г. Москва |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А40-77378/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Мухина С.М. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2013 по делу N А40-77378/13, принятое судьей Андрияновой С.М. (130-746)
по заявлению ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, 131000, Москва, Варшавское ш., 37)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (107078, Москва, Мясницкий пр., 4, 1)
третье лицо: ООО "Офисная техника" (ОГРН 1046206000576, 390044, Рязань, Московское шоссе, 20)
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Винокуров Д.И. по дов. N 233/ЮД от 12.03.2013; |
от ответчика: |
Хохлова А.В. по дов. N 3-53 от 19.12.2013; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 04.03.2013 по делу N 1-00-179/77-13 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Решением от 21.11.2013 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт о признании незаконным решения антимонопольного органа. В обоснование доводов ссылается на то, что заявка ООО "Офисная техника" отклонена правомерно, у заявителя отсутствовала обязанность по указанию в закупочной документации на возможность (невозможность) поставки эквивалента товара или же не включать в документацию требования к описанию претендентами поставляемого товара. Кроме того, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для рассмотрения жалобы ООО "Офисная техника" по существу.
Третье лицо, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ООО "Офисная техника".
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из фактических обстоятельств дела, 30 января 2013 ФГУП "Почта России" на сайте электронной торговой площадки "СЭТОНЛАЙН" (http://setonline.ru) размещено извещение о проведении закупки в форме редукциона N 31300115210 на поставку офисной бумаги для нужд ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России".
В соответствии с п. 9 данного извещения и спецификацией к нему (Приложение N 1) предметом поставки являлась бумага офисная марки "Снегурочка".
11.02.2013 ООО "Офисная техника" подана заявка на участие в редукционе с указанием о намерении поставить заказчику бумагу торговой марки "MASTER".
Поскольку товар, предполагаемый к поставке обществом, не соответствовал требованиям, установленным в извещении о проведении редукциона, 18.02.2013 заявка ООО "Офисная техника" была заказчиком отклонена.
Не согласившись с отклонением заявки, ООО "Офисная техника" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве с жалобой на действия заказчика при проведении редукциона на поставку бумаги офисной для нужд ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России".
Решением от 04.03.2013 по делу N 1-00-179/77-13 УФАС по г. Москве жалоба в части доводов о неправомерном отклонении заявки общества признана обоснованной, ФГУП "Почта России" - нарушившим пункт 4.10.6 "Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России".
В соответствии с п.п.1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства; за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях.
В соответствии с п.5.3.6 Положения о Федеральной антимонопольной службе последняя проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, а также возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика правовых и фактических оснований для рассмотрения жалобы третьего лица, несостоятелен.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым, в том числе, государственными унитарными предприятиями.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Организатором торгов утверждено и введено в действие приказом Генерального директора от 30.03.2012 г. N 73-п положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России". Положение о закупках размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещения заказов http://zakupki.gov.ru в соответствии с требованиями Закона о закупках.
28.12.2012 приказом предприятия N 423-п были внесены изменения и дополнения в положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" от 30.03.2012 N 73-п.
Пунктом 9.4 Изменений в Положение о закупках установлено, что извещение о проведении редукциона может содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика. В извещении закупочной документации отсутствует требование о невозможности поставки эквивалентной продукции (бумаги иной торговой марки, но с техническими характеристиками, предусмотренными Извещением).
Пунктом 9 Извещения предусмотрено, что предметом договора является поставка бумаги офисной для нужд ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к Извещению).
В соответствии с Приложением N 1 к Извещению, к поставке требуется бумага торговой марки "Снегурочка" с указанием следующих технических характеристик: формат А4; 80 г/м; белизна 146% CIE; 500л/пачка; Количество - 24500 пачек.
ООО "Офисная техника" к поставке предлагалась бумага торговой марки "MASTER", выданного производителем ООО "Монди Сейлз СНГ" с техническими характеристиками полностью соответствующим требованиям, установленным в Приложении N 1 к настоящему Извещению.
Согласно протоколу рассмотрения документов, предоставленных претендентами на участие в редукционе от 18.02.2013 N 13/021, закупочной комиссией ФГУП "Почта России" принято решение о не допуске к участию в редукционе ООО "Офисная техника" в соответствии с пп. "д" п. 30 извещения о проведении редукциона (описание товара, предлагаемого к поставке претендентом, противоречит указанному в спецификации).
На основании ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, если иное не установлено федеральным законом.
В нарушение вышеуказанных норм, заявителем установлены требования к производителю товара.
В соответствии с абзацем 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: "если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным".
Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта, в соответствии со ст. 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В силу ст. 3 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права нарушены.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4, ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2013 по делу N А40-77378/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ФГУП "Почта России" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77378/2013
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Третье лицо: ООО "Офисная техника"