город Воронеж |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А48-2195/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Правительства Орловской области: Корнеева С.Ю., представитель по доверенности N 52 от 03.12.2013, удостоверение;
от Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области: Корнеева С.Ю., представитель по доверенности N УЭ-14 от 10.01.2014, удостоверение;
от открытого акционерного общества "Орелрыбхоз": Захаров Р.А., представитель по доверенности N 7 от 07.10.2013, паспорт РФ;
от Территориального управления Росимущества в Орловской области: Костромичева Н.Н., представитель по доверенности N 004 от 09.01.2014, удостоверение;
от Московско-окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Дегтерев А.А., представитель по доверенности N 01-22/3732 от 24.12.2013, удостоверение; Ноздрин Д.О., представитель по доверенности N 01-22/460 от 26.02.2014, паспорт РФ;
от Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Орловской области, Московско-окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 по делу N А48-2195/2013 (судья Соколова В.Г.) по заявлению открытого акционерного общества "Орелрыбхоз", юридический адрес: Орловская область, Кромской район, д. Макеево (ОГРН 1035752006531) к Правительству Орловской области, юридический адрес: г. Орел, пл. Ленина, 1 (ОГРН 1025700834004), третьи лица: 1. Территориальное управление Росимущества в Орловской области, адрес: г. Орел, наб. Дубровинского, 70 (ОГРН 1095742001123), 2. Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области, адрес: г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 16, 3. Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), адрес: г. Москва, ул. Красносельская Верхн., 17 а, стр. 1 б, в лице Отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-окского бассейнового водного управления Росводресурсов, адрес: г. Орел, ул. Комсомольская, 33, 4. Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, 39 а, в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области, адрес: г. Орел, ул. Комсомольская, 33, о признании недействительным постановления в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орелрыбхоз" (ОАО "Орелрыбхоз", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Орловской области о признании недействительным постановления от 13.10.2009 N 199 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их эксплуатации" в части включения в Перечень рыбопромысловых участков: пруда Чувардинский на р. Неживка площадью 65,0 га (номер 98 по Перечню), пруда Крупышинский на р. Неживка площадью 91,0 га (номер 99 по Перечню), пруда Краснокалиновский на р. Локна площадью 54,2 га (номер 100 по Перечню), пруда Головной на р. Тросна площадью 63,0 га (номер 211 по Перечню), пруда Макеевский на р. Тросна площадью 75,0 га (номер 212 по Перечню) и обязании Правительства Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Орелрыбхоз".
Решением от 12.11.2013 заявленное требование удовлетворено. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия совокупности оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Правительство Орловской области, Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области обратились с апелляционными жалобами.
Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству просит решение суда отменить.
Указывает на то, что суд при принятии обжалуемого решения не принял должных мер к исследованию вопроса о том, имеются ли графические наложения водных объектов Перечня на принадлежащие истцу объекты, полагает, что проверка этих обстоятельств была необходима для полного и всестороннего рассмотрения заявленного иска по существу.
Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Правительство Орловской области просит отменить решение суда и прекратить производство по жалобе.
Кроме того, выразили несогласие с судебным актом по существу.
По мнению заявителей апелляционной жалобы, выводы суда о законности использования прудов не соответствуют обстоятельствам дела и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Считают, что водные объекты, находящиеся в государственной собственности, в силу закона не могли быть переданы в собственность юридическому лицу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Московско-окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Правительства Орловской области и Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области поддержали доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Полагают, что оспариваемый правовой акт является нормативным.
Представитель открытого акционерного общества "Орелрыбхоз" возражал против доводов апелляционных жалоб, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель Территориального управления Росимущества в Орловской области также возражал против доводов апелляционных жалоб, полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 25.09.1974 N 527 "О передаче отдельных рыболовных хозяйств и нагульных прудов Министерства сельского хозяйства РСФСР и Министерства совхозов РСФСР и предоставлении земельных участков в ведение Министерства рыбного хозяйства РСФСР", приказом Министерства рыбного хозяйства от 02.10.1974 N158 в ведение Министерства рыбного хозяйства РСФСР передан рыбхоз "Макеевский", строящийся рыбхоз "Лубна", нагульные пруды совхозов "Дмитровский" и "Лубянский" Минсельхоза РСФСР.
В соответствии с приказом Министерства рыбного хозяйства РСФСР от 07.10.1974 N 160, решением Орловского областного Совета депутатов трудящихся от 01.11.1974 N 558 организован Орловский прудовой рыбокомбинат с местонахождением в городе Орле и непосредственном подчинением его Министерству рыбного хозяйства РСФСР.
Приказом Государственного агропромышленного комитета Нечерноземной зоны РСФСР от 25.11.1988 N 352, а также приказом Агропромышленного комитета Орловской области от 05.12.1988 N 600 предусмотрено, что прудовый комбинат "Орловский" реорганизован в Государственно-кооперативное объединение "Орелрыбхоз".
В соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", протоколом учредительного собрания уполномоченных по регистрации Орловского государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" от 01.02.1993 года N 1 государственно-кооперативное объединение "Орелрыбхоз" было перерегистрировано в Орловское государственное предприятие рыбного хозяйства "Орелрыбхоз".
Постановлением главы администрации Заводского района г. Орла N 107 03.02.1993 зарегистрировано Орловское государственное предприятие рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", из пункта 1.1 Устава которого следует, что оно созданного в соответствии с решением учредительного собрания уполномоченных представителей рыбопромышленных предприятий Орловской области и приказом Министра рыбного хозяйства РСФСР от 05.12.1988 года N 289.
В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и распоряжением Минимущества Российской Федерации от 30.01.2003 N 408-р, Управление государственного имущества Администрации Орловской области издало приказ от 22.10.2003 N 222 "Об условиях приватизации государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз", которым определено приватизировать государственное предприятие рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" путем преобразования в открытое акционерное общество "Орелрыбхоз" с уставным капиталом в размере 11610000 руб. и утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз" и перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия рыбного хозяйства "Орелрыбхоз".
В соответствии с приложением 1 к приказу Управления государственного имущества Администрации Орловской области от 22.10.2003 N 222 в состав имущества, перешедшего в собственность ОАО "Орелрыбхоз", вошли следующие объекты: пруд нагульный N 2, назначение - производственное, площадь 71,6 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; пруд нагульный N3, назначение - производственное, площадь 91,7 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; дамба, назначение - производственное, расположенная по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Крупышино; пруд нагульный, назначение - производственное, площадь 54,2 га, расположенный по адресу: Орловская область, Дмитровский район, п. Вечерняя Заря; головной пруд N1, назначение - производственное, площадь 63,0 га, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево; головной пруд N2, назначение - производственное, площадь 75,0 га, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, д. Макеево.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22 апреля 2009 года N 338 утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков, пунктом 5 которого предусмотрено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
С целью проведения работ по определению границ рыбопромысловых участков и заключения договоров о предоставлении в пользование рыбопромысловых участков Орловской области в Управлении проходили совещания, а также Постановлением Коллегии Орловской области от 15 августа 2008 года N 274 был утвержден Состав комиссии по определению границ рыбопромысловых участков, в состав которой вошли представители всех органов и организаций, указанных в приказе N 338.
В целях исполнения требований приказа N 338 от Орловского областного природоохранного общественного движения "Центр Ковыль" получено заключение о согласовании перечней рыбопромысловых участков на территории Орловской области.
Письмом N СЭ-396 в адрес Московско - окского территориального управления Росрыболовства Российской Федерации 20 марта 2009 года направлен перечень рыбопромысловых участков Орловской области для рассмотрения и выдачи заключения Госкомрыболовства Российской Федерации.
Письмом от 25 августа 2009 года N 4975-ВР/У05 Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ, приказом Госкомрыболовства России от 4 марта 2008 г. 199 "О согласовании перечней рыбопромысловых участков", с учетом положительного заключения комиссии Московско-окского территориального управления Росрыболовства, согласован перечень рыбопромысловых участков в представленной редакции.
Во исполнение вышеуказанных правовых актов на территории Орловской области постановлением Правительства Орловской области от 13 октября 2009 года N 199 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их использования" утвержден перечень рыбопромысловых участков на территории Орловской области.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Правительства Орловской области в части включения в него пруд Чувардинский на р. Неживка, площадью 65,0 га, расположенный в населенном пункте Чувардино; пруд Крупышинский на р. Неживка, площадью 91,0 га, расположенный в населенном пункте Крупышино; пруд Краснокалиновский на р. Локна, площадью 54,2 га, расположенный в н.п. Краснокалиновский; пруд Головной на р. Тросна, площадью 63,0 га, расположенный в н.п. Макеево; пруд Макеевский на р. Тросна, площадью 75,0 га, расположенный в населенном пункте Макеево, заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу частей 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства.
Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В силу статьи 3 Закона законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В соответствии со статьей 5 Закона, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Статьей 7 Закона установлено, что участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно статьи 18 Закона, перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Статьей 33.3 Закона предусмотрено, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что отношения по рыболовству и сохранению биоресурсов на основании и во исполнение Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органами исполнительной власти субъекта могут регулироваться только путем издания нормативных правовых актов.
Количество возможных торгов по предоставлению в пользование рыбопромысловых участков не является единичным.
Оспариваемое постановление издано в соответствии с указанными положениями закона и на основании них органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Орловской области, подлежит применению участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов такими как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Таким образом, оспариваемым постановлением Правительства Орловской области устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились правоотношения в рассматриваемой сфере с конкретным участником.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Закона Орловской области от 15.04.2003 N 319-03 "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полного текста в газете "Орловская правда", в "Собрании нормативных правовых актов Орловской области", а также в официальных электронных источниках опубликования нормативных правовых актов Орловской области.
Официальными электронными источниками опубликования нормативных правовых актов Орловской области являются государственная специализированная информационная система "Портал Орловской области - публичный информационный центр", федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации).
Датой официального опубликования нормативного правового акта области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования нормативных правовых актов Орловской области.
Постановление N 199 было опубликовано в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" 03.12.2009, и в соответствии со ст. 53 Закона Орловской области от 15.04.2003 N 319-03 "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" вступило в законную силу.
Из определения Высшего Арбитражного суда РФ от 16.06.2020 года N ВАС - 8316/10 следует, что аналогичные правовые акты, изданные во исполнение вышеуказанного Федерального закона, Верховным судом РФ рассматривались как нормативные правовые акты (определение ВС РФ от 07.11.2012 года N 36-АПГ12-6).
Такой же вывод относительно категории оспариваемого правового акта изложен ФАС ЦО в постановлении от 25.06.2013 года по делу N А09-6768/2012.
В соответствии с положениями части 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса, решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
В силу пункта 1 статьи 29, статьей 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что возможность обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения заявлений о признании незаконными нормативных правовых актов в порядке апелляционного производства Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Поскольку оспариваемое постановление N 199 является нормативным правовым актом, решение арбитражного суда области по настоящему делу в апелляционном порядке обжаловано быть не может.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" установлено, что в случае, когда суд апелляционной инстанции ошибочно принял к производству апелляционную жалобу на судебный акт, не подлежащий обжалованию в порядке апелляционного производства, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по апелляционным жалобам Правительства Орловской области, Московско-окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 по делу N А48-2195/2013.
Определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2195/2013
Истец: ОАО "Орелрыбхоз"
Ответчик: Правительство Орловской области
Третье лицо: Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Отдел водных ресурсов по Орловской области Московско-окского бассейнового водного управления Росводресурсов, Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области, ТУ Росимущества в Орловской области, Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности, Правительство Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1411/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1411/14
22.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1411/14
14.03.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6752/13
12.11.2013 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2195/13