - _ годовой суммы;
не позднее 15.07. - _ годовой суммы;
не позднее 15.10 - _ годовой суммы.
Согласно пункту 4.2 договора от 08.05.2007 расчет арендной платы определен в приложении к договору, пунктом 4.3 договора стороны предусмотрели возможность пересмотра арендной платы при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не чаще одного раза в год; при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок, но не реже одного раза в пять лет. В случаях, указанных в пункте 4.3 договора и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия внесения, размер арендной платы, порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 5.4.7 договора от 08.05.2007 арендатор обязан получить расчет арендной платы на текущий год у арендодателя в срок до 1 февраля текущего года. При неисполнении данной обязанности арендодатель направляет арендатору расчет арендной платы на текущий год почтой и считается, что арендатор извещен о размере арендной платы.
При подписании договора стороны предусмотрели размер ответственности арендатора за просрочку внесения арендной платы за земельный участок в виде неустойки в размере 0,1% от просроченной суммы арендной платы за каждый день просрочки (пункт 7.1 договора от 08.05.2007).
На основании отчета о рыночной стоимости и величины годовой арендной платы от 26.04.2007 N 044з-07, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Тред-ЮНИОН" (пункт 4.1 договора аренды приложения N 1 к договору), арендодатель произвел расчет арендной платы за 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 за земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0300015:0026, площадью 90 349,8 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, п. Мамулино, применив определенную указанным выше отчетом рыночную стоимость арендной платы.
Размер арендной платы определен договором аренды земельного участка от 08.05.2007. Годовая арендная плата за земельный участок по договору от 08.05.2007 на момент заключения определена сторонами в размере 1 208 784 руб. в год на основании отчета о рыночной стоимости арендной платы от 26.04.2007 N 044з-07, изготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Тред-ЮНИОН" (пункт 4.1 договора аренды от 08.05.2007 приложения N 1 к договору).
08.08.2007 между Федеральным государственным унитарным предприятием "Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" и обществом с ограниченной ответственностью "Инфортекс" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды третьему лицу (далее - договор от 08.08.2007), согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" передало, а общество с ограниченной ответственностью "Инфортекс" приняло в полном объеме права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 08.05.2007 на основании торгов по продаже права аренды земельного участка от 07.08.2007.
Вышеуказанный договор был заключен с письменного согласия Территориального управления (пункт 1.2 договора от 08.08.2007) и вступил в силу с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 5.1 договора от 08.08.2007).
24.08.2007 была произведена государственная регистрация договора передачи прав и обязанностей по договору аренды третьему лицу от 08.08.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись N 69-69-02/179/2007-169.
16.10.2007 между обществом с ограниченной ответственностью "Инфортекс" и ООО "ЛИДЕР" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 08.05.2007, зарегистрированного 28.06.2007. Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области за регистрационным номером 69-69-02/062/2007-261 (далее - договор от 16.10.2007), согласно которому общество с ограниченной ответственностью "Инфортекс" передало, а ООО "ЛИДЕР" приняло в полном объеме права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 08.05.2007, заключенного между Территориальным управлением (арендодатель) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации".
Передача права и обязанностей по договору от 16.10.2007 осуществлялась с письменного согласия Территориального управления (пункт 1.4 договора от 16.10.2007). Настоящий договор вступил в законную силу с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7.1 договора), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.2007 была сделана запись N 69-69- 02/214/2007-230.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от 16.10.2007 общество с ограниченной ответственностью "Инфортекс" передало, а ООО "ЛИДЕР" (арендатор) приняло, данный земельный участок.
Следовательно, с данной даты, ООО "ЛИДЕР" является арендатором земельного участка, находящегося в федеральной собственности по договору б/н от 08.05.2007.
На основании пункта 4.3 договора от 08.05.2007 Территориальное управление произвело расчет арендной платы за 2012 на основании Отчета об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от 21.11.2011 N 028-11/11, подготовленного ООО "РИЭЛСТЕЙТ". Согласно указанному расчету размер годовой арендный платы на 2012 год составил 46 706 922 руб. данный расчет был направлен Территориальным управлением ООО "ЛИДЕР" письмом от 30.03.2012 N 2124-05.
За 2012 год ООО "ЛИДЕР" перечислило арендную плату по договору за спорный период по платежному поручению от 12.04.2012 N 243 в сумме 302 196 руб. и по платежному поручению от 18.09.2012 N 432 в сумме 302 196 руб., в связи с чем, задолженность по платежам 15.04.2012 и 15.07.2012 составила сумму 22 749 069 руб.
Поскольку задолженность по договору аренды не была погашена, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском на сумму 23 051 265 руб. к ООО "ЛИДЕР" о ее взыскании с начислением пени по договору.
ООО "ЛИДЕР" обратилось в суд со встречным иском о признании недействительным приложения к договору аренды земельного участка б/н от 08.05.2007 устанавливающего арендную плату на 2012 год.
Суд первой инстанции первоначальные исковые требования удовлетворил частично, встречные исковые требования - в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяет, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В силу статьи 65 ЗК РФ стоимость арендной платы государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 614 ГК РФ, закрепляя, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды, не содержит требований к способу указания в договоре размера арендной платы, в связи с чем ее размер может быть определен как в виде фиксированной суммы, так и путем согласования порядка его определения.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участком, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582).
В соответствии с данным постановлением арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из ряда принципов, в том числе из принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
Принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы предполагает, что в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Правилах N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Кроме того, согласно пункту 4.3. договора от 08.05.2007 размер арендной платы пересматривается:
- при изменении ставок рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок, но не реже одного раза в пять лет (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка);
- в случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы, порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, земельный участок, арендованный истцом по договору от 08.05.2007, находится в федеральной собственности Российской Федерации. Федеральная собственность Российской Федерации на данный участок разграничена и зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.08.2006 (свидетельство 69 АА 877614 от 21.08.2006).
Согласно пунктов 1 и 2 Правил N 582, данные правила определяют, в том числе: способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год (далее - арендная плата) определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 582, арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 Правил N 582, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, размер годовой арендной платы за спорный земельный участок на 2012 год должен соответствовать пункту 6 Правил N 582.
Кроме того, согласно пункту 10 Правил N 582, при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сумма арендной платы за 2012 год, указанная в оспариваемом приложении к договору аренды земельного участка б/н от 08.05.2007 не соответствует пункту 6 Правил N 582.
Согласно писем Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.12.2010 N Д23-4954, от 27.12.2010 N Д23-5369, применительно к пунктам 6 и 10 Правил N 582, ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации применяется по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была произведена рыночная оценка. В связи с этим, в случае если рыночная оценка земельного участка была проведена не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы, ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации следует применять по состоянию на 01.01.2012 при соблюдении всех условий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Так ставка рефинансирования в указанном, оспариваемом расчете применена Территориальным управлением по состоянию на 01.01.2007 (11% годовых), в то время как согласно пункту 6 Правил N 582 должна быть применена действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая существовала на начало календарного года (01.01.2012), в котором меняется размер арендной платы. Исходя из Указаний Центрального банка Российской Федерации от 23.12.2011 на 01.01.2012 ставка была 8% годовых.
Кроме того, отчет ООО "РИЭЛСТЕЙТ" N М03-04/13 "Об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012", положенный в основу расчета исковых требований, составлен 10.04.2013, то есть спустя более года после начала спорного периода. Так же, расчет арендной платы на 2012 год, выполненный на основании отчета ООО "РИЭЛСТЕЙТ" от 10.04.2013 N М03-04/13, направлен Территориальным управлением ответчику в нарушение пункта 5.4.7 договора только в августе 2013 года. Доказательств обратного, в суд первой инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что приложение к договору аренды земельного участка б/н от 08.05.2007 противоречит действующему законодательству, а именно статье 65 ЗК РФ, статье 424 ГК РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", то есть является недействительным (ничтожным).
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (пункт 2).
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была совершена и без включения недействительной ее части.
Следовательно, признание недействительными приложения к договору аренды земельного участка б/н от 08.05.2007, не повлияет на исполнение сторонами их обязательств и признание его недействительным не влечет ничтожности прочих условий договора.
При указанных обстоятельствах, исковые требования ООО "ЛИДЕР" о признании недействительным приложение к договору аренды земельного участка б/н от 08.05.2007 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Рассматривая первоначальные исковые требования Территориального управления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Изменения в размере арендной платы на 2012 год, выполненные на основании отчета ООО "РИЭЛСТЕЙТ" от 10.04.2013 N М03-04/13, не могут быть распространены на спорный период применительно к статье 425 ГК РФ (согласие ООО "ЛИДЕР" отсутствует). ООО "ЛИДЕР" должно уплачивать арендную плату за спорный период исходя из условий договора аренды земельного участка от 08.05.2007 в размере 1 208 784 руб. в год или применительно к срокам уплаты, установленным пунктом 4.4 договора: до 15.04.2012 - 302 196 руб., до 15.07.2012 - 302 196 руб.
Материалами дела подтверждено, что за 2012 год ООО "ЛИДЕР" перечислило арендную плату по договору за спорный период по платежному поручению от 12.04.2012 N 243 в сумме 302 196 руб. (назначение за 1 квартал 2012 года) и по платежному поручению от 18.09.2012 N 432 в сумме 302 196 руб. (назначение за 2 квартал 2012 года), в связи с чем, задолженность по платежам 15.04.2012 и 15.07.2012 по договору у ООО "ЛИДЕР" отсутствует.
С учетом изложенного исковые требования по первоначальному иску Территориального управления о взыскании основного долга в сумме 14 170 698 руб. удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Сумма неустойки, которую просил взыскать истец с ответчика, составляет 767 635 руб. 26 коп., начислена за период с 16.04.2012 по 24.07.2012 на основании пункта 7.1 договора б/н от 08.05.2007, в связи с просрочкой внесения арендной платы за спорный период. Ответчик контррасчет неустойки не представил, ее расчет оспорил.
Суд первой инстанции с учетом определения размера арендной платы и сведений о ее уплате правомерно удовлетворил требование о взыскании неустойки частично в сумме 2417 руб. 57 коп. за период с 17.07.2012 по 24.07.2012 в связи с просрочкой в уплате арендной платы по сроку 15.07.2012 платежным поручением от 18.09.2012 N 432 на сумму 302 196 руб. (назначение за 2 квартал 2012 года) (из расчета: 302 196 руб. х 0.1% х 8 дней).
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 ноября 2013 года по делу N А66-8210/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8210/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области
Ответчик: ООО "Лидер"
Третье лицо: ООО "Риэлстейт"