г. Воронеж |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А14-8969/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Суховой И.Б., |
Судей |
Мокроусовой Л.М., |
|
Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области: Устименко О.С., представителя по доверенности б/н от 9.06.2012;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Мохова А.Н., представителя по доверенности 77 АА 9210291 от 29.04.2013;
от Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области: Шиняева И.А., представителя по доверенности б/н от 22.06.2012;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Муниципального унитарного жилищно - эксплуатационного предприятия N 2 городского поселения г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 9.12.2013 по делу N А14-8969/2013 (судья Романова Л.В.), по исковому заявлению Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области, г. Лиски Воронежской области (ОГРН 1053684539545, ИНН 3652008488) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о признании права собственности на здание мастерских водоснабжения (инвентарный номер 0100860) за исключением встроенного в здание защитного сооружения гражданской обороны по адресу: г. Лиски, ул. Лысенко, 38, литер А, общей площадью 120,26 кв.м подвал (1-9), здание гаража (инвентарный номер 0100840), здание столярной мастерской (инвентарный номер 0102050), здание складских помещений (инвентарный номер 0100880), ограждение территории базы протяженностью 301,9 кв.м, (инвентарный номер 0246420), внутренние сети водоснабжения 122 м., внутренние сети теплоснабжения протяженностью 50 м., внутренние сети канализации протяженностью 160 м., расположенные по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Лысенко, 38; о прекращении права собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на указанные объекты недвижимости, при участии в деле третьих лиц: Администрация Лискинского муниципального района Воронежской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Муниципальное унитарное жилищно - эксплуатационное предприятие N 2 городского поселения г. Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области (далее по тексту - Администрации городского поселения город Лиски, истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее по тексту - ОАО "РЖД", ответчик, заявитель жалобы) о признании права собственности городского поселения город Лиски Лискинкого муниципального района Воронежской области на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Лысенко, 38: здание мастерских водоснабжения Литер 2, площадью 433,3 кв.м, кадастровый номер 36:14:0019401:288 (без площади подвала с защитным сооружением гражданской обороны); здание гаража Литер 1, площадью 247,0 кв.м, кадастровый номер 36:14:0019401:289; здание столярной мастерской Литер 3, площадью 52,4 кв.м, кадастровый номер 36:14:0019401:287; здание складских помещений Литер 5, общей площадью 285,6 кв.м, инвентарный номер 20:420:001:005012200; ограждение территории базы Литер 6, инвентарный номер 20:420:001:005012200, протяженностью 285 м., кадастровый номер 36:14:0019401:293; внутренние сети водопроводные Литер 7, протяженность 74 м, кадастровый номер 36:14:0019401:290; внутренние сети теплоснабжения Литер, протяженность 83 м, кадастровый номер 36:14:0019401:291; внутренние сети канализации Литер 9, протяженность 72 м, кадастровый номер 36:14:0019401:292; помещение проходной Литер 4, площадью 8 кв.м., кадастровый номер 36:14:0019401:286 (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 9.12.2013 по делу N А14-8969/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ОАО "РЖД" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, ссылка на Перечень имущества, как на основание передачи истцу спорного имущества от Муниципального образования, неправомерна, кроме того, площадь объектов, указанных в перечне и в исковом заявлении (с учетом уточнения) не совпадают, при этом, не соблюден порядок оформления объектов в муниципальную собственность, неправомерны выводы об использовании и установлении обременений имущества социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
13.02.2014 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда посредством факсимильной связи от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.02.2014 представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области и Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных участников процесса не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В порядке статей 163, 18, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.02.2014.
После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же судебном составе, при участии тех же представителей участников процесса.
За время перерыва через канцелярию суда от ОАО "Российские железные дороги" поступило письменное пояснение к апелляционной жалобе с приложением: копии постановления Правительства РФ N 585 от 18.09.20034 копии выписки из протокола N 9 заседания совета директоров ОАО "Российские железные дороги" состоявшегося 7.05.2010; копии положения N 86 от 16.11.2010; копии приказа N 188 от 23.11.2010; копии положения о Юго-Восточной дирекции по тепловодоснабжению - структурном подразделении Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги"; копии письма N1101/1768 от 22.12.2010; копии свидетельства о государственной регистрации права от 14.06.2006; копи свидетельств о государственной регистрации права от 9.03.2004; копии свидетельства о государственной регистрации права от 4.03.2004; копии свидетельства о государственной регистрации права от 5.03.2004; копии свидетельств о государственной регистрации права от 10.03.2004; копии письма N 264 от 10.02.2014; копии налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за период с 2011 по 2013. От Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, которое суд приобщает к материалам дела. От Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области поступил отзыв на пояснения к апелляционной жалобе с приложением копии письма N 836 от 24.09.2013 и копии письма N 4406-ЦДТВ от 1.11.2013. Все документы приобщены к материалам дела.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.12.2005 в реестре муниципальных образований зарегистрировано городское поселение город Лиски.
В соответствии с Законом Воронежской области от 22.12.2005 N 87-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Воронежской области" утвержден перечень имущества передаваемого вновь образованным поселениям муниципальными районами, в состав которых они входят.
Согласно приложению N 4 к указанному Закону в муниципальную собственность городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области переданы следующие объекты недвижимости расположенные по адресу: Лискинский район, город Лиски, ул. Лысенко, 38:
- здание мастерских водоснабжения (N 237 в законе)
- здание гаража(N 238 в законе)
- здание столярной мастерской(N 239 в законе)
- здание складских помещений(N 240 в законе)
- ограждение территории базы(N 241 в законе)
- внутренние сети водоснабжения(N 242 в законе)
- внутренние сети теплоснабжения (N 243 в законе)
- внутренние сети канализации (N 244 в законе)
Указанное имущество передано Муниципальным образованием Лискинский муниципальный район истцу по акту от 29.04.2006.
По мнению истца, городское поселение город Лиски является собственником спорных объектов недвижимости в силу закона. С указанного момента и до настоящего времени, городское поселение город Лиски открыто владеет спорными помещениями как своими собственными, несет бремя их содержания.
12.08.2013 городское поселение город Лиски обратилось в Управление Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области в Лискинском районе с целью регистрации прав муниципальной собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
В устной форме получен отказ в регистрации права собственности по следующей причине. Вышеперечисленные объекты, расположенные по адресу: Воронежская область, Лискинский район, город Лиски, ул. Лысенко, 38, вошли в состав сооружения - комплекс Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения производственной базы в городе Лиски по улице Лысенко, 38. Право собственности на них за ОАО "РЖД" зарегистрировано на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательств организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД" от 30.09.2003, утвержденный распоряжением Министерства путей сообщения РФ от 50.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 09.03.2004 N 36 АА 935071.
Возникшая в связи с указанными обстоятельствами неопределенность в праве на объект недвижимости послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в суд за защитой нарушенного права.
Ответчик иск не признал, возражал по следующим основаниям.
ОАО "РЖД" учреждено Постановлением Правительства Российской Федерации 18.09.2003 N 585.
С 09.03.2004 ОАО "РЖД" является собственником объекта - имущественный комплекс Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения производственной базы в городе Лиски по улице Лысенко (свидетельство о государственной регистрации права от 09.03.2004 N 36 АА 935071), состоящего из следующих зданий и сетей: сети водопроводные, сеть тепловая наружная с изоляцией, сети канализационные, гараж, мастерские водоснабжения, здание столярной мастерской, помещения проходной, складское помещение для материальных ценностей, ограждение.
С 30.08.2004 ОАО "РЖД" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: 397908, Воронежская область, г. Лиски, ул. Лысенко, д. 38, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.08.2004 N 36 АБ 012440.
Право собственности на сооружения - комплекс Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения производственной базы в городе Лиски по улице Лысенко и земельный участок было оформлено на основании сводного передаточного акта от 30.09.2003 на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, производственно-эксплуатационная база вошла в уставный капитал ОАО "РЖД" (п. 56 Перечня сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества ФГУП "Юго-Восточная железная дорога" МПС РФ, вносимых в уставный капитал ОАО "РЖД" - Приложение N 2456 к Передаточному акту).
11.03.2003 было заключено трехстороннее соглашение между ФГУП "Юго-Восточная железная дорога", Лискинским отделением - филиалом ФГУП "ЮВЖД", с одной стороны, и Администрацией Лискинского района Воронежской области, с другой стороны, об условиях передачи в муниципальную собственность Лискинского района жилого фонда Лискинской дистанцией гражданских сооружений.
Согласно п. 2.4. соглашения ФГУП "Юго-Восточная железная дорога", Лискинское отделение - филиал ФГУП "ЮВЖД" обязалось передать в муниципальную собственность сооружение - комплекс Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения производственной базы в городе Лиски по улице Лысенко: здание мастерских, здание автогаража, здание столярной мастерской, здание складских помещений, ограждение территории базы, внутренние сети водоснабжения, внутренние сети теплоснабжения, внутренние сети канализации), расположенную по адресу: 397908, Воронежская область, г. Лиски, ул. Лысенко, д. 38.
Согласно протокола по выполнению соглашения "Об условиях передачи в муниципальную собственность Лискинского района жилого фонда Лискинской дистанцией гражданских сооружений" от 05.06.2003 было принято решение о передаче зданий и помещений сооружения - комплекс Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения производственной базы в городе Лиски по улице Лысенко по акту именно во временное пользование до получения официального разрешения МПС и соответствующего приказа начальника дороги.
24.05.2004 между начальником Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Лискинского отделения ФГУП "Ю-В ж.д." Ефимовым А.В. и начальником Лискинского ОКХ Секушиным В.Н. подписаны акты приема-передачи объектов сооружения - комплекс Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения производственной базы в городе Лиски по улице Лысенко,38 ( том 1 л.д. 96-102), в которых указано, что сети водопроводные, сеть тепловая наружная с изоляцией, сети канализационные, гараж, мастерские водоснабжения, здание столярной мастерской, помещения проходной, складское помещение для материальных ценностей, ограждение передается в муниципальную собственность на баланс муниципального предприятия МУЖЭП-2 г. Лиски.
Ответчик полагает, что начальник Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Лискинского отделения ФГУП "Ю-В ж.д." Ефимов А.В., подписывая вышеуказанные акты приема-передачи, превысил свои полномочия и не имел права распоряжаться имуществом другого юридического лица - ОАО "РЖД", поэтому данные акты не имеют силы.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как судом первой инстанции правильно определено спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснены имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исковые требования основаны на нормах статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормах Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, нормах Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Нормами статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права. Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном праве. Наличие указанных обстоятельств должен доказать истец в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения содержаться в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Отклоняя доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований передачи истцу спорного имущества от Муниципального образования, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
Пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов..." от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи имущества в процессе разграничения находящегося в муниципальной собственности имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона.
В соответствии с абзацем 4 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу абзаца 11 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу (абзац 7 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Согласно положениям статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
На основании правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), в том числе жилищный фонд и жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 N 15 установлено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
На основании статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, Министерством имущественных отношений РФ, Минфином РФ и МПС РФ 8.04.2004 в части принятия решения об использовании и установлении обременений имущества социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащего приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, были утверждены перечни объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1 ).
Из имеющейся в материалах дела выписки из Приложения N 1 следует, что в перечень объектов в Лискинском районе, не подлежащих приватизации, были включены: здание мастерских водоснабжения, здание автогаража, здание столярной мастерской, здание складских помещений для материальных ценностей, внутренние сети водоснабжения, внутренние сети теплосмнабжения, внутренние сети канализации, ограждение территории базы протяженностью 301,9 м. Вышеуказанное имущество до приватизации входило в состав имущества Лискинской дистанции гражданских сооружений Лискинского отделения ФГУП "ЮВЖД", использовалось для обслуживания ведомственного жилого фонда.
После образования ОАО "РЖД", на основании Постановления Правительства РФ от 7.03.1995 N 235 и по Соглашению от 11.03.2003 и актам приема-передачи от 24.05.2004, в муниципальную собственность Лискинского района были переданы жилые дома со встроено-пристроенными помещениями, а так же производственно-эксплуатационная база ВОДЧ и эксплуатационный участок, необходимые для содержания и эксплуатации передаваемого жилого фонда.
До настоящего времени указанное имущество используется МУЖЭП N 2 для обслуживания муниципального жилого фонда, следовательно, является объектом коммунально-бытового назначения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда области о том, что спорное имущество, в силу прямого указания закона, должно было быть передано в муниципальную собственность совместно с передачей объектов жилого фонда, обслуживание которых оно обеспечивает.
Указание заявителя жалобы на ненадлежащие полномочия Ефимова А.В. не могут являться основанием для изменения правового статуса объектов коммунально-бытового назначения, установленного законом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что спорное имущество муниципальным собственником было передано МУЖЭП N 2 на праве хозяйственного ведения по договору от 15.10.2003 и дополнительному соглашению от 15.09.2004, акту приема-передачи от 15.09.2004, учитывается на балансе МУЖЭП N 2, которое осуществляет его эксплуатацию, несет расходы по его содержанию, оплачивает соответствующие налоги на имущество.
Поскольку, указанное имущество было передано Лискинским муниципальным районом Воронежской области 29.04.2006 вновь образованному муниципальному образованию городское поселение город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области, суд первой инстанции правомерно установил наличие оснований для признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Лысенко, 38.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту статьи 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим, содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса РФ, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, запись в ЕГРПН N 36-14-26/2004-161 от 9.03.2004 о регистрации права собственности ОАО "РЖД" на вышеуказанное имущество подлежит прекращению.
Объективные доказательства, позволяющие суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам в материалах дела отсутствуют, подателем апелляционной жалобы не представлены.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб. относятся на ее заявителя и возврату или возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 9.12.2013 по делу N А14-8969/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8969/2013
Истец: Администрация ГП г. Лиски Лискинского МР ВО
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: Администрация Лискинского МР ВО, МУЖЭП N2, МУЖЭП N2 г. Лиски, ТУФА по УГИ в ВО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ВО